Дистанционное обучение давно стало неотъемлемой частью образовательной практики – инструментом, позволяющим донести наиболее интересные решения до максимально широкой учебной аудитории. Отсутствие личного контакта и живой обратной связи – прямого вербального и эмоционального контакта, – безусловно, существенные и непреодолимые минусы дистанта. Именно поэтому его технологии всегда рассматривались прежде всего применительно к более отвлеченным точным и естественно-научным областям знания.
Однако вынужденный образовательный дистант в период эпидемии COVID-19 поставил в равные условия учителей математики и литературы, педагогов по шахматам и хормейстеров детских коллективов. Всем пришлось искать новые методики, пробовать и экспериментировать. В этих условиях коллектив центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость», крупнейшей организации массового музыкального и художественного воспитания в Москве, тоже начал исследовать дистанционные возможности учебной и просветительской работы, которые прежде не рассматривал в качестве приоритетных.
Так, коллектив центра быстро освоил формат виртуальных выступлений хоров, ансамблей, хореографических и инструментальных коллективов, при котором учащиеся – участники коллектива самостоятельно записывают дома свои партии, а полученные записи в процессе видеомонтажа и работы звукорежиссера сводятся в красочный презентационный видеоклип.
Причем большое значение здесь имеют не только мультимедийные, но и педагогические технологии, ведь в процессе реализации таких проектов нужно разработать рекомендации для детей и родителей, подготовить фонограммы, которые будут звучать у ребят в наушниках в процессе записи, добиться единства и синхронности в решении исполнительских задач, продумать визуальный план. Нет сомнений, что живые репетиции проходят веселее и содержательнее, вдохновляют участников результатом, который слышен здесь и сейчас. Но если обстоятельства не оставляют выбора… В оставшихся, к счастью, позади условиях тотальной дистанционной работы всем приходилось по максимуму извлекать педагогический эффект из тех форм и методов работы, которые оставались доступными.
Но, как известно, нет худа без добра. Ежедневная необходимость проводить на дистанционных платформах онлайн-занятия по образовательным программам, нацеленным на пробуждение у детей активной эмоционально-ответной реакции, сподвигла коллектив центра на реализацию интересных и перспективных решений. В их ряду стартовавший весной 2021 года дистанционный образовательный проект «Час искусств онлайн».
Да, обстоятельства вынудили нас несколько месяцев работать в условиях, лишенных роскоши непосредственного человеческого общения, о которой говорил Антуан де Сент-Экзюпери, но в наших руках оставались инструменты эстетического и эмоционального воздействия на учащихся. Например, весь богатый арсенал приемов, которые используют театральные постановщики или кинорежиссеры. Они ведь тоже на репетициях и съемочных площадках не взаимодействуют с живой публикой, но угадывают ее реакцию и умело работают с драматургией, образами, светом и музыкальным сопровождением, чтобы добиться необходимого эффекта и результата – эмоционального соучастия и сопереживания зрителя.
А в художественном образовании, в педагогике искусства педагог непременно должен владеть режиссерскими технологиями. Необходимая техническая база у центра была. И тогда на уровне администрации было принято решение, что любой педагог в качестве дополнительной оплачиваемой нагрузки может взять на себя реализацию дистанционного проекта – цикла (модуля) видеозанятий по теме, которая ему наиболее близка. От педагога в этом случае, конечно, требовался целый комплекс компетенций и профессиональных качеств: он должен был выступать одновременно автором сценария занятия, режиссером его визуально-музыкального контента, лектором-ведущим.
Сразу хочется отметить, что практически все включившиеся в проект педагоги центра успешно справились с этими комплексными задачами.
Конечно, на помощь пришла методическая служба центра: сценарии проходили согласование, рабочие группы обсуждали формат используемого контента, его технические параметры. Большая нагрузка легла на плечи технической группы сотрудников центра, которая именно в этот период была укреплена новыми кадрами. Практически через день в театральном зале образовательной организации на фоне хромакея стали записываться новые сюжеты, программы и спектакли. Да-да, спектакли тоже, ведь многолетняя театрально-постановочная работа, которую ведет центр, представляя детские спектакли дошкольникам и младшим школьникам, тоже вписалась в этот новый, дистанционный формат.
В результате с марта 2021 года еженедельно в социальных сетях центра «Радость» стали выходить увлекательные видеозанятия продолжительностью 30-40 минут.
Занятия имели большой успех и у детской аудитории, и у родителей, поэтому решено было данную инициативу претворить в дистанционных образовательных программах, ориентированных на широкую аудиторию школьников Москвы.
Так появились программы «Час искусств онлайн», «Клуб любознательных онлайн», «Радостные театралики», «Обо всем на английском».
Первая из них адресована учащимся 1-4‑х классов и ставит перед собой цель первого знакомства младших школьников с интересными темами в сфере музыкального, изобразительного, театрального искусства, открытия перед ними эстетической красоты окружающего мира. Занятия дополняют двигательные упражнения, игры, задания и виртуальные экскурсии в музеи, концертные залы России и других стран мира.
Целевая аудитория программы «Клуб любознательных онлайн» – ученики 5-8‑х классов, которым уже можно рассказывать о более сложных загадках и тайнах искусства, художественного творчества и мировой культуры. Материал этой программы помогает лучше ориентироваться в различных предметных областях – в музыке, изобразительном искусстве, литературе, истории, географии, других гуманитарных и даже точных науках.
Программа «Радостные театралики» стала дистанционным воплощением театрально-просветительской деятельности центра. Она обеспечила учащимся возможность, не выходя из дома, принять участие в игровой раус-программе, своими руками изготовить яркую поделку или сувенир на дистанционном мастер-классе, а затем посмотреть и обсудить театральную постановку.
Наконец, программа «Обо всем на английском» появилась чуть позже как образовательная версия уже реализованных решений. Родилась идея: почему бы записанные учебные видеопрограммы не перевести на английский язык и не предложить школьникам соединить приятное с полезным – знакомство с шедеврами мировой культуры перенести в пространство англоязычной коммуникации? Программа «Обо всем на английском» стала замечательной возможностью, во-первых, попрактиковаться в восприятии английской речи, освоить новую лексику, а во-вторых, узнать много интересного, расширить свой культурный кругозор!
Все программы были разработаны по модульному принципу: каждый модуль предполагает знакомство с той или иной традицией или темой мировой художественной культуры, мирового искусства от древности до наших дней. Такими модулями стали история древнегреческого театра, жанры живописи, шедевры русских художников, музыкальные традиции разных эпох, песнопения Русской православной церкви и многое-многое другое. В календарном плане программы занятия разных модулей чередуются между собой, но группируются в блоки на плейлистах, ссылки на которые дополнительно рассылаются участвующим в проекте ребятам.
Как в этом проекте организована обратная связь? Также с помощью удобных и современных решений. В частности, регистрация учащегося на дистанционном занятии обеспечивается с помощью прикрепленной к описанию занятия ссылки на форму.
По итогам освоения учебного модуля учащиеся проходят дистанционное тестирование, показывающее, насколько успешно они освоили материал, запомнили новые понятия и термины.
С сентября 2021 года эти дистанционные программы центр реализует на постоянной основе. Для участников созданы группы и чаты, где еженедельно по субботам и воскресеньям публикуются ссылки и оперативная информация. Ссылки на видеозанятия участники могут получить через мессенджер или электронную почту в зависимости от предпочтений.
Пройдя итоговое тестирование, учащиеся получают подтверждающие сертификаты, которые, кстати, имеют градацию в зависимости от качества прохождения итогового теста. Обладателям золотых и серебряных сертификатов предлагаются льготы на получение некоторых платных образовательных услуг центра.
Но главное здесь, конечно, содержательная сторона проекта. А это содержание не что иное, как бесценная сокровищница отечественного и мирового искусства, художественная культура, которая формирует важнейшие нравственные и личностные качества учащихся.
И здесь центр «Радость» обладает уникальными, даже эксклюзивными возможностями. Далеко не каждая образовательная организация может, например, осуществить профессиональную видеозапись троицких народных песен или святочных гуляний в аутентичной атмосфере русской природы, русского деревенского быта. А у центра такая возможность есть: его фольклорные ансамбли, лауреаты множества международных конкурсов, в ходе записи материала для видеозанятий специально выезжали с оператором и режиссером за город, чтобы снять эти обряды так, как видели и воспринимали их наши далекие предки. Интересно, но подобных видеоматериалов в открытом и, казалось бы, перенасыщенном видеоконтентом интернет-пространстве почти нет.
На сегодняшний день в рамках дистанционных программ центра «Радость» реализуется множество ярких и содержательно насыщенных учебных модулей. Вот некоторые их названия: «Путешествие в глубь веков, или Как зародилось хоровое искусство», «Фольклор в детской», «В мире изобразительного искусства», «В гостях у музыкальных инструментов», «Сказки балетной туфельки», «Двенадцать главных праздников православных христиан», «Волшебная страна Книжандия», «Как звучат мифы», «Удивительные сады мира».
В общей сложности с марта 2020 года в рамках проекта «Час искусств онлайн» было подготовлено более 100 дистанционных видеозанятий.
С сентября 2021 года в центре действует экспертный методический совет, который помогает участникам проекта на этапе разработки сценариев, контролирует качество образовательного контента и проводит своеобразную итоговую экспертизу уже готовых видеороликов, формируя пул наиболее удачных дистанционных занятий для электронной библиотеки Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы».
Стоит отметить, что около 20 видеозанятий этого проекта весной 2021 года стали победителями Открытого конкурса методических видеоматериалов в системе дополнительного музыкально-эстетического, художественного образования «Радость онлайн»-2021. Не менее 40 авторских работ уже поданы на конкурс этого года, итоги которого будут подведены 26 апреля.
Проект «Час искусств онлайн» не только обогатил дистанционное образовательное пространство яркими и увлекательными занятиями, не просто открыл педагогам центра новые возможности для творческой самореализации, он стал шагом к обновлению и модернизации системы дополнительного музыкально-эстетического и художественного образования в опоре на новые, современные возможности коммуникации и визуализации учебного материала.
Татьяна ЖДАНОВА, директор центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость», исполнительный директор городской программы «Поют дети Москвы», заслуженная артистка России
Комментарии