Мастер-класс для учителей изобразительного искусства – задача непростая. Кроме того, что тема должна быть актуальной и интересной, нужно обладать способностями профессионального лектора, умеющего вести диалог со слушателями, помочь им ярко, творчески активно пережить воспринимаемое, найти художественные средства пластического выражения пережитого в образном слове, цвете, композиции, линии, звуке.
Когда полуночная птицаЛетала важно между трав,Крестьян задумчивые лицаОткрылись, бурю испытав.Над миром горечи и бедЗвенел пастушеский кларнет.И пел пастух, и утро было,И славословил хор коров,И над дубравой восходилоСветило, полное даров…Н. Заболоцкий
Тема народного искусства становится все более востребованной. Народное искусство дает возможность глубоко погрузиться в мир природы. Наши предки бережно и любовно относились к Матери Земле, от плодородия которой зависела их жизнь. Общение с природой, знакомство с искусством народных мастеров, собственная изобразительная деятельность играют важную роль в нравственном, эстетическом, экологическом, умственном развитии детей.
Мастер-класс состоит из двух частей. Занятие дается в сокращенном варианте. Содержание каждой части педагог может продолжить или разработать самостоятельно, дополнив своими исследованиями, заданиями учащимся для поисковой работы.
Земля, природа, люди, традиции видятся как нечто целое и живое. Хотя человеческая деятельность стремительно меняет лицо Земли, природа живет своей удивительной жизнью, в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Первозданная связь с ней, интуитивно сохраняясь в душе, в сердце, порождает потребность в гармонии всей разносторонней деятельности человека.
Свои просветленные чувства народ выражал словом, музыкой. Слова – это образы всего предметного мира, всех явлений вокруг нас, всех действий. Ими человек защищается, с ними и нападает. Слово – неотъемлемая часть нашего бытия.
«Единственным памятником от глубочайшей старины, – пишет А.Афанасьев, – остается слово, запечатлевающее в своих первозданных выражениях весь внутренний мир человека».
Всякое слово начинается с образования корня. Возьмем, к примеру, слово природа и попробуем провести ближайшее исследование – создать этимологический ряд:
родина
рождество
родители
родник
плодородие
урожай
Богородица и т.д.
Все эти слова имеют один корень – род. Но достаточно ли этого исследования для раскрытия содержания образа? Нет. В книге «Русские веды» читаем:
До рождения Света белого
Тьмой кромешной был
окутан мир.
Был во тьме лишь Род –
Прародитель наш,
Род – родник вселенной,
отец богов…
Мифы о богах и богинях есть у многих народов. Возникли они не для того, чтобы защитить себя, а потому, что каждый образ олицетворял живое земное явление. Примером может служить культ Великой матери, главной земледельческой богини. Богородица – Мать Земля. А человек, считали наши предки, произошел от древа.
Многоликая жизнь Природы, тайны ее ежедневных и годичных превращений волновали воображение человека всегда. Но человеческая память не в силах сохранить первоначальный поэтический смысл слов. «Понятные для отцов, повторяемые по привычке детьми, они явились совершенно не разгаданными для внуков». (А.Афанасьев).
«Речь наша как песок, в котором затерялась маленькая жемчужина «отворись». Мы бьемся в ней как рыбы в воде, стараясь укусить упавший на поверхность льда месяц. Но, просасывая лед, видим, что на нем ничего нет. Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду…» – пишет С.Есенин в своем очерке «Ключи Марии».
Слово это невидимо присутствует. Надо учиться понимать его, ибо момент озарения узок, как игольное ушко. А прекрасное есть, только оно за гранью нашего понимания, манит нас как далекая звезда…
Родился я с песнями в травном
одеяле,
Зори меня вешние в радугу
свивали,
Вырос я до зрелости, внук
купальской ночи,
Сутмень колдовская счастье
мне пророчит…
Эпос и музыка родились вместе, и связаны они со знаком древа. Вспомним сказку о пастушке, который срезал тростинку на могиле. Заговорила вдруг она человеческим голосом, запела: «Играй, играй, пастушок. Вылей звуками мою злую грусть. Я когда-то была девицей, да погубили меня сестры за серебряное блюдце, за золотое яблочко…». В одном образе тростинки слито три прозрения. Конечно, никто никого не убивал. Просто народ в своем творчестве передал нам, что ничто не дается без жертвы. Без страдания не овладеть тайной звуков и слова.
Волшебные звуки музыки умеют беспокоить и усмирять. Эту тайну знали как древние заклинатели змей, игравшие на флейте, так и современные пастухи, играющие в рожок коровам. А степные люди говорят, что под звуки домбры плачут верблюды.
От страданий, от высоких стремлений родились народные песни – героические, эпические, свадебные, колыбельные, погребальные.
Все произошло от древа, считает народный мастер. Пройдем же вместе с ним в наши современные музеи народного искусства. Невозможно без душевного трепета воспринимать драгоценную старину. Поражают своей вечной мелодией узоры на посуде, костюме, полотенце. Орнамент – самое удивительное и древнее искусство, только понять его язык дано не всякому. Но если мы попытаемся проникнуть в строй художественного мышления мастера, ощутим его связи с природой, то поймем, что мы «чада Древа».
«Каким же гармоничным видением надо было обладать, – пишет культуролог А.Б.Смирнов, – какие высокие силы собирать, каким глубоким разумом обнимать мир, чтобы создавать эти прекрасные вещи, бывшие обычным бытовым окружением наших далеких предков, которые теперь составляют экспозиции музеев…»
Исторический эпос сочетает в себе и слово, и музыку, и народное творчество.
«Было это весной 1147 года. Крестьянки в цветных сарафанах и высоких кокошниках по наказу боярина Степана Ивановича Кучки с песнями вышли в луга за цветами. Нужно было собрать 7 снопов цветов по семи цветам радуги и, помимо того, связать «велик сноп изо всех един».
На холме, что высился над Москвой-рекой и устьем Неглинки, беседовали боярин Кучка с суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким. С высоты холма виднелся дом боярина на краю Кучкова поля и сбегающие к нему села – Воробьево, Высоцкое, Кудрино и Сущево.
Внимательно обозрел князь окрестности, перекинулся веселой шуткой с боярином, а летописец донес до нас следующее:
«Князь Юрий, взыде на гору и обозре с нее очима своими семо и овами (туда и сюда) по обе стороны Москва-реки и за Неглинкою, возлюби села оные и повели вскоре сделати град мал, деревян и нарече его Москва-град».
В приглашении другу и союзнику Святославу Олеговичу Новгород-Северскому князь писал: «Приди ко мне, брате, в Москов, волю поделитеся думами».
Для этой встречи и собирали крестьянки цветы:
– в красном снопе пылали волчник, тысячеголов и пурпурные яснотки;
– в оранжевом пламенели донники, жарки, бессмертники и рыжики;
– желтый отсвечивал калужницей, пролдомником, чистотелом, одуванчиками, лютиками;
– зеленый состоял из вязилей, щитовника, кочедыжника, страценика и хвощей;
– голубой – из незабудок, ириса и люпина;
– синий был из медуницы;
– фиолетовый – из фиалок, дикого горошка и раскидистых колокольчиков,
а восьмой, объединительный сноп, сочетал в себе все цвета и олицетворял их равенство.
Близились сумерки. В прохладной тишине лишь ветер колыхал густые кроны столетних сосен, да в глубине темного бора возникали и замирали лесные шорохи. Они становились отчетливей, перерастали в звуки – это приблизилась лихая конница дружины князя Святослава Новгород-Северского. На лесистом холме около полноводной Москвы-реки спешился князь и с радостными объятиями пошел навстречу Юрию Долгорукому.
Место встречи князей позднее назовут Сретенскими воротами, но все это будет потом, а пока загудели костры, освещая высокие снопы цветов.
До рассвета длился пир. Сын Святослава одарил хозяина шкурой барса, князь Юрий дал «обед силен» Святославской дружине.
Шумно отпраздновав встречу, друзья обменялись подарками, и князь Юрий, вскинув длань, призвал к тишине:
«Други, на сем месте буде Москва – град. Волю зреть его всем друголюбным. Волю дружинам седлати коней, дабы разбросать окрест цветы – буде Москва – град на цветах всхожен».
Поднялись русичи в седла и рассеяли по окрестностям цветы. На месте этого посева и взошла Москва, которой суждено стать одним из великих городов мира».
(С.Красиков. «Легенды о цветах и самоцветах»)
С этого исторического повествования начнется практическая часть мастер-класса.
На ватмане, тонированной бумаге или крафте рисуют холм и вместо снопа символическое дерево, свитое из трав и цветов. Эту работу выполняют семь человек тремя красками: черной, любой цветной и для контраста белой. Например, желтый цвет, переплетаясь с черным стволом и сучьями, образует ажурную крону со сказочными цветами и райскими птицами. Остальные слушатели изображают женскую фигуру в русском костюме.
Все свои светлые мечты вплетала женщина в свой костюм. В мечтах улетала она «серой утушкой» от тяжелой жизни, от обыденности в прекрасный мир, где росли райские деревья, а в их листве пели птицы сирины. «Чем пристальнее изучаешь русский костюм как произведение искусства, – пишет М.Н.Мерцалова, – тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».
Головной убор, украшенный речным жемчугом, делал женщину необычайно красивой и величественной.
Вопросы детям:
– С кем сравнивали женщину в старинных песнях, сказках, мифах?
(С лебедушкой, павушкой, утушкой)
– Идеал женской красоты на Руси.
(Статная, сильная, высокая, трудолюбивая)
– Как отражала одежда идеал женской красоты?
(Многослойные одежды делали ее стройной, а походку плавной)
Рассматриваем сарафанный и поневный комплект одежды, их конструкцию, цветовой строй. Дивное узорочье сплошь покрывает подолы сенокосных и жатвенных рубах, тонкой полоской проходит по горловине, закрывает оплечья. Руки – очень важная часть тела, ведь ими приходится много работать, поэтому рукава украшались магическими знаками. Живот тоже очень важная часть тела, ведь там зарождается новая жизнь, и ее надо оберегать от злых сил, от дурного глаза. Поэтому передники покрыты узорами. У мужчин живот оберегал пояс (опояска). И ноги надо беречь, потому подол рубахи до 30 см украшен узором.
Эту тему нельзя преподносить сухо, довольствуясь только конструкцией костюма. Музыка обостряет восприятие. Поэзия делает образ костюма проникновенным, эмоционально насыщенным. Зрительный ряд должен быть запоминающимся, выразительным. Наша задача – сделать костюм-образ, а не точную копию с репродукции. Продумать колорит, чтобы все части костюма составляли цветовое единство. Он должен быть красочным, но не дробным по цвету, иначе с пестротой потеряет свою целостность и гармонию.
Необходимые материалы
1. Белая и цветная гофрированная бумага.
2. Набор цветной бумаги.
3. Цветные и белые бумажные салфетки.
4. Простой карандаш.
5. Цветные фломастеры и гуашь.
6. Клей ПВА.
7. Ножницы.
Начало работы
Карандашом на листе формата А-4 рисуем эскиз фигуры женщины величиной с ладонь в сарафане или поневном комплекте, по желанию. Уточняем пропорции фигуры человека (голова – одна седьмая всего роста). Отмечаем талию. Локти на уровне талии. Длина рук. Фигура не должна быть статичной. Можно изобразить ее в профиль, с развевающимися от ветра одеждами или в танце.
Условия выполнения костюма в цвете
Рубаха обязательно должна быть белой. Лучше выполнить ее из гофрированной бумаги. Сарафан может быть любого цвета. Кокошник должен сочетаться по цвету с сарафаном или душегреей.
В поневном комплекте удачно смотрятся сочетания белого фона с красной вышивкой. Юбку-поневу можно сделать из темно-синей, черной, красной бумаги. Предварительно нарисовать на ней гуашью или фломастером клеточки. Все части костюма по цвету должны гармонировать друг с другом.
Все детали костюма вырезаются в виде прямоугольников. Размер снимается с эскиза, увеличивается на 2-3 см. Так как костюм делаем в полуобъеме, прибавляем еще 2-3 см на края, которые смазываются клеем ПВА и подгибаются.
Порядок выполнения костюма
1. Сначала приклеиваем рукава. Они должны быть пышные. Длину рукава определяем по эскизу. Вырезаем две одинаковые по размеру детали. Подворачиваем верхний край и заминаем. Подворачиваем рукава с боков, смазываем края клеем по линии сгиба и приклеиваем по эскизу.
2. Сгибаем пополам прямоугольник из бумаги, вырезаем грудь рубахи, учитывая напуски поля для клея. Приклеиваем верхнюю часть рубахи.
3. Вырезаем из прямоугольника сарафан без лямок с учетом пышности и припусков для клея. Длину сарафана определяем по эскизу. Под грудью сарафан закладываем мелкими складками, смазываем бумагу с обратной стороны и приклеиваем на основу. К низу сарафана приклеиваем пышную оборку. Вырезаем душегрею с учетом пышных складок, отгибаем края, смазываем клеем и приклеиваем поверх рубахи.
4. Рисуем лицо.
5. Вырезаем головной убор из полоски бумаги, сложенной вдвое, с учетом полуобъема и припусков для нанесения клея. Приклеиваем головной убор.
6. Готовую фигуру женщины вырезаем и приклеиваем на лист с изображением древа.
В конце занятия готовые панно выставляются и обсуждаются результаты работы.
Чем утонченнее будут те знания, которые дает учитель ученикам, собирая воедино литературу и музыку, изобразительное искусство и историю, тем более человечными будут наши дети, тем тверже будут стоять они на земле, не давая хищным ветрам безродства разнести в прах основные жизненные ценности, тепло общечеловеческих отношений.
В заключение рекомендуем учителям изобразительного искусства для более широкой самостоятельной разработки данной темы следующую литературу, которая помогла и нам:
* А.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу».
* С.Есенин «Ключи Марии».
* М.Н.Мерцалова «Поэзия народного костюма».
* С.Красиков «Легенды о цветах и самоцветах».
* А.Смирнов «Древо культуры: Космос и Человек».
а также стихи К.Бальмонта, С.Есенина, Н.Заболоцкого.
Музыка: народные мелодии.
Аминат КАПИТУНОВА, Лидия ПАКША, методисты Центра непрерывного художественного образования
Род – вселенной,
Комментарии