Мы, родители, знаем: наступает миг в жизни ребенка, когда ему становится необходим друг. «Жил на свете Маленький Принц, и ему очень не хватало друга», – написал Сент-Экзюпери. Когда, в каком возрасте это происходит?
Попробуем вспомнить. Вот он еще маленький, ползает по квартире, вот – идет с нами за ручку во двор. Детский сад. Мальчик или девочка, с которыми он играет там или во дворе. Нет, это еще не тот возраст. Для него мы все-таки главные: мама и папа – лучшие друзья.
Но вот ему 12 лет. Наш подросток-ребенок изменился. Прежде всего – отдалился, стал смотреть на нас, раньше единственных и непререкаемых, критически.
Ничего, это не страшно. Еще Гегель усматривал в этом своем «отрицании отрицания»: рано или поздно сын или дочь возвращаются, «родители удивительно поумнели» (так сказал однажды Марк Твен). Важно то, что дети стали интенсивно общаться не с нами только, а со сверстниками и сверстницами.
…А начинается это лет в семь, когда ребенок только переступает порог школы. Именно в этом возрасте он чувствует огромную потребность в друге. Потребность научиться жизни, научиться общению. Прожив с полвека, замечаешь: настоящая дружба обычно тянется с юности и даже порой еще из детства (но все-таки не из детского сада!)…
И жаль, что с приходом компьютера потребность в игре у ребенка этого возраста в основном удовлетворяется играми индивидуальными, один на один с компьютерной программой. Они стремятся собраться вокруг компьютера целой компанией, но – играет-то один… И обидно, что в арсенале современных 12-леток часто всего-то салки да прятки, которые уже давно всем приелись.
Жаль. Потому что нет лучшего учителя общения, как дворовые игры, прежде всего – командные игры, где ты чувствуешь плечо партнера по команде, где общий выигрыш зависит не только от тебя одного или от игры друга, но от вашего взаимодействия. Говорят, если игра закончилась вничью, «побеждает дружба», но это выражение имеет еще и другой смысл – дружная команда имеет преимущество.
Да, меняются времена, и традиции дворовых команд отходят в прошлое. Но мы, взрослые, если покопаться в памяти, все еще помним множество дворовых игр, которые так когда-то любили, да что там, которые были самой нашей жизнью…
Мне вспоминается один детский рассказ. Я уже даже не помню, кто его написал, сюжет такой. Мальчик гулял по парку. И вдруг увидел ребят, играющих в войну. Незнакомых. Но игра – это волшебство. Она сразу знакомит и превращает детей в закадычных друзей. «Принимаем, – сказали мальчику. – Ты будешь часовой. Стой на часах, пока тебя не сменят». И вот он стоял так и стоял, а уйти не мог, потому что те, кто с ним играл, забыли, наверно, о нем, а он знал, что часового может снять с поста только военный, старше по рангу. И парк уже закрывался, и какой-то взрослый поинтересовался, что он тут делает, почему домой не идет. Мальчик объяснил. «Что же ты тут будешь до утра стоять?» Молчание. «А я могу тебе приказ отдать, чтобы ты домой шел?» – «Нет, вы же не военный». И тогда этот взрослый человек пошел искать военного, и нашел, и привел к мальчику. Вот такая история. Смотрится очень странновато в нынешнее время, когда дети и подростки играют в такие игры очень мало. А тогда это была норма, своего рода «стандарт поведения играющего ребенка», недаром рассказы такие писали.
И это было совсем неплохо!
Комментарии