В Псковской области попытались решить проблему горячего питания школьников. До 1 января 2008 года всем ребятам бесплатно полагались булочка и чай. Дополнительно из бюджета выделялись деньги на горячее питание льготников, а это дети из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей. Ребята-нельготники (а их большинство) платили сами. И тут все зависело исключительно от благосостояния семьи. Такой подход к организации детского питания не устраивал руководство области, и выход был найден. Теперь рацион псковских школяров стал более разнообразным – за те же деньги ребят кормят не только завтраком, но и вкусным, а самое главное, сбалансированным обедом. Обо всех нюансах реализации новшества в сельских школах рассказала Светлана КОТОВА, начальник Управления образования администрации Псковского района. Впрочем, в беседе с корреспондентом «УГ» она коснулась не только «вкусных» вопросов.
– Светлана Анатольевна, как удалось заменить булочку с чаем на полноценный горячий обед, не увеличивая при этом родительскую плату?
– Организация горячего питания для школьников долгое время была для нас болевой точкой. Но с первого января 2008 года на территории Псковской области был принят закон, предусматривающий средства на школьное питание на основании софинансирования трех сторон. То есть областной бюджет выделяет на ученика шесть рублей в день, районный – не менее двух, и родительская плата 10-12 рублей. Что касается муниципалитетов, то им никто не запрещает платить больше. Так, например, наш район регулярно платил 4,5 рубля за бесплатный завтрак каждого школьника. Это не изменилось и после принятия закона. Таким образом, теперь из областного и районного бюджетов в общей сложности выделяется 10,5 рубля на ребенка, а родительскую плату мы устанавливаем на местах, так как уровень жизни семей разный. В некоторых школах родители платят лишь два рубля, а в некоторых 10-12. Такая разница объясняется тем, что какие-то школы имеют хороший приусадебный участок, на котором выращивают овощи и самостоятельно делают заготовки. А есть школа, участвующая в проекте Красного Креста, по которому детям из малоимущих семей выделяется поддержка. Кстати, и форму организации питания каждое учреждение выбирает на свое усмотрение. Некоторые директора решили оставить завтрак за 4,5 рубля, а 16-18 рублей использовать для обеда, кто-то использует всю сумму для приготовления обеда.
– C 1 сентября прошлого года в Псковской области была введена новая система оплаты труда. Почувствовали ли педагоги реальное увеличение зарплаты?
– Если говорить о среднем повышении по району, то оно составило 35 процентов. А если рассматривать детально, то не все просто. Так, например, в Середкинской средней школе зарплата педагогов увеличилась на 75 процентов, но есть такие образовательные учреждения, которых повышение не коснулось. Почему? Потому что одним из критериев, влияющих на заработную плату, является наполняемость класса: в селе норма – 14 детей, в городе – 25. Учителя тех школ, в которых наполняемость высокая, очень довольны новой системой. К сожалению, у нас есть пять школ, в которых наполняемость классов ниже 14. В результате получается, что зарплата педагогов, имеющих в классе 6-7 учеников, становится ниже. К счастью, по этому закону учитель не может получать меньше, чем получал до введения новой системы. Поэтому даже те педагоги, которые оказались «в минусе», получают доплату из специального фонда. И тут мы на распутье – может быть, такие маленькие школы действительно нужно закрывать?
– И что в итоге решили?
– Если говорить в целом, то я смотрю на закрытие школ отрицательно. У нас есть одна, в которой обучаются 23 ученика. Что произойдет, если мы ее закроем? Конечно, можно организовать подвоз детей, но школа на селе – это ведь еще и центр социокультурной жизни, и если ее закрыть, то жизнь прекратится. Между тем есть надежда на возрождение крупного хозяйства, расположенного недалеко от школы. Если это произойдет, появятся новые рабочие места, следовательно, и люди будут приезжать сюда со своими детьми. Тогда и количество школьников в скором будущем увеличится. Хотя если посмотреть с другой стороны, то при переходе на подушевое финансирование эта школа не сможет себя обеспечить.
– Таким образом, в маленькой школе, где классы по 6-7 человек, перспективы повышения учительской зарплаты практически нет. Или вы считаете, что молодежь будет работать, рассчитывая на доплаты из дополнительного фонда?
– Администрация Псковского района всячески стремится поддержать начинающих педагогов. Так, например, была разработана муниципальная составляющая национального проекта в поддержку молодых специалистов, и в этом году мы впервые выплачивали премии главы района: отработавшим один год – две тысячи рублей, пять лет – пять тысяч и 10 лет – десять тысяч рублей. Конечно же, это небольшая сумма, но для наших учителей это существенно. Эти премии стимулируют молодых специалистов.
– А как привлекаете в школы выпускников университета?
– Выплачиваем подъемные – две тысячи. Кроме того, все директора школ прекрасно понимают, что у молодых специалистов самая главная проблема – жилье. А поскольку в нашем районе жилья практически не строят, мы стараемся сохранить для начинающих квартиры при школах. Также у нас существует дополнительный фонд стимулирования. В каждой школе установлены определенные доплаты молодым специалистам. Таким образом, в последнее время у нас практически исчезла проблема утечки кадров.
– А как решается проблема нехватки мест в детских садах?
– На сегодняшний день у нас осталось семь детских садов, которые заполнены до предела. Своей очереди ждут около 100 ребятишек. Учитывая, что все детские сады укомплектованы под завязку, а многие школы попросту пустуют, мы приняли решение создавать дошкольные группы при школах, филиалами которых являются детские сады. В результате за последние два года мы открыли более ста дополнительных мест. Дошкольные группы появились в Тямшанской гимназии, на базе Писковской средней школы и в школе деревни Соловьи. Сейчас хотим ввести шестьдесят дополнительных мест на базе трех школ.
– Однако очередь не уменьшается…
– Да, пока проблема сохраняется, но если мы в этом году откроем дополнительные места, то очередь если и не исчезнет совсем, то, по крайней мере, значительно сократится. Я думаю, что проблема будет решена. Нужно учитывать, что на очередь родители ставят своих малышей с самого рождения, а у нас большинство детских дошкольных учреждений принимают только с трех лет. Конечно, невозможно на базе школы открыть ясли, поэтому мы из детского сада переводим в школу подготовительную группу, а в ДОУ открываем дополнительную ясельную. Кстати, тогда и процесс адаптации детей к школе проходит безболезненно. Два года назад, когда мы только начинали вводить этот метод в практику, родители были категорически против, утверждая, что даже звонки будут мешать их малышам, не говоря уже об обстановке. Однако несмотря на все опасения мам и пап дети очень быстро привыкли к новым условиям. Ведь для дошколят в школе создаются максимально комфортные условия, как в обычном детском саду – спальня, игровая, помещения для занятий физкультурой.
– А перспективы строительства новых детских садов в районе не рассматриваются?
– Строительство силами муниципалитета практически невозможно. Да и к тому же в этом нет экономической необходимости, так как в нашем районе нет такого населенного пункта, который требовал бы еще одного дошкольного учреждения. А на те деньги, что выделяются на систему образования областью и муниципалитетом, мы ремонтируем старые здания. В этом году был разработан план ремонтных работ.
– Светлана Анатольевна, как обстоят дела с кадрами в детских дошкольных учреждениях?
– Несмотря на то что район расположен рядом с областным центром и многие хотят работать в городе, проблем с воспитателями мы практически не испытываем. Кроме того, прежде чем создавать новую группу, мы ставим задачу перед директором ДОУ: хочешь группу открыть – думай, где специалистов возьмешь.
Псковский район, Псковская область
К сведению
Полноценное питание в школах Омска получают менее 40 процентов детей. Остальные обходятся буфетом, где школьникам предлагают пирожные, шоколадные батончики и газировку. По данным горздрава, каждый пятый выпускник имеет ограничения в выборе профессии из-за наличия одного, а то и нескольких хронических заболеваний. По итогам регулярно проводимых профосмотров относительно здоровыми признаются лишь 13 процентов школьников. В 2001 году их было на три процента больше.
Есть несколько причин, по которым большинство школьников питаются неправильно или вовсе обходятся без услуг школьных столовых. Во-первых, далеко не все дети и подростки желают есть казенные завтраки, поскольку они не всегда вкусные.
Во-вторых, цена. С ноября 2007 года школьные завтраки подорожали на 15 процентов и обходятся теперь родителям в 15-17 рублей в день, а обеды – в 21-23 рубля. По данным городского департамента образования, 20 процентов родителей школьников не в состоянии оплачивать горячее питание детей в школе.
В 2008 году в Ханты-Мансийском автономном округе на организацию горячего питания школьников из средств окружного бюджета выделено 1,3 миллиарда рублей, что почти на 180 миллионов больше, чем в 2007 году.
Школьники могут рассчитывать на горячий завтрак стоимостью 27 рублей. Те, кто обучается в учреждениях начального профессионального образования, питаются на сумму 53 рубля. Студенты учреждений начального, среднего, высшего образования из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут рассчитывать на четырехразовое питание либо на компенсацию в объеме 148 рублей.
Кроме того, правительство Ханты-Мансийского автономного округа рассматривает вопрос о предоставлении полдника школьникам, посещающим группы продленного дня.
В Оренбургской области подписан указ «О реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания». Цель – увеличить охват горячим питанием школьников, вывести систему школьного питания на новый качественный уровень, обеспечить рациональное сбалансированное питание учащихся.
Светлана КОТОВА
Комментарии