Разумеется, сокращения напрямую связаны с зарплатой. Не средней, а вполне определенной, выраженной в реальных суммах. За каждой строчкой «Итого» в зарплатной ведомости – судьба конкретного учителя, уровень его жизни и благополучие его близких. Но эти подробности, кажется, не интересуют чиновников. Они давно вынесли конкретику за скобки. Есть план сокращения, есть задача оптимизировать расходы в сфере образования, а значит, нет места эмоциям.
«Лишние» педагоги стали заложниками непродуманной социальной политики, которую власть вела в отношении провинции. Двадцать с лишним лет первые лица не занимались деревней, не вкладывали в сельскую местность ни рубля, позволяя стихийно разрушаться довольно крепкой и добротной социальной инфраструктуре, созданной в советские годы. За верхоглядство и безалаберность ответственных лиц расплачиваются ни в чем не повинные педагоги. Их сокращают и будут сокращать, поскольку молодежь уезжает из бесперспективных селений в поисках лучшей жизни, и шансов на выживание у школ в вымирающих деревнях нет.В крупных райцентрах, особенно тех, что расположены в непосредственной близости к Нижнему Новгороду, казалось бы, должна наблюдаться иная картина. Ведь закон сообщающихся сосудов действует и в людской массе. Казалось бы, учителя таких райцентров должны быть востребованы и загружены. Потому что с детьми, как нас опять же уверяют первые лица региона, школы и многочисленные центры дополнительного образования работают с утра до вечера, реализуя ФГОС второго поколения.Два года назад, когда чиновники ломали голову над организацией «внеурочки», во многих регионах были найдены вполне конструктивные модели. Школьные учителя, готовые вести развивающие кружки по самым разным направлениям (краеведческие, творческие, спортивно-туристические и т. д.), были оформлены по совместительству педагогами дополнительного образования и получали зарплату за свой внеурочный труд не от школы, а от учреждения дополнительного образования. Но ведь учителю не важно, в одной он ведомости расписывается или в двух. Главное, что он занимается тем, что хорошо умеет и в чем очень нуждаются дети. Школьники после уроков шли в кружки, интересные и со всех точек зрения полезные. Родители были рады, что дети заняты делом, и учителя были довольны: хоть и небольшая (около 2000 рублей в месяц), но прибавка к скромному жалованью. Но вот как гром среди ясного неба – приказ о сокращении неэффективных расходов. Как это сделать проще всего? Сократить совместителей. В одном только Центре детского и юношеского туризма и экскурсий городского округа город Бор в феврале и марте сократили 60 совместителей. Все это учителя разных школ, которые после уроков занимались с детьми краеведением, собирали материалы для школьных музеев, изучали фольклор, проводили реконструкцию старинных обрядов и праздников, учились проводить экскурсии – и это было правильно и разумно, поскольку в районе пытаются развивать туризм. Казалось бы, нужно создать условия и для педагогов, которые умеют и любят работать с детьми и знают, как это делать. И они работали бы на совесть, но в одночасье оказались неэффективными. Теперь начиная с марта, получив известие о приказе о сокращении ставок, многие продолжают заниматься с детьми бесплатно. Не бросать же начатое посреди года? У многих в самом разгаре работа над проектами. Но никого из начальства это не интересует. Оно просто выполняет приказы. Узнав о сокращении совместителей, я попыталась связаться с руководством Центра детского и юношеского туризма и экскурсий. Единственный телефон, который вывешен на сайте управления образования и на сайте самого учреждения, безмолвствовал в течение десяти дней. По-видимому, вопросы были не только у меня, и самым лучшим выходом из положения, по мнению директора Натальи Альбертовны Бычковой, было не брать трубку.А ведь как хорошо все начиналось! Руководство центра гордо заявляло о своей высокой миссии (об этом я тоже прочла на сайте центра): «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий… является инновационным муниципальным образовательным бюджетным учреждением дополнительного образования детей, которое выполняет вместе со школой и семьей единую цель – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства, способствующих успешной социализации в социокультурном пространстве». На мой взгляд, здесь явно что-то лишнее. Если бюджетное, то уж никак не инновационное и не «в интересах личности и общества». Бюджетное – это значит в интересах бюрократии. Дело ведь не в лишних двух тысячах, которые зарабатывали учителя, дело в осознанной концепции государства, в его антинародной циничной политике – «за государственный счет только минимум, все остальное пусть оплачивают родители». И не будет у детей Бора ни кружков по истории и краеведению, ни традиций, ни проектов. Разве что энтузиаст какой-нибудь продолжит просвещать и развивать детей бесплатно. Но таких не очень много наберется. Нижегородская область
Комментарии