search
main
0

Час в добре пробудешь – все горе позабудешь Уроки нравственности в 6-м классе

Тема “О доброте, любви и уважении”

На этом уроке ты постараешься глубже осознать значимость любви и уважения к людям.
Основные понятия темы:
нравственные нормы;
доброта;
любовь;
уважение.
Нравственные качества не даются человеку природой, а складываются постепенно по мере его взросления – через свой и чужой опыт, через многие ошибки и огорчения, переживания и слезы. Но одно самое-самое первое качество, присущее окружающим людям, малыш начинает чувствовать еще в колыбели, когда он сам, не умея говорить, безмятежно посапывает во сне, а проснувшись, вдруг расцветает в улыбке – он понимает доброту любящих его людей. Доброту и любовь каждый человек хотел бы ощущать вокруг себя всю жизнь.
Возможно ли проявление доброты без любви к окружающему миру и людям? Сколько раз в день ты произносишь: “Я люблю…”? Интересно, какое количество страниц ты исписал бы в тетради, перечисляя все то, что ты любишь? Однако мы ведем речь о правилах нравственности, определяющих отношения между людьми. Насколько длинен будет список людей, которых ты уважаешь и любишь? Поиграем в детскую игру “Я знаю пять деревьев: береза – раз, клен – два и т.д.”. Назови число людей, которых ты любишь: “Мама – раз…” А можешь ли ты сосчитать число людей, которые любят тебя? А хотелось бы тебе, чтобы и тех и других было больше?
Любовь – это и чувство, и состояние человека, и величайшая нравственная ценность. Став взрослее, ты обязательно встретишься с романтической любовью. Отношения между людьми, построенные на любви, порождают теплоту и душевность, заботу и ласку. Любовь лечит физические и духовные недуги. Особенность любви такова, что она, как животворный источник, щедро одаривает не только других, но и самого человека, испытывающего ее. Она воодушевляет, возвышает и окрыляет человека, делает мир вокруг ярче и прекраснее.
Значимость любви к людям отметил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Однажды его спросили:
– Какой самый главный момент в жизни человека?
– Настоящий момент, – ответил писатель.
– Какой человек в жизни самый главный?
– Тот, с кем вы общаетесь в настоящий момент.
– А какое дело самое главное в жизни?
– Находиться с человеком, с которым вы общаетесь в данный момент, в любви!
А как же завоевывать любовь и уважение и как учиться дарить их другим? Л.Толстой дает следующий совет: “Самый лучший человек тот, кто живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший – кто живет чужими мыслями и своими чувствами”. Значит, любовь в первую очередь связана с умением СОРАДОВАТЬСЯ и СОСТРАДАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ и СОПЕРЕЖИВАТЬ, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. “Душа – всему мера”, “Душа – заветное дело” – подсказывают русские пословицы. А старая истина гласит: “Единство в главном, разногласия в неглавном и во всем – любовь”.
Доброе и уважительное отношение к людям исходит от внутреннего чувства, которое воспитывается постепенно. Поразмыслим над этим.
Какого человека мы называем добрым? Продолжи фразу: “Добрый человек – это такой человек, который…”

Задания и упражнения
I. Опиши (устно или письменно) действия людей, которые хотят показать, что они тебя любят, хорошо к тебе относятся.
II. Подумай и назови, в чем заключается разница между похожими действиями людей, совершаемыми из чувства любви и по другой причине, например из-за страха или ложного чувства долга и др.
III. Закончи предложения:
Я могу показать, что я люблю себя, тем, что…
Я показываю маме, что люблю ее, тем, что я…
Я могу показать папе, что забочусь о нем, когда я…
Я хочу, чтобы мой друг (подруга) знал(а), что я забочусь о нем (о ней). Поэтому я…
Я могу показать уважение к взрослым людям тем, что…
Я часто стараюсь придерживать входные двери, потому что…
IV. Христианское понимание любви к людям изложено в Новом завете Библии. Объясни и попробуй привести свои аргументы “за” или “против” известных постулатов библейского текста:
Любовь долго терпит,
милосердствует,
не завидует,
не превозносится,
не гордится,
не бесчинствует,
не ищет своего,
не раздражается,
не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине,
все покрывает,
всему верит,
на все надеется,
все переносит (I Кор. 13:4 – 7).
V. Как бы ты закончил предложение:
“Любовь никогда не перестает…”
(Окончание предложения ты найдешь там же, в тексте Нового завета).
VI. Докажи своими примерами известное утверждение: “Любовь творит чудеса!”
VII. Следующие задания можно объединить словом “Предположим…”
1. Предположим, что ты сможешь получить 1 млн. долларов. Чем ты готов пожертвовать ради него?
2. Предположим, что ты очень нуждаешься в любви и признании со стороны какого-либо человека. Какую цену ты готов за это заплатить, чем пожертвовать?
3. Предположим, что все люди твоего города, твоей страны, всего мира начинают любить друг друга…
Придумай историю, которая так начинается.
VIII. В чем, на твой взгляд, заключается разница между словами “добрый” и “добренький”?

Тема “Об умении прощать”

На этом уроке ты учишься анализировать проблему, принимать решение и совершать поступок в соответствии с ним.
Основные понятия темы:
нравственные нормы;
умение прощать;
добро и зло.
Как бы то ни было, но проявлять любовь и уважение мы готовы по отношению к тем людям, которые нам нравятся. Кажется, этого достаточно для внутреннего комфорта одного человека, но достаточно ли этого для благополучия общества, такого маленького, как семья или компания друзей, или большого – жителей твоего города, представителей твоего народа? Да и долго ли продержится внутреннее благополучие, если нет благополучия в отношениях с окружающими?
Живет человек, которого ты любишь, здравствуют люди, которые тебя любят, а в отношениях с другими ты просто применяешь навыки общения и правила вежливости, и все в порядке. Если бы мир был устроен так просто!
Нравственные нормы большинства народов мира заключают в себе нечто большее, чем отношения внешнего приличия. Ты сам, надеемся, понял разницу между искренними, добрыми отношениями, идущими от сердца, и фальшивыми. А кроме того, мудрецы, философы, поэты, мыслители разных эпох сумели доказать и приучить нас к мысли, что недостаточно любви ко всему человечеству, нужна любовь к каждому конкретному человеку. Но разве можно любить каждого?
Человек переживает частые перепады в настроении. Ему свойственны перемены в привязанностях и предпочтениях. Значит, мы будем чередовать предметы нашей любви? Не велика ли при этом вероятность потерять всех? Так где же выход? Что делать?
Мы согрешим против истины, если заявим, что найден ответ на этот непростой вопрос. Нужно ли действительно всех любить? Как любить негодяев и преступников? Споры об этом имеют долгую историю, не прекращаются они и по сей день. Но без спора нет пока истины.
Началом доброго отношения к людям является умение принимать и понимать другого, а если он оступится, ошибется, то и простить его. Умение прощать ценно в отношениях как между близкими людьми, так и чужими. Трудно сказать, что легче – простить того, кого любишь, или того, к кому равнодушен. В любом случае эта проблема решается не через желание прощать вообще всех, а через готовность простить конкретного человека в конкретной ситуации.
Поэтому главной задачей урока является твое размышление над собственной ситуацией. При этом ты не боишься принимать любое решение, оно сохраняет важность именно для тебя.
По мере выполнения заданий и упражнений в тетради (или устно) можно обмениваться мнениями на основе добровольности. Часть сложных вопросов можно вынести на всеобщее обсуждение.
Назови несколько примеров действий человека, которые могут раздражать, обижать других (исключи совсем незначительные и очень тяжелые).
Назови поступки (не менее трех) из тех, что обижают других и чаще всего повторяются в кругу твоих друзей.
Вспомни несколько случаев, когда прощали тебя (кто? за что?).

Задания и упражнения
I. Проанализируй проблему и прими решение.
1. Отметь числом, сколько раз ты бы смог простить:
а) друга,
б) знакомого,
в) незнакомого человека
за следующие поступки:
этот человек нечаянно налетел на тебя в переполненном коридоре (а-? б-?, в-?);
этот человек пошутил на твой счет (а-?, б-?, в-?);
этот человек одолжил у тебя какую-либо вещь, а потом сказал, что потерял ее (а-?, б-?, в-?);
этот человек сильно придирался к тебе (а-?, б-?, в-?);
этот человек сказал о тебе неправду (а-?, б-?, в-?).
Оказывается, в соответствии с библейским текстом Иисус Христос учил, что прощать за проступки можно и по 490 раз.
2. Запиши, какие поступки в последние дни обидели тебя, а какими ты обидел других.
МЕНЯ ОБИДЕЛИ
(Кто?) (Как?)
а)
б)
в)
Я ОБИДЕЛ
(Кого?) (Как?)
а)
б)
в)
3. Укажи, какую причину ты назовешь
а) другу, б) знакомому, в) незнакомому
за поступок, который ты пока прощать не намерен.
Выбери из перечисленных ниже или укажи свою:
1) Я при этом буду лучше себя чувствовать.
2) Я при этом отстаиваю свои права.
3) Только так я контролирую ситуацию и сохраняю свою независимость.
4) В данном случае поможет только сила и др.
4. Есть ли кто-то, сильно нуждающийся в том, чтобы ты его простил именно сейчас, в ближайшее время?
Подумай, в данной ситуации простить его будет: легко, трудно, невозможно?
Прими решение.
II. Необходимость и готовность прощать влечет за собой множество вопросов для нравственного поиска. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание, верность убеждению и умение идти на компромисс? Это сложные проблемы. Не избегай их, а делай выводы для себя.
Сравни и обсуди мнения знаменитых людей, выдающихся мыслителей и христианских вероучителей, высказанные на этот счет. Обсуждение высказываний можно начать со слов:
Мне кажется, здесь главное…
С похожей проблемой я уже встречался…
Меня затронуло в этом мнении то, что…
Меня смущает в этом высказывании то, что…
1. “Для некоторых людей большое искушение – доходить в своей доброте до слабости. “Все понять – значит все простить!” Эти прекраснодушные люди только и делают, что прощают. В их поведении была бы святость, когда бы они приносили в жертву только самих себя. Однако люди не созданы для жизни со святыми, и снисходительность становится непростительной, ибо она наносит непоправимый вред тем, к кому ее проявляют”.
Андре Моруа (1885-1967),
французский писатель

2. “Мы должны прощать своих врагов, но только после того, как их сначала повесят”.
Генрих Гейне (1797-1856),
выдающийся немецкий поэт

3. “Правильно ли отвечать добром на зло?
На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром”.
Конфуций (ок. 551 – 479 гг. до н.э.), древний китайский мыслитель

4. “…Люби ближнего своего, как самого себя” (Лев. 19:17, 18).
5. “Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” (Мат. 5:39).
6. “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мат. 5:44).
7. “Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздайте злом за зло или ругательством за ругательство…” (I Пет. 3-8).
8. “И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду” (Мат. 5:40).
9. “Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как Бог во Христе простил вас” (Ефес. 4:32).
10. “Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”.
Михаил Рощин, писатель.

Тема “Про заботу о других”

На этом уроке ты учишься принимать решения в выборе нравственной позиции.
Основные понятия темы:
нравственные нормы;
добро и зло;
самопожертвование;
забота о других.
Говорят, что первый шаг к нравственному поведению заключается в том, что ты умеешь жить, никого не обижая. Второй шаг сделан, если ты научился совершать добрые поступки, приносящие благо тебе и пользу обществу в равной степени.
Наивысшая ступень нравственности – это достижение человеком постоянной внутренней потребности думать и заботиться о других, не преследуя при этом никаких личных целей и не ожидая благодарности. Это проявление полного бескорыстия и умение видеть пользу для себя в самоотдаче и самопожертвовании. Как так? Разве это возможно в жизни? Да, возможно. Но, как любой ценный дар, встречается нечасто.
Многие религии мира видят цель и смысл служения Богу в самоотречении и самопожертвовании. Человек должен жить ради других, ради добра и веры, спасая при этом свою душу. “Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит?” (Мат. 23:12). “…Кто унижает себя, тот возвысится”. (Мат. 23:12). “Служите друг другу, каждый тем даром, который получил” (I Пет. 4-10). Высшая степень самоотречения полагается как высочайшая добродетель. Проявившие ее люди причисляются церковью к числу святых, а образы большинства из заслуживших почитание за самоотверженность и самопожертвование сохраняются в памяти потомков.
История России наполнена судьбами людей, прославивших наше государство поступками, ставшими для потомков примером самопожертвования ради независимости и свободы Родины, ради славы отечественной науки и культуры, ради жизни и благополучия своих соплеменников. Это люди разного звания и происхождения, воины и ученые, землепашцы и полководцы, исследователи и государственные деятели. Среди них люди и низших сословий, и царской фамилии. Российские нравственные эталоны признают сострадание, милосердие и справедливость основными и безусловными духовными ценностями.
Но образцы высокой нравственности труднодостижимы в ежедневных, ежечасных поступках. А что вполне доступно и полезно делать достаточно часто или по крайней мере стремиться к этому? Во-первых, убедить себя в том, что забота о других – нужное дело. Ты ни разу не пробовал совершать хорошие поступки тайно? А плохие? Если ты делал только последнее, то вряд ли сразу поверишь в то, что делать приятное другим в самом деле доставляет удовольствие самому себе. А чтобы это проверить, стоит всего лишь попробовать.
Проанализируйте некоторые свои поступки и сделайте вывод.

Марина СУББОТИНА,
учитель начальных классов

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте