search
main
0

Cantus est vita

Музыка не онлайн

Все в этом мире познается в сравнении. Мы ежедневно ходим на работу, учимся, заботимся о семье, решаем повседневные проблемы, посещаем музеи, театры, концерты, смотрим кино в кинотеатрах, делаем покупки в магазинах, путешествуем, занимаемся творчеством или любимым хобби. Но вдруг весь мир попал в условия масштабной паузы. Пауза как определение в музыке – это остановка, знак молчания. Но не для вокально-хоровой студии «Новая песня» центра детского творчества «Строгино».

Жизнь любого творческого, особенно музыкального, коллектива крайне динамична. Огромное количество репетиций, занятия по сольфеджио и постановке голоса, немыслимое количество концертов, конкурсов, фестивалей как в Москве, так и в других городах России, поездки за рубеж и участие во внутренних проектах родного учреждения и района. Порой дирижеры в период плотной концентрации концертов и конкурсов, просыпаясь утром дома, не сразу могут вспомнить, где сегодня будет выступление. Огромное количество исполненной музыки, богатая палитра хоровых произведений в стадии разучивания, непрерывная работа певцов от мала до велика, дирижерская воля и вселенская поддержка концерт­мейстеров делают свое дело из года в год. Коллективы растут и профессионально развиваются. Это ежедневный систематический труд. Это перманентный контакт преподавателей с обучающимися, обмен опытом, энергией, знаниями и умениями. И если прервать весь этот творческий процесс хотя бы на время, механизм, отлаженный годами, может дать сбой.
И вот оно – вынужденное дистанционное обучение в системе дополнительного образования. Для многих творческих коллективов и их руководителей переход на дистанционное обучение казался началом конца. Это грозило концом творческой работы, потерей формы коллектива, невозможностью работать и творить. Но пауза была недолгой. Ровно сутки хватило преподавателям и концертмейстерам на то, чтобы осмыслить и придумать самые разнообразные форматы работы на дистанционном обучении. И, как оказалось, весь этот вынужденный удаленный период работы с хоровыми составами студии стал достаточно плодотворным и полезным как для педагогов, так и для обучающихся.
А начали мы с того, чем не всегда успевали заниматься на очном обучении. Порой практика, то есть пение, занимает весь учебный процесс. И времени, для того чтобы плотно окунуться в историю музыки, освоить анализ стилей и музыкальных направлений, ознакомиться ближе с интереснейшими биографическими историями жизни композиторов, рассказать о своих музыкальных предпочтениях на занятиях, никогда не хватало. Поэтому мы подготовили для ребят массу разно­образ­но­го теоретического материала по истории музыки, а также список интернет-ресурсов, в который вошли аудио- и видеоматериалы. В список видеоматериалов были включены записи выступлений знаковых мировых хоровых коллективов, как взрослых, так и детских. Воспитанники студии могли побывать на оперных спектаклях мировых музыкальных театров, которые вели свои прямые трансляции во время карантина. Польза колоссальная! Ведь прежде, чем просмотреть спектакль, ребята знакомились с оперным либретто, биографией композиторов, с мировыми звездами оперной сцены, с лучшими инструментальными коллективами. Естественно, что все биографии композиторов и оперные либретто были переработаны либо сокращены для удобного прочтения детьми. Нужно сказать, что такие занятия были крайне интересны и для родителей. И ребята, и их родители совместно выполняли различные творческие задания по итогам таких уроков, активно участвовали в музыкальных викторинах и делали заявки на предстоящие темы дистанционных уроков.
Дистанционное сольфеджио понравилось детям больше всего! Особенно младшим воспитанникам нашего дружного коллектива. Занятия проходили онлайн в приложении Zoom. Ребята работали с включенным видео, но выключенным звуком, так как при одновременном пении и выполнении упражнений синхронизировать звук не получалось. Но, как оказалось, пение наедине с собой помогло ребятам преодолеть смущение, боязнь ошибиться или сделать что-то неправильно. Педагоги придумывали игровые упражнения для развития интонации, для практикования беглого чтения нот с листа, для выработки мелодического и гармонического слуха. А как же полюбили ребята писать музыкальные диктанты и игру «Угадай-ка», направленную на проработку слухового анализа!
Дистанционное хоровое пение. Ужас! Кошмар! Думал каждый дирижер в мире. Но все не так плохо. Многие хоровые зарубежные коллективы очень быстро перешли на онлайн-репетиции. Кстати, любой желающий музыкант, певец мог принять участие в таких репетициях и поработать с выдающимися мировыми хормейстерами и дирижерами.
То же самое сделали и мы. Репетиции проходили в приложении Zoom. На таких занятиях было очень удобно разучивать новые произведения. Хоровой состав делился на группы по партиям (сопрано, альты). Новый материал кропотливо и детально прорабатывался с каждой партией, а затем и индивидуально, если у певцов возникали трудности. Конечно, при проведении занятий в таком режиме огромная голосовая нагрузка ложится на педагога, ведь все это время приходится петь с каждым певцом, с каждой партией, вызывая удивление и восторг домашних животных и соседей при пении ноты «ля» второй октавы. Кроме онлайн-репетиций для каждого состава были записаны демонстрационные учебные аудиоматериалы: фортепианный аккомпанемент, пение голосов по партиям сольфеджио и с литературным текстом, пение голосов под партитуру, а капелла и с фортепианным аккомпанементом. Ребята могли петь в наушниках целыми днями. И мы надеемся, что благодаря таким методам работы уже в сентябре все певцы наших хоров придут на занятия с хорошо выученными партиями новой хоровой программы.
И, конечно, мы бы не назывались творческим коллективом, если бы не творили во время паузы. Нам захотелось поддержать всех людей в этот непростой период, порадовать своих коллег и друзей в учреждении, передать музыкальный привет, ну или просто спеть для всех, чтобы люди не падали духом и были здоровы! И мы начали работать над съемками музыкальных клипов. Дебютом стал клип на песню Полины Гагариной «Миллионы голосов», которую мы планировали исполнить сводным хором на итоговом отчетном концерте коллектива. Технология записи была такова. Каждый участник хора исполнял песню под фонограмму-минус и записывал видео. Далее видео сводили в один клип. Конечно, процесс трудоемкий, и не все вышло безупречно, но клип получился очень трогательным и жизнеутверждающим.
Второй клип – «Мир без войны» – на песню Екатерины Комар. Эту песню исполнил старший хоровой состав и посвятил его Дню Великой Победы. В клипе приняли участие все ребята и родители нашего коллектива. Видео­ряд клипа состоял из фотографий воевавших в ВОВ родственников ребят. Получился своего рода Бессмертный полк. Клип вошел в дистанционный отчетный концерт центра детского творчества «Строгино».
И еще один проект был осуществлен при участии любительского взрослого хора нашей хоровой студии. Изначально этот коллектив, в котором поют взрослые люди от 20 лет, возник случайно. Родители детей хоровой студии на одном из отчетных концертов решили сделать сюрприз для ребят и что-нибудь спеть родительским хором на концерте. Репетиционный процесс настолько поглотил родителей, что уже на следующий учебный год был создан официально взрослый любительский хор под названием Cantus est vita, что в переводе означает «Пение – есть жизнь». На сегодняшний день в хоре занимаются 25 человек в возрасте от 20 до 60 лет. В хоре нет ни одного профессионального музыканта. Это люди самых разных профессий, которых объединяет любовь к музыке и пению. За время своего существования хор принимал участие в конкурсах любительских хоров. И вот за время дистанционного обучения наш хор стал призером двух хоровых фестивалей, которые прошли в дистанционном формате. Во время карантина мы предложили участникам коллектива исполнить знакомую всем песню Геннадия Гладкова «Проснись и пой» и записать клип. В этом клипе мы хотели показать и доказать всем, что петь можно начинать в любом возрасте и быть абсолютно успешным, тем более если вам это дело приносит огромное удовольствие!
В заключение хочется отметить самый важный момент! Во время вынужденной разлуки все участники нашего коллектива очень скучали, но каждый из нас откликался на любые творческие предложения! И дети, и родители помогали в организации занятий, в осуществлении творческих проектов. Все активно выходили на онлайн-занятия, посещали сайт учреждения и участвовали в различных дистанционных мероприятиях, готовили домашние задания и просто общались друг с другом в чатах! Не будем считать эту паузу паузой! Ведь именно она дала всем понять, насколько важны для людей живое общение, горящие глаза детей и музыка, спетая не онлайн!

Ольга ДОМРАЧЕВА,
руководитель вокально-хоровой студии «Новая песня»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте