Урок №1. Тема «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы». Цели: дать обзор древнерусской литературы, рассказать об особенностях эпохи XII века, познакомить учащихся с событиями, которые нашли отражение в произведении «Слово о полку Игореве», с историей обретения этого шедевра мировой культуры, его ролью в культуре России.
Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, текст «Слова», репродукция картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», иллюстрации Владимира Фаворского к «Слову», иллюстрации к тексту (работы учеников), фрагмент из оперы Александра Бородина «Князь Игорь».
Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, репродукции икон Богородицы, фотография церкви Покрова на Нерли, схема генеалогического древа Рюриковичей.
1. «Толковый словарь». Определить значение слов: брань, рать, воевода, дерзость, дружина, жребий, идол, крамола, междоусобие, поганый, полонить, порицать, престол, распря, усобица.
2. Слово учителя. Рассказ об эпохе: язычество, христианство, междоусобица, набеги кочевников, половцы-саки, множество племен и родов, населяющих Русь, богатые княжества.
3. Индивидуальное задание «Исторический срез».
4. Беседа по тексту учебника «Слово о полку Игореве» и культура Древней Руси» (проверка конспекта):
В чем видели ценность человека в Древней Руси?
Какие произведения архитектурного искусства отражают это видение?
Как отражается история Руси в произведениях древнерусской живописи?
5. Беседа по произведениям искусства:
5.1. Репродукции икон Богородицы.
5.2. Фотографии церквей, храмов.
6. Вывод об эпохе (история, культура).
7. Домашнее задание. Учебник – «Историческая основа «Слова», чтение «Слова», индивидуальное задание «История обретения «Слова», «Мифология зачина».
«Толковый словарь»: авторитет, богатырь, доблесть, нашествие, осуждать, призыв, роковой, раскаяние, скорбь, рокотать, скорбная повесть, вещий Боян (вещие струны), ратный дух.
Урок №2. Тема «Мифология в «Слове». Анализ зачина и первой части»
Цели: знакомство с исторической основой «Слова», разными переводами, определение связи «Слова» с русским фольклором, погружение в ритм старославянского перевода, попытка почувствовать время, эпоху.
Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, раздаточный материал.
1. «Толковый словарь» – комментарий к словам: авторитет, богатырь, доблесть, нашествие, осуждать, призыв, роковой, раскаяние, скорбь, рокотать, скорбная повесть, вещий Боян (вещие струны), ратный дух.
2. Слово учителя (знакомство с текстом, выявление особенностей композиции, анализ лексики, погружение в поэтику, ритм произведения).
3. Фронтальный опрос по тексту учебника «Историческая основа «Слова», выяснение, что запомнили из предыдущего индивидуального задания «Исторический срез».
4. Работа с раздаточным материалом (древнерусский текст, перевод В.Жуковского, перевод Н.Заболоцкого):
4.1. Выразительное чтение, читают учитель и ученики.
4.2. Погружение в ритм произведения (степень сохранения ритма в разных переводах).
4.3. Анализ лексики. (Слово «рокотали» сохранено во всех переводах, определяем его эмоциональную насыщенность; «растекался мысью (мыслью) по древу…» – где точное, а где поэтическое определение?)
5. Индивидуальное задание «Мифология в «Слове»: зачин, 1-я часть».
6. Выразительное чтение 1-й части «Слова» (перевод В.Жуковского):
6.1. Анализ лексики, приметы фольклора.
6.2. Характеристика Игоря: самохарактеристика, характеристика автора, Всеволода.
6.3. Вывод.
7. Домашнее задание: Учебник «Чтение «Слова». Индивидуальное задание «Мифология в «Слове»: Поход замечен. Последствия похода». Выразительное чтение 2-й части.
«Толковый словарь»: Буй-тур, Дева Обида, Великий князь (Князь Отец), рек, шелом, чет-нечет, червленый, хоругвь, Див, Древо, Птиц, Куряне, Плач, Шеломянь, тьма заступила.
Урок №3.
Тема Поход замечен. Бой. Последствия боя». Анализ второй части»
Цели: погружение в содержание «Слова», выявление лексических и поэтических особенностей передачи отношения автора к событиям и их героям, использование фольклора в тексте произведения, отражение исторических событий в музыке, живописи.
Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, текст «Слова», аудиозапись фрагмента оперы Александра Бородина «Князь Игорь», репродукция картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».
1. «Толковый словарь» – выяснение значений слов: Буй-тур, Дева Обида, Великий князь (Князь Отец), рек, шелом, чет-нечет, червленый, хоругвь, Див, Древо, Птиц, Куряне, Плач, Шеломянь, тьма заступила и других (по тексту).
2. Беседа по тексту из учебника.
3. Пересказ содержания 1-й части:
3.1. Характеристика Игоря в 1-й части (автор, самохарактеристика, Всеволод).
4. Индивидуальное задание «Мифология во 2-й части «Слова».
5. Выразительное чтение 2-й части:
5.1. «Поход замечен» – анализ лексики, создающей тревожную атмосферу.
5.2. «Битва» – анализ лексики, создающей перемену ритма.
5.3. Прослушивание фрагмента увертюры к опере Александра Бородина, комментарий к музыке (медь – половцы, деревянные инструменты – русские. Темп темы половцев, темы русских).
5.4. «Последствия битвы» – ритм, лексика печали, отношение автора.
6. Вывод. Обращение к картине Виктора Васнецова.
7. Домашнее задание: учебник «Политический и поэтический смысл «Слова».
«Толковый словарь»: Тропа Трояна, оборотничество, мутный сон, ввергнулся Див, метафора, гипербола, эпитет, этос, нашла хула на хвалу, чага по ногате, а кощей по резане, затворил вороты, изронить душу.
Выразительное чтение «Золотого слова» Святослава и «Клич Дона» (3-я часть).
Проиллюстрировать (по желанию) Бой, Игоря, Древо и др.
Урок №4.
Тема «Золотое слово» Святослава. Клич Дона. 3-я часть»
Цели: погружение в содержание «Слова», характеристика Святослава, выявление лексических и поэтических особенностей передачи отношения автора к событиям и их героям, использование фольклора в тексте произведения, отражение исторических событий в живописи.
Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, текст «Слова», репродукция картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», иллюстрации к тексту (работы учеников).
1. «Толковый словарь» – выяснение значения слов: Тропа Трояна, оборотничество, мутный сон, ввергнулся Див, метафора, гипербола, эпитет, этос, нашла хула на хвалу, чага по ногате, а кощей по резане, затворил вороты, изронить душу.
2. Беседа по тексту учебника:
2.1. Пересказ битвы, ее последствий.
2.2. Отношение автора к событиям.
2.3. Характеристика Игоря, Всеволода.
2.4. Впечатления от музыкального фрагмента, от картины Виктора Васнецова.
3. Индивидуальное задание «Приметы фольклора в «Слове».
4. Выразительное чтение «Золотого слова» Святослава:
4.1. Обращение. Этикет при обращении.
4.2. Эмоциональная лексика и изобразительные средства (сравнения, метафоры).
4.3. Сравнение переводов В.Жуковского и Н.Заболоцкого (у Заболоцкого более резкое осуждение).
5. Выразительное чтение учителем фрагмента «Слова» («Клич Дона») с комментированием по Александру Ковешникову «Спевы Тыя».
6. Вывод о близости к произведению устного народного творчества.
7. Домашнее задание: учебник, стр.58-64.
«Толковый словарь»: Лада, Каяла-река, зигзица, легковейные крылья, заточило тулы печалью, лелеешь (прилелей), стрелы хоралужные, трижды-светлое, пресветлое, колчан, тембр голоса, пафос.
Выразительное чтение «Плача Ярославны» в переводе В.Жуковского, наизусть – в переводе Н.Заболоцкого. Индивидуальные задания: «Приметы фольклора в Плаче», «Природа в «Слове».
Урок №5.
Тема «Плачи» в «Слове».
«Плач Ярославны»
Цели: погружение в содержание «Слова», характеристика жен, Ярославны, выявление лексических и поэтических особенностей передачи отношения автора к событиям и их героям, использование фольклора в тексте произведения, отражение исторических событий в живописи, музыке.
Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, текст «Слова», репродукция картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», иллюстрации Владимира Фаворского к «Слову», иллюстрации к тексту (работы учеников), фрагмент «Плач Ярославны» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь».
1. «Толковый словарь» – комментарий к словам: Лада, Каяла-река, зигзица, легковейные крылья, заточило тулы печалью, лелеешь (прилелей), стрелы хоралужные, трижды-светлое, пресветлое, колчан, тембр голоса, пафос.
Краткий пересказ событий.
Содержание «Золотого слова» Святослава.
Пафос в части «Клич Дона».
3. Выявление особенностей жанра «плача» как фольклорного произведения. Обрядовое значение жанра. Содержание – просьба бескорыстная. Индивидуальное задание «Приметы фольклора в «Плаче».
3.1. Анализ «плача» жен дружины Олега (корысть в основе, поэтому не отозвались силы природы).
3.2. Выразительное чтение «Плача Ярославны» в переводе В.Жуковского.
3.3. Прослушивание музыкального фрагмента.
4. Выразительное чтение наизусть перевода Николая Заболоцкого.
5. Индивидуальное задание «Силы природы в «Слове».
6. Индивидуальное задание «Мифология в «Плаче Ярославны».
7. Закрепление знаний об особенностях жанра «плача». Анализ «Золотого слова» с точки зрения требований жанра.
8. Вывод о многократном использовании автором жанра «плача». Есть и отступления от жанра (Святослав обращается не к силам природы, не к Богам, а к людям, автор – к «братиям», к истории).
9. Домашнее задание. Атласы из учебника по географии за 8-й класс, материал «Киевская Русь в XI-XII веках (природа, население, природные явления, расположение княжеств)».
Выразительное чтение последней части «Побег. Путь в Киев».
Наталья СИНИЦЫНА, учитель русского языка и литературы томской СШ №52
Комментарии