Образовательные цели: научить детей грамотно вести себя за столом во время чаепития; познакомить с правилами поведения за столом; приобщить к традициям русского чаепития.
Цели
Развивающие:
– развивать артистические способности детей, умение радоваться успехам каждого члена коллектива;
– развивать коммуникативные способности ребят, устанавливать дружеские отношения в коллективе.
Воспитательные:
– воспитывать чувство гордости за красоту, самобытность русской национальной культуры.
Оборудование:
Класс напоминает русский деревенский дом:
– печь с ухватом, дрова, чугунки;
– на полочках предметы домашней утвари (деревянные ложки, миски и т.п.).
Посередине класса стол, накрытый к чаю.
Костюмы для детей-артистов:
– для девочек – сарафаны и кокошники;
– для мальчиков – рубашки-косоворотки;
– костюмы Скомороха, Петрушки;
– музыкальные инструменты (бубны, деревянные ложки, дудочки, трещотки);
– фонограммы русских народных песен, частушек.
Стенд-плакат «Как вести себя за столом».
Ход занятия
Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Мы будем учиться правильно вести себя за столом во время чаепития, узнаем рецепты блюд, происхождение некоторых русских кушаний. А еще посмотрим небольшой концерт, который приготовили ребята нашего класса.
1-й ведущий (Петрушка):
Добрый день вам и поклон,
гости дорогие!
Всех сегодня приглашаем
С нами чай пить, петь, играть.
И, конечно же, узнаем,
Как вести себя, держать.
2-й ведущий (Скоморох): Посмотрите, как красиво накрыт стол к чаю. А главный на столе – самовар. Чай из самовара самый вкусный и душистый. Подходите, гости дорогие, усаживайтесь на места. Но сначала давайте вспомним о правилах вежливости.
Учитель: Ребята, о каких правилах вежливости говорит Скоморох? О чем нужно всегда помнить, прежде чем войти в столовую?
Ответы: Нужно привести себя в порядок, вымыть руки, пропустить девочек вперед.
Учитель: Хорошо. Итак, мы сидим за столом. Но ведь сидеть тоже нужно правильно. Кто мне подскажет, какие существуют правила, касающиеся манеры держаться за столом?
(Ответы детей).
Учитель: Давайте посмотрим сценку о том, как Петрушка и Скоморох обедать садились.
«Пригласил Скоморох Петрушку на обед.
– Приходи, Петрушка, щи хлебать.
Прибежал Петрушка в комнату и со всего маху на стул сел. Сел и развалился, словно ничего о правилах вежливости не знает. Сгорбился, локти на стол положил, ноги под столом вытянул. Ждет Петрушка, когда хозяин щи подаст.
А Скоморох не торопится, хочет гостя хорошим манерам научить.
– Сядь, Петрушка, ровно, убери локти со стола.
– Не хочу, мне и так хорошо!
Поставил Скоморох на стол тарелки, угощает Петрушку. А Петрушка схватил свою ложку и стал щи хлебать. Чавкает, облизывается, торопится. Посмотрел на него Скоморох и говорит:
– Плохой ты гость, Петрушка, совсем невоспитанный.
– Это почему? Ведь я ничего плохого не сделал!»
Учитель: Ребята, почему Петрушка оказался плохим гостем?
Беседа «Как нужно вести себя за столом».
– Нужно сидеть прямо, ноги под столом держать ровно, не ерзать на стуле, не класть локти на стол. Во время еды не разговаривать с набитым ртом, не чавкать.
Учитель: Молодцы. Эти правила записаны на специальном стенде под названием «Как вести себя за столом». Прочитаем их еще раз и запомним.
Мальчик-ведущий: Разве может русский стол обойтись без блинов?
Ах, блины, блины, блины!
Сколько их на свете есть –
Невозможно перечесть!
Девочки-помощницы ставят тарелки с блинами перед учениками.
– А кто знает рецепт приготовления этого блюда? В старину на Руси блины подавали с медом, творогом, икрой и рыбой. Блины – это русское национальное блюдо, с которым связан яркий и красивый праздник «Широкая Масленица» – проводы зимы.
Но блины тоже нужно уметь кушать. В старину люди ели блины руками, а сейчас используют специальные ножи и вилки.
– Давайте попробуем блинчики! Кто помнит правила обращения с ножом и вилкой? Покажите, как правильно ими пользоваться. Молодцы!
Учитель: На Руси говорили, что чай душу согревает, от болезней лечит, настроение поднимает. Хозяйки, заваривая чай, добавляли листочки малины или мяты. И чай от этого был только вкуснее и полезнее. А уж какой аромат! Может, кто-нибудь знает, как правильно заваривать чай?
– А сколько пословиц, песен и частушек сложил русский народ о чае! Наши ребята выучили некоторые из них.
Выходят 3 мальчика и 3 девочки в русских народных костюмах. У них в руках музыкальные инструменты: ложки, бубны, дудочки, погремушки. Дети играют и поют частушки.
Дети-ведущие: Эй, ребята, в бубны бейте!
Вы ладошки не жалейте!
Поиграйте нам на ложках,
Поиграйте от души,
Чтобы ноги в пляс пошли!
Частушки:
У самовара не скучаем,
Разговор ведем за чаем!
Чай с вареньем и лимоном,
С кренделями и поклоном!
Учитель: Молодцы, ребята! Порадовали нас частушками. А теперь давайте еще раз вспомним правила поведения за столом и отведаем приготовленное угощение. Итак, как нужно вести себя за столом?
– Правильно. А еще надо вспомнить, что тарелки должны остаться чистыми, т.е. вы должны все съесть. И совсем неприлично облизывать тарелки. Хочу еще сказать, что ваши тарелки особенные: когда вы все съедите, переверните тарелку и найдите задание, которое нужно будет выполнить.
Ученики угощаются, а затем выполняют задания.
– Кто готов прочитать задание, которое приложено к тарелке?
Вопросы и задания:
В какой руке держат ложку, вилку, нож? Покажи, как это делается.
Расскажи и покажи, как правильно заваривают чай.
Вспомни и расскажи пословицу, поговорку, песенку о вежливости.
И т.п.
Учитель: Молодцы. Вы все правильно сделали. И уверенно шагаете по лестнице правил поведения, нарушать которые всегда означало поставить себя вне общества. Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали, с чем познакомились.
Дети-ведущие: Песней праздник начался,
Славно праздник удался.
И еще ребята наши
Русский танец славно спляшут!
Группа детей исполняет русский народный танец.
Учитель: Очень хороший танец! Наши ребята – настоящие артисты! Занятие подходит к концу. Думаю, что все, чему мы научились, вы будете использовать за столом и дома, и в гостях.
поселок Карманово, Гагаринский район, Смоленская область
Комментарии