search
main
0

Бюджетом не предусмотрено

Придут другие времена, мой друг, ты верь…

В Госдуме отклонили ряд законопроектов об увеличении заработной платы медицинских работников и учителей. Аргументы правительства не меняются: расходы не предусмотрены бюджетом, на увеличение зарплат неоткуда взять деньги. На изменение системы оплаты труда медиков потребовалось бы около 500 миллиардов. Можно предположить, что на педагогов потребовалось бы не меньше. Известно, что профицит бюджета на данный момент равен 1,5 триллиона рублей, в прошлом году он составлял 514 миллиардов рублей. Реальная зарплата учителей и врачей по-прежнему не всегда доходит даже до средней по экономике региона.

Точечный прирост

Депутат Максим Гулин спросил министра финансов РФ Антона Силуанова, не пора ли менять подход к исполнению майских указов и повысить уровень жизни людей, от которых зависит будущее страны.

– Для учителей и врачей сделать единый федеральный оклад, например, – предложил он. – Будет ли правительство делать шаги в этом направлении при составлении бюджета на следующий год?

– Сразу скажу, что за прошлый год показатели, которые утверждены указом президента по уровням оплаты труда работникам бюджетной сферы, выполнены, – парировал Антон Силуанов. – Врачи в среднем получали 200% от среднего дохода по экономике субъекта, средний медицинский персонал – 100%, чуть больше 100%.

Министр финансов РФ пояснил, что в стране в этом и в следующем году прогнозируется несбалансированность бюджета, доходы будут меньше, чем расходы.

– Поскольку приняты новые решения, новые задачи мы реализуем и будем балансировать наши обязательства с учетом как раз привлечения средств фонда национального благосостояния, – пообещал министр финансов Силуанов. – Теперь вопрос о структуре заработной платы работников бюджетной сферы. В следующие годы у нас предусмотрен прирост фонда оплаты труда работников бюджетной сферы с учетом прогноза роста оплаты труда в целом по экономике. Мы так планируем сейчас бюджетные назначения. И вот этот прирост фонда оплаты труда надо более точечно, может быть, более адресно распределить в первую очередь тем врачам и учителям, которые сегодня недотягивают до тех показателей, которые утверждены указом президента. Почему? Потому что счет ведется исходя из средней ситуации в субъекте РФ. В субъекте могут быть различные ситуации. У кого-то больше 200%, у кого-то меньше 200%. Поэтому, на наш взгляд, нужно сосредоточиться именно на тех категориях работников, которые сегодня имеют уровень денежного содержания ниже, чем те указанные позиции.

Фантастический МРОТ

Педагоги остро отреагировали на то, что депутаты отклонили законопроект о повышении зарплат. Профильные комитеты и Кабмин сочли его нереализуемым. По мнению парламентариев, это нереально – платить учителям за работу фантастические два размера минимальной оплаты труда в качестве базовой ставки. Напомним, поручения «что-то сделать с учительскими зарплатами» звучали на уровне правительства, Минпросвещения докладывало, что у 75% учителей в регионах доходы ниже прожиточного минимума.

В начале 2021 года стало известно, что Комитет по образованию и науке Госдумы рассматривает два законопроекта. Один – об утверждении базовой ставки учителей: она должна стать такой, чтобы гарантированная часть оплаты минимальной нормы учебной нагрузки (18 часов) была не ниже, чем 70% от средней зарплаты по региону.

Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов назвал внесенный законопроект «нереализуемым на практике». Не одобрили два МРОТ для учителей и в правительстве. Констатировали лишь, что для реализации законопроекта потребуются дополнительные бюджетные ассигнования.

 

Кадровый кризис нарастает

– Причина очевидна – государство не хочет тратить деньги на учителей и на образование, – считает первый зампредседатель Комитета ГД РФ по образованию и науке Олег Смолин, который прокомментировал ситуацию. – Могу добавить, что, по данным ЮНЕСКО, Россия по доле расходов бюджета на образование в 2012 году занимала 98-е место в мире, а в 2018-м – уже 120-е. Есть данные о том, что самую высокую зарплату в реальном исчислении наши учителя получали именно в 2012 году. С тех пор с пересчетом на реальную ставку заработная плата учителей только снижалась. Это первая причина. А вторая – нежелание парламентского большинства принимать самостоятельные решения. Вот если бы президент дал команду, приняли бы с восторгом. А коли это инициатива Госдумы, точнее двух ее фракций, то отклоняют «с чувством глубокого удовлетворения». Самое печальное заключается в том, что кадровый кризис в большинстве регионов нарастает. Если все продолжится так и дальше, качество образования неизбежно будет снижаться. И по большому счету это даже не закон про учителей. Это закон про детей и внуков, в том числе и для депутатов. Их дети, правда, в основном учатся в Москве.

 

Опрос об одном…

Исследование о доходах россиян в социальных сетях провел сайт kp.ru. В опросе участвовали 14,8 тысячи человек. По данным «Комсомольской правды», больше половины россиян – 59% – на свою зарплату могут купить только продукты питания и самые необходимые вещи. Ни на что другое денег просто не хватает. Каждый пятый россиянин признался: его зарплаты не хватает даже на еду. Только 4% участников опроса сказали, что живут на свою зарплату хорошо, могут себе позволить купить с получки новую одежду или обувь, бытовую технику в дом. Откладывать деньги на отпуск или ремонт могут еще меньше – только 3% опрошенных. Еще 2% респондентов рассказывают, что могут без кредитов и ипотеки купить автомобиль или даже квартиру.

А вот оставшиеся 11% россиян считают, что траты не всегда должны зависеть от уровня дохода. Порой позволить себе купить дорогую вещь можно и с маленькой зарплатой. Эта категория респондентов ничего не откладывает, живет одним днем и покупает то, что захочется, не опасаясь, что потом может не хватить на что-то важное.

 

…Росстат о другом

Снижение реального размера (с поправкой на инфляцию) заработной платы в РФ в апреле 2022 года составило 7,2% в годовом выражении после повышения на 3,6% в марте, на 2,6% в феврале и на 1,9% в январе, сообщает пресс-служба Росстата.

По данным ведомства, среднемесячная заработная плата в РФ в номинальном выражении в апреле 2022 года составила 62269 рублей, увеличившись на 9,4% по сравнению с апрелем 2021 года и снизившись на 6,9% по сравнению с мартом 2022 года. В целом за январь – апрель зарплаты в реальном выражении выросли на 0,4% по сравнению с январем – апрелем 2021 года.

Минэкономразвития в своем прогнозе от середины мая ожидало, что снижение зарплат в реальном выражении в РФ в целом за 2022 год составит 3,8%. За 2021 год зарплаты в реальном выражении в РФ выросли на 4,5%.

 

Концепция есть, а финансирование?

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил Концепцию подготовки педагогических кадров до 2030 года. Документ предполагает развитие программы непрерывного обучения – от педагогических классов до учреждений повышения квалификации. Также будет увеличено количество студентов, обучающихся по педагогическим программам на условиях целевого договора, и преподавателей, ежегодно повышающих квалификацию. Концепция предусматривает формирование единого образовательного пространства, в том числе с учетом единого подхода и технологических условий подготовки. Речь идет о создании системы непрерывного педагогического образования – от педагогических классов в школах до учреждений, где уже работающие педагоги смогут повышать свою квалификацию.

Напомним, что Владимир Путин объявил следующий год в России Годом педагога и наставника. Согласно подписанному президентом указу это решение должно подчеркнуть особый статус педагогических работников, в том числе и тех, кто занимается наставничеством. 2023 год выбран не случайно – страна отметит 200-летие со дня рождения основоположника российской педагогики Константина Ушинского.

Учителя уже обсудили инициативу в социальных сетях. К сожалению, российские педагоги опасаются, что за высокими словами, разными конкурсами и инициативами будет упущено главное – настоящее повышение престижа профессии с помощью экономических стимулов и реальных решений, которые помогут педагогам вылезти из бедности и запредельных нагрузок.

Между тем ЮНЕСКО напоминает, что трансформация образования невозможна без повышения уровня материального благосостояния учителей и работников образования. Для этого необходимо добиться адекватного финансирования образования, обеспечить признание и поддержку профессии учителя, улучшить условия труда всех, от кого зависит качество подготовки наших учеников и студентов.

Ждем?

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте