Утро в школе №19 начинается с улыбки директора. Светлана Анатольевна встречает первую смену у входа: приветствует первоклашек, уважительно кивает старшим – с неизменной улыбкой. Когда спрашиваешь мнение учеников и родителей о школе, многие отвечают примерно одинаково: «Здесь тепло», имея в виду не только климатические условия, но и атмосферу доброжелательности, которая вот с этой улыбки «главного учителя и главного руководителя» и начинается.
С фасада екатеринбургская школа №19 напоминает страницы раскрытой книги. Ее строили уже в то время, когда жизнь позволила думать и о функциональности, и о выразительности. Пройти по ее коридорам – это удивиться непривычному простору, полюбоваться на двухуровневую библиотеку, зеленую рекреационную зону, большой хореографический класс, тренажерный зал, бассейн, мастерские. Актовому залу более чем на пятьсот мест и городской театр позавидует: костюмерные, гримерные, аппаратура высокого уровня. Инфраструктура рассчитана и на детей с ограниченными возможностями здоровья: пандусы, санитарные комнаты, лифты.Нынешней осенью школа отмечала пятилетний юбилей. Светлана Анатольевна Белова, будучи заместителем директора соседней 16‑й школы, присутствовала на закладке фундамента новостройки и еще тогда ощутила непонятное волнение. 1 сентября 2013 года новый директор в новых стенах приветствовал новый коллектив педагогов и учащихся. Набраны были классы во всех параллелях, включая выпускной одиннадцатый.С чего начинать, когда все направления главные? Важно наладить учебный процесс; важно оснастить классы необходимыми материалами и пособиями; важно грамотно распределить учеников, которых, как ни рассчитывали емкость образовательного учреждения, оказалось много больше, чем планировали. Белова убеждена: успех определяется настроем. Создать позитивное созидательное настроение – задача руководителя. Тогда все задачи постепенно будут решены.- Светлана Анатольевна, как вы собирали коллектив?- В основном административная команда пришла в новую школу со мной, и по сей день это моя надежная опора. Но у каждого из педагогов был свой путь: кого-то приглашали мы, кто-то сам подавал резюме. У нас много молодых педагогов, каждый год принимаем в штат выпускников педвуза, средний возраст учительского коллектива около 40 лет, это очень хороший показатель! Нам важно почувствовать изюминку в человеке, потенциал его развития, увидеть свежие идеи.А вот на учеников отбор не распространялся. Наш микрорайон молодой, растущий, сюда приехали жители не только из других районов Екатеринбурга, но и из разных уголков страны – с Юга России, Дальнего Востока и даже из ближнего зарубежья – из Казахстана, Таджикистана. Пестрый контингент учащихся во многом определил приоритеты, направления развития. Тема интернационализма для нас особенно важна. На первый план вышло также выстраивание отношений с родителями.- Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.- Мы все прекрасно осознаем, что успех образования возможен лишь в совместном творчестве: дети, педагоги, родители. Родители должны стать не номинальными, а полноправными участниками образовательного процесса.Большинство школьных мероприятий мы проводим совместно с мамами и папами. Например, день самоуправления. То, что в этот день старшеклассники ведут уроки у младших, уже привычное явление. Но мы решили пойти дальше и пригласили еще и родителей выступить дублерами преподавателей. 15 пап и мам вошли в класс в ранге педагогов. Конечно, мы их заранее подготовили, рассказали о структуре урока. Опыт оказался чрезвычайно полезным для всех. Родители изнутри увидели учебный процесс, то, с какими сложностями сталкиваются учителя.В первый год работы школы была открыта студия танца для взрослых, которую с большим удовольствием посещали мамы, но из-за значительного роста количества учеников и нехватки помещений от нее пришлось отказаться. Зато принять участие в каждом школьном торжестве родители могут в качестве и наблюдателей, и непосредственных участников. Задействованы они не только в праздники, но и в будни – в решении всех основополагающих вопросов. Если случаются какие-то конфликты – в любой семье без этого не обходится, а свою школу мы считаем большой семьей, – разбираем их сообща. В совет профилактики в обязательном порядке входит родительская общественность.- Насколько я знаю, школа №19 вошла во всероссийский реестр «Лучшие социально значимые учреждения образования», она является социокультурным центром микрорайона. Что входит в это понятие?- Двери школы открыты для жителей микрорайона Академический независимо от того, учатся ли здесь их дети. Каждый имеет возможность прийти к нам на концерт, спектакль, мюзикл абсолютно бесплатно. Мы и соседняя школа №16 по очереди или вместе организуем праздники для всего микрорайона: «Осень в Академическом», «Новый год», «Лыжня России», «Проводы зимы», «День Победы». Нам помогают социальные партнеры. Собираемся на предварительное совещание: руководство района, школьная администрация, представители управляющей компании, сотрудники дворовых клубов, учреждений дополнительного и дошкольного образования. Каждый отвечает за свою часть организации праздника. Ребята с огромным удовольствием участвуют в таких мероприятиях. Это дает бесценный опыт социализации и развивает организаторские навыки, ответственность.- Замечательно, когда жизнь насыщенна и интересна. И все же главным для школы остается процесс образования…- Несмотря на юный возраст, школа имеет множество побед на интеллектуальных и творческих конкурсах от районного уровня до всероссийского. 21 выпускник за пять лет получил золотую медаль «За особые успехи в учении». Это очень неплохо с учетом того, что нашим воспитанникам пришлось адаптироваться к новым условиям, ведь все они перешли к нам из других учебных заведений.Реализуем проекты «Инженерная школа» и «Образование для всех». Лозунгом нашего учреждения являются слова «Живи для учения – учись для жизни». Программа развития школы, рассчитанная на пять лет, тоже имеет значимое название – «Образование для жизни». Мы делаем упор на то, чтобы ребенок получил в школе все необходимое для успеха. Речь идет и о знаниях, и о социальных навыках. Если школа научила решать проблемы, с которыми предстоит столкнуться в жизни, научила уважать окружающих, быть терпимыми, позитивно относиться к миру, то она выполнила одну из главных своих функций.- Возможен ли индивидуальный подход к ученику, когда в классе более 30 человек?- Сложно, но возможно, это зависит от мастерства преподавателя, который должен каждому предложить задание в соответствии с его возможностями. Кроме того, индивидуальные занятия после уроков играют важную роль. Приведу в пример Ольгу Владимировну Маликову, учителя русского языка и литературы. Она много занимается дополнительно с теми, кто увлечен предметом, готовит учеников к участию во всероссийских конференциях, они неизменно возвращаются с дипломами призеров и победителей.Значима для индивидуального подхода к каждому ребенку и деятельность классного руководителя. Я сама являюсь классным руководителем выпускного одиннадцатого. Стараюсь донести до учеников важную истину: компромисс можно и нужно найти в любой ситуации, даже самой сложной. Они дарят мне радость общения с молодым поколением. Прихожу на урок и вижу их добрые сияющие глаза – это дорогого стоит!Начинала я трудовой путь вожатой, затем, после вуза, работала учителем русского языка и литературы. В 32 года стала заместителем директора школы №7 Тавды, где когда-то сама училась. После меня пригласили в Управление образования Тавдинского городского округа. Там-то я и почувствовала, как не хватает живой школьной атмосферы, и с удовольствием вернулась в школу, теперь уже в Екатеринбурге.
Философу Канту принадлежат замечательные слова: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». Совместить это нелегко, но в моей деятельности необходимо. Я считаю, директор – это главный учитель и главный менеджер в одном лице, нужно не выбирать что-то одно, а сочетать в себе качества педагога и управленца.
Комментарии