Число желающих поступить в педагогические вузы среди российских абитуриентов выросло в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. Об этом по итогам приемной кампании 2022-2023 учебного года заявила заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева.
«В 2022 году подведомственным университетам по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» было выделено 36 тысяч бюджетных мест. Это столько же, сколько и в прошлом году, и чуть больше, чем в предыдущем. Но, что важно, в сравнении с 2021 годом количество поданных заявлений на педагогические направления и специальности увеличилось в 1,5 раза и составило более 370 тысяч», – сказала замминистра. По словам Татьяны Васильевой, такой рост вызван большой работой самих университетов: развитием профориентации и популяризацией этой области подготовки.
А что думают об этом педагоги и директора школ?
Алена МИНИНА, учитель английского и немецкого языков Николаевской школы, Камчатский край:
– Действительно, все больше ребят задумываются о профессии учителя. Наши выпускники стали чаще выбирать педвузы. И хочется верить, что те, кто поступил на педагогические направления, после окончания обучения пойдут работать в школу. Когда я сама оканчивала факультет иностранных языков по специальности «учитель английского и немецкого языков», лишь 7 студентов из 39 пошли работать в школы. Это печальная статистика 2014 года… Надеюсь, в будущем, а лучше в настоящем, тенденция изменится.
Милица ЩИПУН, учитель математики школы №4 Белогорска, Амурская область:
– Повышенный спрос на педагогическое образование можно объяснить тем, что в прошлом учебном году проводилась активная работа по развитию педагогических классов. Например, в Амурской области за последний год количество таких профильных классов увеличилось с 12 до 58. В нашем городе мы и сами набрали рекордное количество детей в 10‑й класс – 25. Обычно 15-20.
Получается, что интерес у детей к этой профессии, возможно, был и раньше, но работа по развитию этого интереса была непродуктивна или отсутствовала совсем.
Мы и сами только в прошлом году вышли на новый уровень – заключили соглашение с Благовещенским государственным педагогическим университетом, согласно которому ребятам добавляются баллы к результатам ЕГЭ (от 2 до 5) при поступлении. Программа обучения рассчитана на 2 года (10-11‑й классы), поэтому о результатах нашей работы будем говорить следующим летом, так как сейчас они у нас в 11‑м классе.
Иннокентий МАЛГАРОВ, директор Кыллахской школы имени А.Л.Бахсырова, Олекминский район, Республика Саха (Якутия):
– Я являюсь директором сельской школы в труднодоступной местности. Такие школы остро испытывают проблемы с педагогическими кадрами. Выпускников педвузов не устраивают низкая транспортная доступность, неразвитость инфраструктуры связи, невысокая зарплата, неблагоустроенность жилья. Программа «Земский учитель» не до конца решает проблему, поскольку квот выделяется очень мало. Считаю, что в таких условиях школам необходимо решать кадровый вопрос за счет своих выпускников. То есть вести среди них целенаправленную профориентацию на педагогические специальности, при необходимости помочь с заключением договора о целевом обучении и трудоустроить молодого специалиста. Наша школа решает проблему именно таким образом. Почти ежегодно мы трудоустраиваем своих выпускников в качестве преподавателей. В прошлом году приняли на работу учителя математики. В этом году – учителей информатики и начальных классов. Скоро педвуз окончит еще одна наша выпускница, будущий математик. Предварительное согласие на трудоустройство уже есть. Заметил, что в последнее время увеличилось количество целевых мест, что очень хорошо. В следующем году один наш выпускник собирается поступать в педвуз на исторический факультет. Если все будет идти благополучно, мы заключим с ним договор на целевое обучение.
Интерес выпускников к профессии педагога зависит от самого учителя и отношения к нему общества. Если общество будет ценить труд учителя и достойно его оплачивать, а учитель при этом на деле показывать увлеченность процессом преподавания, с вдохновением рассказывать о своей профессии, интерес к ней будет только возрастать.
Юлия КУДИНОВА, доцент кафедры социальной педагогики, куратор педагогических классов Воронежского государственного педагогического университета:
– Популярность учительской профессии действительно растет. В Воронежской области заработал проект «Акселератор персональных профессиональных маршрутов», который охватывает несколько ведущих вузов региона, и большое количество старшеклассников стремятся именно в педагогический вуз. Это подтверждают данные нашей вступительной кампании. Причем растет не только популярность педагогических специальностей, но и мотивированность студентов. Сейчас они приходят уже нацеленные на будущую профессию и трудоустройство. Многие с третьего-четвертого курсов начинают работать в школе и в организациях дополнительного образования. А старшеклассники с удовольствием участвуют в различных вузовских мероприятиях. У нас проходит много творческих конкурсов, конференций и олимпиад. У старшеклассников-победителей есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении.
Думаю, растущий интерес к профессии педагога у старшеклассников связан и с гарантированным получением заработной платы на будущем рабочем месте, и с повышением престижа педагогической профессии в целом. Дети понимают, что профессия учителя сейчас одна из самых востребованных. Они обязательно найдут себе место работы, так как активно строятся новые школы, причем не только в Воронеже, но и в районах области.
Лидия ТЕРЕНТЬЕВА, учитель, Великий Новгород:
– Рост интереса к обучению в педвузах я связываю с возросшей зарплатой учителей. Возможно, наконец-то изменится процентное соотношение между теми, кто получает диплом для корочки, и теми, кто реально придет работать в систему образования. Хорошо бы вести более четкий мониторинг, чтобы проследить, сколько студентов бюджетных отделений педагогических вузов после их окончания действительно становятся преподавателями.
Анна РЕВЕНКО, преподаватель иностранного языка гимназии №5 Черкесска, Карачаево-Черкесская Республика:
– Немногие мои выпускники стремились стать педагогами. Но все же такие находились. Кто-то действительно хочет стать учителем. Кто-то любит какой-то определенный предмет, старается его углубленно изучать, хочет связать с ним свою жизнь. Например, сын моей подруги обожает математику и подумывает стать преподавателем этой дисциплины.
Но, к сожалению, подавляющее большинство тех, кто идет в педагогический вуз, не стремятся быть учителями, а поступают лишь ради получения диплома о высшем образовании. Молодых учителей в школах нашего провинциального города мало. А молодежь, которая все-таки себя преодолевает и приходит в школу, не задерживается надолго.
Елена ВАЙНИК, директор средней школы №36, Петрозаводск:
– В нашей школе традиционно формируется один 10‑й и, следовательно, выпускается один 11‑й класс. Внутри классов формируются профильные группы, в которых реализуются учебные планы в зависимости от выбора ребят. На уровне основного общего образования пять последних лет мы выпускаем по три 9‑х класса ежегодно. Не могу сказать, что наши выпускники стали чаще делать выбор в пользу педагогической профессии, но от двух до девяти выпускников поступают на педагогические специальности в вузы и колледжи.
Осознавая остроту кадрового вопроса в системе школьного образования, наш коллектив включился в проект «Класс психолого-педагогической направленности». Мы изучили Концепцию профильных психолого-педагогических классов, подготовленную Академией Минпросвещения России. И хотя предлагаемые в ней модели в условиях нашей школы использовать невозможно, мы решили попытаться синтезировать оптимизационную (внутришкольную) модель и сетевую модель, предполагающую обмен ресурсами между образовательными организациями. Весной 2022 года разработали «дорожную карту» по реализации проекта. Изучили мнения учеников 9‑х классов и их родителей и стали готовить нормативную базу, сформировали учебный план.
С 1 сентября 2022 года из 29 учеников 10‑го класса 7 человек у нас обучаются в группе психолого-педагогического профиля. Большую часть дисциплин, входящих в учебный план, ведут педагоги школы, в том числе основы психологии и практический модуль «Педагогическая практика».
А вот учебную дисциплину «Основы педагогики» у нас ведут преподаватели Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета. В рамках программы предусмотрены практические занятия, педагогические пробы, посещение открытых уроков опытных педагогов. Трое наших учеников станут участниками Всероссийского юношеского педагогического форума, который состоится в «Орленке» с 5 по 25 октября. Наши ребята будут представлять на нем Республику Карелия, и мы уверены, что это событие укрепит их желание стать педагогами. Мы благодарим Министерство образования и спорта Карелии за возможность участия в форуме и за поддержку в организации психолого-педагогического профиля. Если все 7 наших учеников, выбравших психолого-педагогический профиль, поступят после 11‑го класса в педагогические вузы и впоследствии придут работать в школы, для нас это будет очень хорошим результатом.
Комментарии