Второй год подряд крупнейшее учреждение дополнительного образования севера столицы – Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» – развивает проект, уже получивший признание во многих школах Москвы.
Проект по праву можно назвать сетевым: он расширяет пространство взаимодействия общего и дополнительного образования, транслирует технологии музыкального и художественного воспитания, которые центр «Радость» совершенствует почти четыре десятка лет. Школьникам с первых лет учебной жизни он открывает живой, многогранный мир художественной культуры, приобщая их к эстетическим и нравственным идеалам мира искусства непосредственно в стенах общеобразовательных организаций. Проект получил яркое, запоминающееся название – «Московская городская программа музыкального и художественного образования школьников «Час искусств».Центр «Радость» по праву считается крупнейшим в столице учреждением дополнительного образования, реализующим программы массового музыкально-эстетического воспитания. Под началом своего создателя и руководителя заслуженной артистки России Татьяны Ждановой педагогический коллектив центра на протяжении всей истории существования образовательной организации вел просветительскую работу среди школьников и слушателей всех возрастов. Польза для социокультурной среды города в этом была двойная. С одной стороны, дети и родители знакомились с традиционными – академическими и народными – формами музыкально-исполнительского искусства. С другой стороны, сами воспитанники «Радости» с первых лет обучения музыкально-исполнительской деятельности чувствовали востребованность своих творческих интересов, открывали возможность, совершенствуя исполнительское мастерство, участвуя в концертах, влиять на культурные предпочтения своих сверстников. В разные годы «Радость» выступала организатором музыкальных лекториев, клубов любителей музыки, филармонических концертов. И всегда это была работа, нацеленная на личностное развитие школьников, на осмысление ими глубоких художественных впечатлений и переживаний, способных формировать мировоззрение, эмоциональную и душевную отзывчивость, нравственные ориентиры.Сегодня, в конкурентных условиях глобального рынка, эти воспитательные задачи стоят не менее, а, пожалуй, даже более остро. «От того, как мы воспитываем молодежь, – заметил недавно Президент РФ В.В.Путин, – зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся…» И добавил: «Культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные «коды» – это сфера жесткой конкуренции… это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна».Новые условия работы, обновленное законодательство в системе образования внесли свою долю здорового прагматизма в организацию центром «Радость» культурно-просветительской деятельности среди школьников.После принятия в 2014 году Департаментом образования Москвы приказа №922 директор центра Татьяна Арамовна Жданова нашла перспективное и, как показало время, эффективное решение развития культурно-просветительской работы со школьниками в формате дополнительных общеобразовательных программ вводного уровня. Первые три программы, композиционно напоминающие музыкально-филармонические абонементы и предполагающие проведение 10-12 занятий с каждой группой школьников, в 2016-2017 учебном году были успешно апробированы на базе школ №1474, 152, 1159, а также Инженерно-технической школы имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича.В обсуждении содержания новых программ, их развивающего, воспитательного и метапредметного потенциала деятельное участие принял коллектив кафедры воспитания и дополнительного образования Московского института открытого образования. Программы получили положительные заключения экспертов, а после этапа апробации вошли в библиотеку методических материалов журнала «Практика административной работы в школе». Инновационный опыт работы центра по созданию единого образовательного пространства развития учащихся также получил отражение в публикациях сотрудников кафедры воспитания и дополнительного образования в 1-м выпуске журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» за 2017 год.В начале 2016-2017 учебного года в центре «Радость» были сформированы творческие рабочие группы, готовившие сценарии каждой новой встречи со школьниками. Перед педагогами, методистами, музыкантами-исполнителями была поставлена задача соединить развлекательность, доступность с информационной содержательностью, информативностью и воспитательной эффективностью. Дополнительный акцент был сделан на мультимедийной привлекательности каждого занятия – час знакомства с миром художественной культуры должен стать поистине красочным и захватывающим, послужить пробуждению интереса школьников к академической музыке через увлекательные видеосюжеты, фрагменты любимых мультфильмов. Также решено было неотъемлемой частью встреч со школьниками сделать «живые» концертные номера, оставляющие более глубокие и сильные художественные впечатления.Чтобы в программах были полноценно представлены учебный и развивающий компоненты, в них вошли формы контроля, которые могли бы стать дополнительным стимулом в освоении школьниками учебного материала: разнообразные викторины, тесты и конкурсы.В результате первые три программы с красочными названиями «Музыка родного края», «Музыкальный алфавит», «Музыкальный авиабилет» стартовали на площадках московских школ. Занятия по программам проходили во второй половине учебного дня в актовых залах, где ребята собирались целыми классами (2-3 класса одной параллели) после окончания уроков.Программа «Музыка родного края» предполагает эмоциональное погружение детей в звуковую среду русской культуры – как традиционной народной, так и классической. Построенная по принципу сменяющихся «музыкальных картин», она открывает разные грани русского быта, русской природы и истории через музыкальные образы.В рамках программы «Музыкальный алфавит» школьники знакомятся с истоками и традициями классической музыки, язык которой формировался начиная с X века преимущественно в Западной Европе. Значительная часть программы посвящена истории становления европейских музыкальных инструментов, понятий, связанных со стилями, жанрами и направлениями классического музыкального искусства.Программа «Музыкальный авиабилет» представляет своеобразный экспресс-курс по изучению младшими школьниками музыкальных традиций разных стран посредством виртуальных авиапутешествий. Школьники знакомятся с видеопанорамами культурных достопримечательностей Европы, Азии, Америки, слушают фрагменты музыкальных произведений и, главное, делают отметки в предварительно розданной брошюре туристического авиабилета, надписывая в контурных картах названия городов и соединяя их с портретами изучаемых композиторов. Программа предполагает комплексное развитие музыкальных и страноведческих представлений младших школьников.Нормативно-правовым основанием для реализации программ стали договоры о сетевом взаимодействии между центром «Радость» и общеобразовательными организациями. В 2016-2017 учебном году это сотрудничество коснулось более чем 50 начальных классов образовательных комплексов Москвы, охватив в общей сложности свыше 1500 детей. Следует отметить, что сегодня количество участников проекта «Час искусств» возросло вдвое, превысив 3000 школьников, и продолжает расти по мере поступления новых запросов из школ разных районов Москвы.Опыт показал, что проект «Час искусств» позволяет существенно обогатить и разнообразить сферу художественных переживаний школьников. Одновременно программа доказала свою экономическую состоятельность, рентабельность. Она обеспечивает условия, при которых в общеобразовательные школы из организаций дополнительного образования могут выезжать рабочие группы, включающие педагога-лектора, концертирующего музыканта, звукорежиссера. Их сотрудничество служит залогом высокого качества просветительской и образовательной работы.Кроме того, такой формат реализации программ дополнительного образования содержит большой потенциал развития междисциплинарной образовательной среды в предметной области «Искусство», а также интеграции гуманитарных и художественных предметов с предметами научно-технической области. Намеки на эту конвергентную емкость появились в новых программах проекта «Час искусств». Среди них: «Музыкальный киносеанс», «Музыка и архитектура», «В гостях у Терпсихоры». Вот лишь некоторые названия тематических занятий в рамках этих программ: «Музыкальные тайны рыцарского замка (от карнавалов Средневековья до королевской сюиты эпохи Возрождения)»; «Гармонические загадки собора Парижской Богоматери: образ собора Нотр-Дам де Пари в музыкальной культуре»; «Парадный Петербург: музыка дворцов и площадей северной Венеции»; «В гостях у музыкальной киносказки». В рамках проекта получили развитие и адресные программы, учитывающие разные категории обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, в сентябре программа вводного уровня «Россия – Родина моя» стартовала в двух коррекционных школах Северного округа.Проект центра «Радость» «Час искусств» помогает сегодня не только сохранять, но и развивать в системе московского образования уникальные отечественные традиции массового художественного воспитания. Направленные на личностное развитие детей и подростков, эти воспитательные технологии способны формировать у школьников целостную картину мира, здоровые, творческие, созидательные эстетические и нравственные жизненные ориентиры.Антон БОНДАРЕВ, заместитель директора центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость», кандидат педагогических наук
Комментарии