Нашу школу объединили с другой. В моем классе тоже появились новые ребята – одиннадцать человек. К тем двенадцати, которые учились и раньше. Почти половина тех и других. И вот с самых первых дней учебного года возникло противостояние «наших» и «чужих». Сначала последних заставили сесть за задние парты.
Потом начались разборки, споры: кто должен дежурить по классу, по школе? «Старожилы» хотели, чтобы новички дежурили постоянно: так они якобы лучше ознакомятся с порядками, традициями новой для них школы. Кто-то из учеников уронил с подоконника горшок с цветами, конечно, он разбился. Разумеется, опять обвинили «пришельцев». Когда я шла по коридору к классу, то еще на значительном расстоянии слышала, какой непримиримый спор стоял там. Я входила, и все замолкали. Спрашивала: «Что случилось?» И они всегда говорили: «Ничего не происходит, просто мы обсуждаем одну ситуацию. Дискуссия у нас». Потом начались драки. Они особенно меня встревожили. «Этого еще нам не хватало, – говорила вызвавшая меня по этому поводу директор школы. – Накажите тех и других. Тогда и зачинщиков не будет, никому не удастся за кого-то спрятаться». А я решила устроить родительское собрание. Рассказала мамам и папам, что происходит в классе, и попросила подумать, как нам сдружить детей. У меня уже был свой план: организовать совместный с родителями поход. Выбрать спортбазу и провести там выходные. Но мне больше понравилось предложение одного папы. Он считал, что нужно совершить несколько поездок в живописный кедровый бор, который находится в нашем Клинском районе. Его когда-то посадил один помещик, который жил в этих краях. Конечно, за несколько десятилетий бор зарос, деревья состарились, и их «дети» и «внуки» тоже состарились. «Там такая аура, – говорил он, – что все успокоятся и «старожилы» примут новичков, подружатся с ними. Только для этого нужно составить хорошую программу». Его предложение всем понравилось. Гвоздем программы было несколько театральных представлений, придуманных ребятами и родителями. В одной из сцен, скажем, роль отца исполнял новенький ученик, а роль сына – «старожил». Или мамой была родительница девочки из моего прежнего класса, а ее трое детей – из новичков. Были совместно подготовленные танцы, дуэты, квартеты, загадки, розыгрыши. Один папа привез огромный самовар. А ребята испекли пирожки и даже торты. Так выезжали мы несколько раз, благо сегодняшняя осень располагала к таким поездкам. И вот идет третий месяц учебы. И я с радостью могу сказать, что в моем классе нет больше «наших» и «чужих». Все свои.
Галина НИКОНОВА, учитель истории, Московская область
Комментарии