Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и затем был перенесен в общеобразовательную школу. В его основе лежит концепция прагматической педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Дж.Дьюи). Подробное освещение метод проектов получил в работах У.Х.Килпатрика и Э.Коллингса (США). В 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т.Шацкого, которые пытались активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, напоминающие американские проекты. 25 августа 1932 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», осудившее метод проектов и запретившее его применение в школах СССР.
Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова.Уильям Херд КИЛПАТРИК
Слово «project» (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед», то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Возрождение метода учебных проектов пришлось на 90-е годы ХХ века и состоялось в педагогической практике уже Российской Федерации. После долгого забвения он вновь стал популярен потому, что позволяет изменить позицию учащегося, сделать его субъектом образовательного процесса. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов, но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных задач вне школы.
Структуру любого проекта можно представить триадой: замысел – реализация – продукт. В учебном проекте важно акцентировать внимание на этапах целеполагания в начале и рефлексии по окончании работ.
Возможна классификация проектов по:
тематическим областям;
масштабам деятельности;
срокам реализации;
количеству исполнителей;
важности результатов.
Но независимо от типа проекта все они:
в определенной степени неповторимы и уникальны;
направлены на достижение конкретных целей;
ограничены во времени;
предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Педагогические цели и задачи в рамках учебных проектов:
1. Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.
2. Организационные – овладение навыками самоорганизации, умением ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.
3. Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать и т.д.
4. Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.
В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. Самое сложное для учителя в ходе проектирования – оставаться в роли независимого консультанта. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Применение метода учебных проектов является показателем высокого уровня квалификации преподавателя. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, а это развивает умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.
Комментарии