search
main
0

Бюджетная система РФ Глава из нового учебника для 10-11-х классов “Право и экономика”

Лучше сначала дать возможность народу получить выгоду и лишь затем отобрать часть ее, чем совсем не давать народу возможности получить выгоду и отнимать ее у него.
Сюнь-Цзы

Понятие бюджета. Государство само по себе не является бесспорной ценностью. Оправданность его существования определяется осуществляемыми государством функциями. Так, любому государству свойственны такие виды деятельности, как защита территории от внешней агрессии, поддержание правопорядка, участие в экономической жизни, разрешение споров между гражданами и юридическими лицами и др. В действительности деятельность государства выступает в форме деятельности государственных органов, учреждений и предприятий, а в конечном итоге – в форме деятельности конкретных людей, работающих в них, т.е. чиновников, технических работников, рабочих, военнослужащих. Для успешной работы этим лицам нужны определенные материальные средства: автомобили, здания, компьютеры, бумага, мебель, автоматы, танки, самолеты и т.п. Не следует забывать о том, что всем этим людям необходимо платить зарплату. Таким образом, очевидно, что для успешного осуществления своих функций государству требуются значительные денежные средства.
Государство по мере сил старается их изыскать. Существует несколько традиционных источников денежных средств, используемых в любой стране. Важнейшие из них – налоги. Немаловажным источником являются заимствования государства на внешнем и внутреннем рынке. Экономическая деятельность государства также приносит ему определенные доходы.
Получаемые государством доходы, однако, не складываются в один огромный денежный мешок или копилку, из которой каждый берет по потребностям, т.е. сколько ему заблагорассудится. Расходование государственных средств является настолько принципиальным вопросом, что оно подвергается жесточайшему законодательному регулированию.
Основным правовым средством, с помощью которого регулируется процесс образования и расходования государственных денежных средств, является государственный бюджет.
Термин “государственный бюджет” используется в различных смыслах. В материальном смысле бюджет – это централизованный денежный фонд, формируемый для осуществления функций государственными органами. Такое понимание бюджета в общем-то является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансировании из бюджета и т.п.
В юридическом смысле бюджет – это финансовый план образования и расходования денежных средств, утверждаемый представительными государственными и муниципальными органами для выполнения ими функций.
Почему бюджет все-таки не является центральным денежным фондом, а представляет собой именно финансовый план поступления и расходования денежных средств? Дело в том, что средства бюджета никогда не аккумулируются государством в натуре. Нельзя сначала собрать в одном мешке весь годовой доход государства, а затем распределить его в соответствии с потребностями. На самом деле средства бюджета расходуются по мере их поступления, так что денежного фонда как такового и не образуется. Поэтому бюджет скорее представляет собой предполагаемую расчетную схему поступления и расходования государственных средств, т.е., проще говоря, финансовый план государства. Кстати, именно тем, что бюджет является предполагаемой схемой поступления и расходования средств, объясняется частое его неисполнение.
В государственном бюджете аккумулируются почти все поступающие средства. Через государственный бюджет финансируются почти все направления деятельности государства.
Исключение сделано лишь для некоторых групп общественных отношений, финансирование которых происходит не через государственный бюджет, а через целевые фонды, бюджеты которых, однако, также утверждаются законом, а в последнее время отражаются в государственном бюджете.
Существует еще одно значение термина “бюджет”.
Под бюджетом также понимается юридический документ, принимаемый соответствующим представительным органом. Государственный бюджет принимается Федеральным собранием Российской Федерации в форме закона Российской Федерации о бюджете на очередной год. Бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимаются их представительными органами.
Закон о бюджете не тождествен бюджету как финансовому плану, так как он, во-первых, отражает лишь основные показатели соответствующего бюджета, а кроме того, решает некоторые вопросы, которые не относятся к самому финансовому плану. Поэтому во избежание путаницы лучше употреблять термин “закон о бюджете”.
Финансовый год в Российской Федерации продолжается с 1 января по 31 декабря соответствующего года. И бюджеты, как правило, утверждаются ежегодно на этот срок. Однако в условиях инфляции возникают трудности в принятии бюджетов. Вот почему практикуется принятие бюджета на более короткий срок (квартал и т.п.).
Бюджетное устройство в Российской Федерации. Сначала разберемся в терминах.
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система – это совокупность бюджетов государственных и муниципальных образований, существующих на территории страны. Как видно из определения, структура бюджетной системы государства зависит от государственного и административно-территориального устройства страны. Одно дело, если это унитарное государство, другое – если федеративное.
Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления.
Бюджетную систему Российской Федерации можно определить как совокупность республиканского (федерального) бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ: городов, поселков, сельских округов, сел, деревень и т.п., районов в городах, сельских районов и т.д.

Принципы построения бюджетной системы. Бюджеты различных уровней не изолированы друг от друга, а находятся в достаточно тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в принципах построения бюджетной системы.
Закон устанавливает, что бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации.
Принцип единства бюджетной системы означает, что бюджеты различных уровней не являются изолированными друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии, которое, однако, не приводит к единству государственного бюджета. Бюджеты всех уровней остаются самостоятельными, так как каждый бюджет обладает собственными источниками доходов и правом самостоятельно определять направления использования этих средств. Взаимодействие бюджетов проявляется в возможности финансирования из вышестоящего бюджета самых необходимых расходов бюджета нижестоящего.
Принцип полноты бюджетной системы имеет две части:
1) В бюджетную систему, с одной стороны, должны включаться бюджеты всех государственных и муниципальных образований, существующих в Российской Федерации.
2) С другой стороны, принцип полноты бюджетной системы означает требование включения в соответствующие бюджеты практически всех видов источников государственных доходов, а также отражения всех направлений расходов.
Принцип реальности бюджетной системы относится прежде всего к доходной части бюджетов, которая должна обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджет. В этом смысле особую важность приобретает налоговое законодательство Российской Федерации: бюджет должен основываться на конкретных источниках доходов, закрепленных в специальном законодательстве.
Немаловажное значение в этом отношении имеет и сбалансированность бюджета. Превышение расходной части над доходной должно компенсироваться различными дополнительными поступлениями средств (например, от выпуска в обращение государственных ценных бумаг).
Принцип гласности обеспечивается открытым обсуждением бюджетов и итогов их исполнения на сессиях представительных органов, опубликованием законов о бюджете на предстоящий год, а также отчетов об их исполнении.
Структура бюджета. Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
А. Доходы бюджета – это часть бюджета, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц и иных доходах.
Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.
По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т.д.
По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.
Кроме того, источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.
Финансирование нижестоящего бюджета вышестоящим (это ведь тоже источник доходов) происходит в форме дотаций, субвенций и ссуд.
Дотация – это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.
Субвенция – это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели. Другими словами, субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок.
Бюджетная ссуда – это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации, и субвенции, однако на возвратной, а иногда и возмездной основе.
Б. Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.
В бюджет развития включаются ассигнования на такие затраты, как капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ, капитальное строительство и т.п.
В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы: расходы на содержание и ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования, выплату зарплат бюджетникам и т.п.
Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
Бюджет должен быть сбалансированным. Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением: даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты.
В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета (кроме особо важных, таких, как выплата зарплат и пособий) в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Это надо запомнить
1. Осуществление государственных функций требует значительных материальных затрат. Именно этим обусловлено существование государственного и муниципального бюджетов.
2. Основным правовым средством, с помощью которого регулируется процесс образования и расходования государственных денежных средств, является государственный бюджет.
3. В юридическом смысле бюджет – это финансовый план образования и расходования денежных средств, утверждаемый представительными государственными и муниципальными органами для выполнения ими функций.
4. Под бюджетом также понимается юридический документ, принимаемый соответствующим представительным органом. Государственный бюджет принимается Федеральным собранием Российской Федерации в форме закона Российской Федерации о бюджете на очередной год. Бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимаются их представительными органами.
5. Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
6. Бюджетная система Российской Федерации – это совокупность республиканского (федерального) бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
7. Бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации.
8. Любой бюджет состоит из доходной и расходной части. Доходы и расходы в свою очередь подразделяются на определенные виды.

Вопросы для контроля
1. В чем заключается причина существования государственного и муниципального бюджетов? Какие существуют источники доходов государства?
2. Что такое бюджет в материальном, экономическом и юридическом смысле?
3. Когда начинается и заканчивается финансовый год в Российской Федерации? Какова связь финансового года и бюджета Российской Федерации?
4. Что такое бюджетное устройство Российской Федерации?
5. Что такое бюджетная система Российской Федерации?
6. Какие принципы бюджетного устройства закреплены в законодательстве? В чем заключается суть каждого принципа?
7. Из каких частей состоит бюджет?
8. Какие существуют виды доходов бюджета?
9. Что такое дотация, субвенция и ссуда?
10. Какие существуют виды расходов?
11. Что такое сбалансированность бюджета? Что такое дефицит бюджета? Каково влияние дефицита бюджета на экономику государства?

Задачи и задания
1. В качестве одного из источников доходов государственного бюджета называется заимствование на внешнем и внутреннем рынках. Такое заимствование может производиться в различной форме. Так, например, возможно предоставление кредитов иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иностранными юридическими лицами. Заимствование на внутреннем рынке производится путем выпуска государственных ценных бумаг, путем привлечения вкладов населения в государственные банки и т.п.
Однако даже маленький ребенок знает, что долги рано или поздно приходится отдавать. Государство в данном случае не является исключением, даже несмотря на его особое положение. Являясь суверенным, оно в принципе может просто отказаться расплачиваться по долгам, и в этом случае никто не сможет принудить его к обратному. Однако такой путь чреват потерей доверия потенциальных кредиторов: никто в будущем государству в долг не даст.
Кроме того, государству приходится платить проценты за предоставленный кредит.
Поэтому такой источник доходов бюджета, как заимствования, является крайне условным и опасным. По сути он представляет собой переложение бремени текущих расходов на будущее время.
Как вы думаете, не стоит ли государству вообще отказаться от такого пути пополнения своей казны? А может быть, заимствования являются нормальным источником доходов, который ограничивать не имеет смысла? Может быть, здесь действовать по принципу “бери, пока дают”? Определите негативные последствия того и другого варианта. Постарайтесь определить критерии оправданности и допустимости использования заимствования как источника доходов бюджета.
2. Предположим, что из государственного бюджета Российской Федерации бюджету Тверской области 28 июля были выделены денежные средства в размере 58,3 млн.руб., которые предназначались для осуществления социальных выплат в текущем году. Решение о выделении суммы было принято 20 июля того же года. В соответствии с условиями предоставления средств зарплаты должны были быть выплачены в течение двух недель после поступления денег.
Через некоторое время между финансовыми органами Российской Федерации и Тверской области возник спор. Минфин Российской Федерации настаивал на возврате суммы, администрация области же отрицала эту обязанность.
Определите, чем (дотацией, субвенцией или бюджетной ссудой) являлись данные средства. Должна ли Тверская область возвращать предоставленную сумму?

Андрей КАШАНИН,
Татьяна КАШАНИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте