search
main
0

Час пробережешь – век проживешь. Тема «Как обрести материальный достаток?». 5-й класс

Каждый человек, каждая семья мечтают о безбедной счастливой жизни. Но одной мечты недостаточно. Прежде всего необходим активный высококвалифицированный и хорошо оплачиваемый труд всех взрослых членов семьи. Для этого каждый должен быть специалистом в избранном им деле. А овладев выбранной профессией, при поисках работы предлагать не свою персону для занятия вакантной должности, а то конкретное новое дело, которым ты владеешь и которое окупит не только заработную плату соискателя, но и обеспечит высокую прибыль или другую выгоду предприятию, учреждению, организации.

Профессиональные и экономические знания и навыки

Размер оплаты труда работника зависит от его квалификации, времени занятости и, главное, от результатов труда. Поэтому каждый должен стремиться к повышению своей квалификации. Это достигается посредством обучения на специальных курсах и самостоятельного изучения эффективных нововведений. Увеличение времени труда и соответствующее получение дополнительного заработка могут быть достигнуты на основном месте работы, на других местах по совместительству и надомной работе в виде:

а) изготовления швейных, столярных и других изделий, сувениров и поделок по заказам предприятий и населения;

б) диспетчерской работе на домашнем телефоне по приемке заказов для индивидуальных предпринимателей;

в) машинописной работе на домашнем компьютере или пишущей машинке и других видов работ по заказам предприятий и населения.

Во всех видах надомного труда школьники могут принимать посильное участие уже с младших классов в качестве помощников взрослых членов семьи, а с 14-летнего возраста с разрешения родителей могут самостоятельно брать заказы на выполнение работ в порядке надомного труда или работать на предприятиях по найму, а именно:

а) по изготовлению продукции и выполнению работ на предприятиях, в учреждениях и организациях (рабочими, курьерами, почтальонами, уборщиками, дворниками, санитарами и т.д.);

б) по оказанию услуг населению (домашние работы, покупки, уход за животными, присмотр за больными, малолетними детьми и др.).

Кроме названного, можно заниматься сбором дикорастущих плодов и лекарственных растений как по заказам предприятий, так и по собственной инициативе.

Основная схема путей увеличения доходов семьи за счет дополнительных заработков следующая:

1) повышение квалификации и трудовой занятости трудоспособных членов семьи на основной работе и по совместительству;

2) выполнение надомного труда с привлечением детей и всех других нетрудоспособных членов семьи, способных выполнять легкую работу;

3) максимальное освобождение всех работающих членов семьи от домохозяйственных работ за счет увеличения занятости на этих работах детей и других нетрудоспособных членов семьи.

При вовлечении детей в домохозяйственную и иную трудовую деятельность не следует забывать об их основном труде – учебе, обеспечивающей овладение ими общими и профессиональными знаниями, необходимыми для предстоящей самостоятельной жизнедеятельности.

А изучение общеобразовательных и специальных дисциплин в школах должно сопровождаться непременным овладением экономическими знаниями, способствующими: эффективному ведению домашнего хозяйства и рациональному использованию семейного имущества; профессиональной ориентации и поиску выгодных мест приложения труда; изысканию дополнительных источников семейных доходов.

Наиболее эффективно овладение экономическими знаниями в школах, где изучение экономической теории сочетается с организацией школьных предприятий, на которых учащиеся на уроках труда и во внеурочное время изготавливают различные художественные поделки, детские игрушки и несложные предметы домашнего обихода, а затем за умеренную плату реализуют все эти изделия ученикам, их родителям и всем желающим приобрести недорогие нужные вещи, включая и выполнение заказов для предприятий по изготовлению отдельных несложных деталей. При этом все эти процессы изготовления и реализации продукции фиксируются в специально организованном учете с определением всех затрат, включая и заработную плату по изготовлению и реализации каждого изделия, которая выплачивается непосредственным производителям изделий и другим ученикам – работникам школьного предприятия, выполняющим функции его дирекции, обеспечивающие организацию производства, материально-техническое снабжение, учет всех доходов и расходов, по которому определяется рентабельность каждого изделия и принимается решение по расширению или сокращению его производства в зависимости от уровня этой рентабельности.

В таком предприятии, хотя и в упрощенном виде, но вся экономическая теория и практика сливаются в единый наглядно проявляющийся хозяйственный процесс.

По принципу школьного предприятия может быть организована школьная бригада арендаторов при каком-либо предприятии, хозяйстве. Эта бригада с использованием арендованного имущества выполняет заказы арендодателя. Изготовленная продукция, выполненные школьной бригадой работы оплачиваются заказчиком по рыночным ценам за минусом арендной платы и стоимости полученных от заказчика материально-технических ресурсов. Оставшиеся в распоряжении денежные средства используются школьной бригадой по своему усмотрению.

Для школьников, ориентированных с детских лет на предпринимательскую деятельность с учетом их желаний и способностей или только еще решивших проверить себя в этой деятельности, помимо участия в выше описанных школьных предприятиях и бригадах (конечно, если таковые действуют при данной школе), можно рекомендовать в качестве дополнительного образования пройти обучение в специально организуемых во многих городах страны школах юных предпринимателей.

Одна из таких школ называется «Бизнес и культура», действует при Воронежском дворце творчества детей и молодежи. За десять лет ее работы прошли обучение более 400 учащихся, многие из которых выбрали профессии, связанные с экономикой и предпринимательством. Здесь учащиеся делают первые шаги в сферу рыночной экономики, учатся самостоятельно зарабатывать деньги и ориентироваться в деловом мире. Учащиеся школы «Бизнес и культура» неоднократно становились лауреатами городских и всероссийских этапов политико-экономической игры «Новая цивилизация», Всероссийского слета юных предпринимателей, занимали первые места в научно-практических конференциях научного общества учащихся Воронежского государственного университета в секции «Экономика. Экология. Право». По словам руководителя школы «Бизнес и культура» Татьяны Кругликовской, цель школы – научить подрастающее поколение ориентироваться в рыночных отношениях, чтобы ребята выработали свою гражданскую позицию и стали активными участниками общества.

Овладение знаниями и навыками эффективной экономической деятельности, как и профессиональными знаниями, – непременное условие безбедной, достойной жизни. При этом имеется в виду, что эти знания и навыки активно применяются во всей разносторонней экономической и профессиональной деятельности трудящихся. В ряде случаев у нас все еще продолжает проявляться ошибочное мнение, что экономические знания нужны только экономистам. Это глубокое заблуждение. Экономические знания нужны всем. Без них не обретешь материального достатка, тем более не станешь богатым. Стремление обрести людьми материальный достаток, а тем более достичь богатства становится призрачным.

Полное и эффективное использование семейного имущества

Все семейное имущество должно быть максимально использовано по своему назначению и с наибольшей пользой для семьи. Излишние, неиспользуемые вещи, жилые помещения и другая недвижимость должны быть проданы или сданы в аренду в зависимости от размера получаемой выгоды и времени возобновления нужды в этом имуществе. К примеру, родители продали свой автомобиль, а капитальный гараж остается пустующим на два года, после чего планируется покупка нового автомобиля их сыном, заканчивающим армейскую службу по контракту. Конечно, в этом случае гараж следует сдать в аренду на двухгодичный срок.

Продажа или сдача в аренду излишнего семейного имущества есть двойная выгода. Во-первых, это есть дополнительный доход семьи от продажи или аренды имущества. Во-вторых, это есть и экономия семейных затрат на содержание данного имущества. При возникновении потребности семьи в новом имуществе должна быть учтена его предстоящая загрузка во времени и подсчитано, что выгоднее – купить это имущество или взять его напрокат. Некоторые вещи периодического пользования, и в первую очередь дорогостоящие инструменты и приспособления для выполнения ремонтно-строительных работ, целесообразно приобретать в складчину соседствующими и дружескими семьями. Среди всего семейного имущества особое внимание должно быть уделено земле-кормилице. Эффективное использование имеющейся в собственности семьи земли, направленное на более полное удовлетворение ее потребностей и извлечение дополнительных семейных доходов, может быть достигнуто следующими путями.

Первое. Выполнение необходимых оросительных, осушительных и других мелиоративных работ и иных работ по расширению посевных площадей и повышению плодородия почвы, а также устройство водоемов для разведения промысловых рыб, водоплавающих птиц и для других хозяйственных нужд.

Второе. Максимальное использование имеющихся полезных ископаемых, подземных вод и водных объектов. Под максимальным использованием полезных ископаемых (глины, песка, гравия, извести, гипса и т.п.) имеется в виду не только их умелое применение в собственном домашнем хозяйстве, но и для реализации на сторону.

Третье. Повышение урожайности огородных, полевых и садовых культур, продуктивности животноводства и птицеводства посредством оптимизации структуры посевных площадей, поголовья скота и птиц, применения эффективной агротехники и рациональной технологии производства.

Четвертое. Сдача излишней и неиспользуемой земельной площади в аренду другим лицам или при возможности передача части земельного участка в качестве вклада или пая в уставный капитал предприятия.

Пятое. Рациональная планировка и уплотненная застройка земельного участка посредством повышения этажности жилища. Блокировка (соединения в один комплекс) хозяйственных построек, использование подземного пространства (для гаража, погреба, склада), сокращение доли земельной площади непроизводственного назначения и площади, занимаемой проездом, проходами и дорожками.

Соблюдение режима

экономии и бережливости

Без экономии и бережливости во всех хозяйственных делах не только не сумеешь скопить богатства, но и растранжиришь все то, что сумел нажить ранее. Об этом говорят народные заповеди:

Бережливость лучше прибытка.

Маленькая бережь лучше большого барыша.

Бережь спорее барышей.

Маленькая добычка, да большая бережь – век проживешь.

Как учат пословицы и поговорки, сбереженное и накопленное всегда выручает в лихую годину:

Береги денежку про черный день.

Хорошо беречь шубу на стужу, а деньги на нужду.

Час пробережешь – век проживешь.

Бережь – половина спасенья.

Непременным условием бережливости является постоянно пополняемый запас:

Запас человека не портит.

Запас карман не трет.

И медведь из запасу лапу сосет.

Всякая тряпица три года пригодится.

В основе бережливости лежит экономный расход всего нажитого, заработанного:

Не приходом люди богатеют, а расходом.

Не о том речь, что много в печь, а о том, куда из нее идет.

Не про то говорят, что много едят, а про то, куда крохи девают.

Экономия должна быть в большом и малом. Большая экономия складывается из крупиц и копеек:

Курица по зернышку клюет, да сыто живет.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Пушинка к пушинке, и выйдет перинка.

Держи копейку, чтоб не укатилась.

Рубль цел копейкой.

Копейка к копейке – проживет и семейка.

Экономные и бережливые люди в народе всегда были в почете, а о транжирах и мотах говорили:

Рубль наживет, а два проживет.

У него не карман, а решето.

Бог даст денежку, а черт дырочку, и пойдет божья денежка в чертову дырочку.

В народе всегда отличали бережливость от скупости, отдавая предпочтение бережливым и экономным людям:

Бережливость не скупость.

Лучше скуповато, чем мотовато.

Кто скупо живет, тот деньгу бережет.

По-народному считается, что сбереженные, накопленные деньги требуют ума от своего хозяина, заставляют его думать о выгодном и надежном их использовании. Поэтому говорят:

Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.

Или просто: Рубль голову стережет.

Народные сказания о бережливом отношении к продуктам питания и вещам исходят к нам из глубины веков. В одном из оригинальных памятников древнерусской литературы – «Домострое», «книге, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», экономии и бережливости в домашнем хозяйстве посвящено несколько глав. В одной из них записано: «Если случится платье какое кроить в домовитом хозяйстве – себе, или жене, или детям, или работникам.., то сам господин или госпожа смотрят и подбирают остатки, а обрезки хранят, и те остатки и обрезки ко всему пригодятся в домашнем деле: заплату наставить на обветшавшей одежде, или новую удлинить, или какую из них починить; а если на рынке искать остаток или обрезок, так намаешься, подбирая по цвету и виду, да втридорога купишь, а иногда и не сыщешь. И если придется кроить какую одежду для молодых, сыну или дочери, или молодой невестке.., то края следует загибать вершка по два и по три на подоле и по краям, возле швов и по рукавам; а как вырастет он года через два или четыре, распоров ту одежду, загнутое выправить, опять одежда впору будет; и какая одежда на каждый день, так же кроить ее».

С экономии и бережливости начинается не только вся экономика как система знаний и навыков ведения хозяйства, но и вся практическая экономическая деятельность людей, осуществляемая в постоянно существующих условиях ограниченности ресурсов.

Достижение необходимого материального благосостояния без соблюдения режима экономии и бережливости в домашнем хозяйстве остается пустым пожеланием. Необходима повседневная экономия и расчетливость во всех семейных расходах, бережное отношение ко всему домашнему имуществу.

В большинстве семей самая крупная статья расходов – затраты на питание. Необходимо не только рациональное питание семьи, но и экономная трата средств благодаря:

а) сокращению потребления дорогих и увеличению дешевых, но калорийных и питательных пищевых продуктов питания, какими являются: хлеб, растительное масло, бобовые и другие продукты, выявляемые путем расчета удельной стоимости калорий или питательности того или иного продукта;

б) покупок продовольственных товаров непосредственно у их производителей и в оптовых магазинах, где цены ниже рыночных, для чего необходимы закупки товаров партиями и в увеличенном количестве сразу для нескольких семей или для одной семьи с учетом необходимого запаса и возможностей хранения продуктов;

в) сокращению отходов продуктов питания при их переработке и хранении, применению безотходных способов приготовления пищи, использованию пищевых отходов на корм скоту и птицам;

г) применению экономных способов тепловой обработки пищевых продуктов (тушение, варка на пару, варка с использованием отвара), что сокращает потери в несколько раз и позволяет сократить расходы на питание.

Режим экономии предполагает бережное отношение ко всему движимому и недвижимому имуществу, их правильное использование и своевременный ремонт. Текущий, тем более капитальный ремонт различных вещей и построек – это есть не столько поддержание их внешнего вида, сколько продление сроков их службы.

Развитие домашнего хозяйства

Надежным и общепризнанным способом обретения материального достатка является развитие домашнего хозяйства:

1) организация и расширение эффективного производства для нужд семьи и на продажу сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах, на дачах и садово-огородных участках, где сейчас населением производится 50% (половина) всего по стране картофеля и более половины молока и мяса;

2) заготовка на зиму продуктов питания путем их переработки, консервирования и надежного хранения;

3) выполнение работ по ремонту и строительству своего жилища, дачи, гаража и других надворных построек собственными силами или по принципу толоки – народной традиции трудовой взаимопомощи соседствующих семей при выполнении трудоемких домашних работ;

4) ремонт домашнего хозяйственного и культурно-бытового оборудования, мебели собственными силами членов семьи;

5) домашний пошив, перешивку, вязание, крашение, химчистку, ремонт одежды, белья и др.

Среди всех этих путей обретения материального достатка наиболее широким и действенным является домашнее производство сельскохозяйственной продукции, которое в любых случаях при ее изготовлении и для семейного потребления, и для продажи на сторону не облагается налогом.

Производя в домашнем хозяйстве сельхозпродукты, особенно в случаях их продажи, следует выбирать те виды этих продуктов, которые дают наибольший доход при наименьших трудовых и материальных затратах.

Главным критерием, позволяющим выбирать доходный вид продукции для домашнего производства, может служить показатель эффективности домохозяйственного труда (Эт), определяемый суммой домохозяйственного дохода (ДД), приходящегося на 1 чел.-ч домашнего труда (Т), то есть Эт = ДД/Т.

А домохозяйственный доход (ДД) измеряется разностью между рыночной стоимостью продукции (М), то есть ДД = Ц – М. Исходя из приведенных двух формул показатель эффективности домашнего труда (Эт) сразу можно вычислять по формуле Эт = (Ц – М)/Т.

Например, на выращивание 500 кг картофеля семья затратила 150 чел.-ч труда, а также 600 руб. на вспашку огорода и покупку семян, удобрения и ядохимикатов.

При рыночной цене 1 кг картофеля 3 руб., рыночная стоимость (Ц) составила 3 руб. х 500 = 1500 руб., домохозяйственный доход ДД = 1500 руб. – 600 руб. = 900 руб., а конечный показатель эффективности домашнего труда Эт = 900 руб./ 150 чел.-ч = 6 руб./чел.-ч.

Сравнение показателя эффективности домашнего труда при производстве различной продукции позволяет выявить в конкретных условиях производства и при данном плодородии земли наиболее результативный вид труда, обеспечивающий получение наивысшего домохозяйственного дохода.

Ученица общеобразовательного лицея №3 города Воронежа Валентина Аксенова под руководством автора настоящего учебного курса и под надзором своих родителей исследовала экономическую эффективность выращивания на семейном садово-огородном участке площадью 1200 м2 20 видов сельскохозяйственных культур. По итогам учета в течение года всех затрат и подсчета вырученного домохозяйственного дохода от выращивания этих культур в рыночных ценах получены необходимые расчетные и конечные показатели.

Выполненные Валентиной расчеты показали, что при существующей агротехнике и организации труда на данном садово-огородном участке выращивание картофеля, моркови, свеклы, лука и клубники неэффективно. За счет сокращения этих культур следует увеличить выращивание помидоров, фасоли, огурцов и капусты, излишки которых следует продавать на рынке, а на полученную выручку приобретать там же картофель и другие овощи, необходимые для питания семьи.

Иосиф БОРОВКОВ, кандидат экономических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте