В течение трех лет в нашей вечерней школе мы разрабатывали цикл интегрированных уроков география – иностранный язык по теме “Страны, где говорят по-английски”. Помимо возможного расширения страноведческого материала в школе традиционно осуществляется проведение общешкольных праздников “День святого Валентина”, “День смеха”, “День страха – 31 октября”, “Рождество”, в подготовке и проведении которых принимают участие практически все ученики школы.
Интегрированный урок в 10-м классе (английский язык-география).
Тема “Великобритания: народы и традиции”
Цели:
1. Расширение страноведческих и лингвострановедческих знаний учеников.
2. Закрепление введенного лексического и грамматического материала ╖╖ 2-12 учебника Т.Б.Клементьевой “Happy English-1”, используемый для курса коррекции английского языка в 10-м классе вечерней (сменной) школы.
3. Воспитание национального самосознания через изучение традиций других народов.
Задачи:
– обобщить знания школьников о традициях и обычаях народов Великобритании;
– проконтролировать сформированность произносительных лексических и грамматических навыков детей по изученным темам;
– развивать их навыки и умения в устной речи, в частности, монологической речи при подготовке и осуществлении сообщений;
– тренировать умение учеников ассоциировать знания, полученные на уроках, с информацией, полученной при изучении других предметов.
Оборудование:
Экономическая карта Великобритании.
Карта-схема Великобритании на английском языке.
Атласы, контурные карты.
Учебники “Happy English-1”, “География-10”.
Символика и флаги народов Великобритании.
Стенд “Лондон и его достопримечательности”.
Справочник “Народы мира”.
Дерево фортуны.
Чайный столик (печенье и чай по рецептам из учебника).
Атрибутика детских английских праздников.
Оформление: ученики работают по 4 группам, каждая из которых представляет один из народов Великобритании. Перед каждым участником – визитная карточка с флагом народа, который он представляет.
План урока:
I. Объявление темы урока, целей и задач.
II. Представление участников урока – народов Великобритании (на английском языке).
III. Роль Великобритании в мировой экономике.
Задание на урок по работе с контурной картой: слушая сообщения детей, выделить на карте расположение районов, их главные города, промышленные зоны (на русском языке).
IV. Знакомство с народами Великобритании. (Сообщения ребят на русском языке). Англия. Шотландия. Ирландия. Уэльс (см. приложение).
V. Экскурсия по Лондону – столице Великобритании.
Сообщения учащихся на английском языке с показом видов Лондона (по материалам учебника).
VI. Традиции и праздники народа Великобритании.
Сообщения учеников на английском языке по материалам учебника с демонстрацией атрибутов праздников, изготовленных ребятами (см. приложение).
VII. Чаепитие по-английски.
1. Несколько слов о традиции.
2. Демонстрация одним из учеников церемони заваривания чая (на английском языке).
3. Дегустация печенья, приготовленного по рецепту из учебника (на английском языке).
VIII. Подведение итогов по работе с контурной картой.
IX. Вручение ученикам пожеланий с дерева фортуны (на английском языке).
X. Обмен групп – “гостей” подарками-хлопушками с сувенирами.
XI. Подведение итогов урока.
Приложение
Англичане
Этническую основу англичан составили германские племена – англы, саксы, юты и фризы, вторгшиеся на Британские острова в середине первого тысячелетия н.э., ассимилировавшие и оттеснившие в горы Шотландии и Уэльса древнее кельтское население. Важным событием в этнической истории Англии было нормандское завоевание Англии (1066 г.). Место англосаксонской знати заняли норманны – нормандские бароны. Около двух столетий народ говорил на английском языке, знать – на французском. Государственная централизация Англии в XII-XIII вв. сопровождалась этнической консолидацией – слиянием англосаксонского населения с франкоязычными норманнами.
Подавляющее большинство (свыше 90%) англичан – горожане, около 7 млн. человек проживают в Лондоне. Многие мелкие и средние города сохраняют средневековую планировку (в т.ч. Оксфорд, Кембридж); в центре города – площадь, от которой радиусами расходятся улицы, застроенные двухэтажными домами.
Народная одежда не сохранилась. В XIX веке сложился так называемый английский костюм, для которого характерны строгость и простота линий покроя, который повлиял на становление общеевропейского мужского костюма. Сохраняются некоторые элементы средневековой одежды – в форме королевской гвардии, у официальных лиц парламента, суда, в университетах.
Наиболее стойкой остается традиционная пища. Характерны мясные блюда: ростбиф, бифштекс, бекон и др., овсяная каша, пудинги разных видов. Наиболее распространенный напиток – чай, обычно с молоком.
В числе характерных черт традиционного английского национального быта – семейная замкнутость, распространение клубов, часто социально разграниченных.
Национальные виды спорта – футбол, крикет, бокс.
Ирландцы
Этническую основу ирландцев составили кельтские племена гэлов, переселившиеся с континента в IV веке до н.э. После принятия христианства (V в.) и образования на острове феодального государства сложилась ирландская этническая общность. В XII веке на остров высадились англичане, и начался длительный период колониального завоевания Ирландии. Колонизаторы подвергали гонению гэльский язык, кельтскую культуру. Однако ирландцы сумели отстоять культурную самостоятельность и сохранить национальное самосознание.
Национальная одежда – одноцветная (чаще оранжевая) юбочка, длинная куртка, светлая рубашка без воротника, большой суконный берет.
Прослеживаются следы старого кланового устройства системы родственных отношений: большинство фамилий имеют приставку “Мак” – сын или “О” – внук (например, О▓Нейл – внук клана Нейл).
В сельских семьях сохраняются патриархальные устои: глава семьи – собственник фермы, дети экономически зависят от отца.
В жизни велико влияние католической церкви, характерно обилие монастырей, большое количество почитаемых святых.
Отмечаются наряду с современными древние кельтские праздники. Например, Самхейн – начало года по кельтскому календарю (1 ноября). Праздники сопровождаются спортивными соревнованиями. Национальный вид спорта – эльский футбол. Традиционные музыкальные инструменты – арфа и волынка.
Шотландцы
Говорят на диалекте английского языка. По религии шотландцы – протестанты. Сформировались на основе пиктов, коренного населения Шотландии, скоттов (гэлов), переселившихся из Северной Ирландии в конце V в., завоевавших страну и передавших ей свое племенное название; бриттов, вытесненных в южные районы Шотландии из Англии англосакскими завоевателями в V-VI вв. К VII в. Шотландия была завоевана германскими племенами англов, смешавшихся с местным кельтским населением. Образование в IX в. шотландского королевства положило начало формированию шотландской народности.
Традиционная отрасль сельского хозяйства – овощеводство. Разводят также крупный рогаты скот. Земледелие: ячмень, пшеница, картофель.
По традиционной культуре близки ирландцам.
Вплоть до XIX века основной пищей были овсяные и ячменные лепешки, выпекаемые на камнях на специальных решетках, которые употребляются (особенно по праздникам), несмотря на повсеместное распространение дрожжевого хлеба. Важное место занимают супы (особенно крупяные) и жидкая овсяная каша.
Из традиционных праздников особенно популярен день святого Андрея (30 ноября) – патрона Шотландии.
Распространено народное творчество, восходящее к традициям исторических баллад и кельтских героических сказаний.
Уэльсцы
Валлийцы, коренное население полуострова Уэльс. Язык валлийский (фальский) британской подгруппы кельтской группы индоевропейской семьи.
Этнической основой являются кельтские племена кимров и бриттов, оттесненные в горы Уэльса англосаксами, вторгшимися в Британию в V-VI вв. н.э.
Уэльсцы оказывали упорное сопротивление англосаксонским, с XI в. англонормандским завоевателям, которые лишь в XIII в. утвердили свое господство на территории Уэльса (до 1536 г. Уэльс сохранял статус княжества). Несмотря на переход на официальный английский язык, они сохранили этническое самосознание и некоторые черты кельтской культуры.
Праздники: традиционные и древние кельтские, а также обряды друидов.
Надежда ДАМИНОВА,
учитель географии,
Татьяна КОЛЧАНОВА,
учитель английского языка
Очер,
Пермская область
Комментарии