Загадочна и обширна тюменская земля. Простирается она от знойных сухих степей Казахстана и до самого Северного Ледовитого океана. По территории Тюменская область – третья после Якутии и Красноярского края, по объему произведенной продукции – первая в России. Многие люди приезжали сюда в поисках лучшей доли и находили ее, не страшась сурового климата, оставались здесь рожать детей и строить новые дома.
…Сказочно преобразилась Тюмень за последние три года – роскошные гостиницы и магазины, новые корпуса вузов, причудливой формы фонтаны, тенистые бульвары, поражающий оригинальностью архитектуры и дизайна цирк – все это появилось неожиданно быстро. Завораживает своей красотой, особенно в вечерних сумерках, величественный мост через Туру, прозванный мостом влюбленных.
А начиналось ведь все с тюменского острога. «Лета 7093 (1586 год) посланы воеводы с Москвы Василий Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставища град Тюмень июля в 29 день, еже Чимги слых» – так в краткой сибирской летописи сказано о начале строительства тюменского острога, поставленного по указу царя Федора Ивановича 29 июля 1586 года.
Именно с тюменской земли пошло освоение Сибири. От стен Тобольского кремля отправлялись русские первопроходцы к берегам Ледовитого и Тихого океанов, расширяя границы России. До 1918 года административным и духовным центром тюменской земли был Тобольск.
Тюменская область была образована лишь 14 августа 1944 года, так что совсем недавно она отметила свое шестидесятилетие.
Поиски нефти здесь начались в 1948 году, а первая нефть была найдена в 1952 году. Со второй половины 1960-х годов Тюменская область из аграрной неожиданно превращается в крупнейший индустриальный регион страны. К началу XXI века здесь было найдено более 600 месторождений нефти и газа, в том числе 11 гигантских и супергигантских. Тут живут люди 125 национальностей, среди них 26 малочисленных народов Севера – ханты, манси, ненцы, селькупы… Всего на территории Тюменской области свыше 3 миллионов 265 тысяч человек.
«Тюменская земля стала перекрестком самых невероятных путей и судеб, средоточием открытий и событий, имен и фактов. Ермак и Алексей Ремизов, декабристы и Дмитрий Менделеев, представители российской культуры Петр Ершов и Александр Алябьев, наши современники Рауль Эрвье, Фарман Салманов и Виктор Муравленко – сколько прекрасных, значительных имен! А еще больше – рядовых тружеников, без которых не было бы сибирского земледелия и промышленности, нефти и газа, образования, науки и культуры. Для миллиона людей в разных концах земного шара Тюмень стала именем нарицательным, олицетворением беспримерного подвига тысяч людей, их мужества и новаторского подхода к преобразованию огромных пространств сурового края» – такими словами выразил свою любовь к родному краю губернатор Тюменской области Сергей Собянин.
Экономика образования. До сих пор эти слова звучат для многих руководителей школ, да и управленцев как тайна за семью печатями. Но новая жизнь диктует новые правила. Школа все активнее включается в экономические отношения. И без знаний тут не обойтись. Поэтому не случайно на региональном совещании «Развитие образования в Тюменской области» ключевым стал семинар «Проблемы совершенствования экономических отношений в сфере образования» заместителя губернатора по социальным вопросам Натальи Шевчик. Наталья человек выдающийся во многих отношениях. Харизматический, обладающий даром слова и даром убеждения. А еще блестяще владеющий экономикой образования со всеми ее подводными рифами и течениями. В ее карьере не было резких взлетов и падений. Была каждодневная трудная работа, которую замечали и оценивали. Закончив Тюменский университет по специальности русский язык и литература, Наталья Александровна отработала семь лет в школе, была заместителем директора. Потом ушла на партийную работу. Второе образование завершила тоже в ТГУ, в 95-м году, получив диплом юриста, вскоре стала кандидатом юридических наук и теперь преподает в альма-матер юриспруденцию. В Тюмени Наталью Александровну знают хорошо – во-первых, своя, тюменка, здесь родилась и выросла. А во-вторых, была заместителем мэра, так что горожане со своими бедами и проблемами шли именно к ней. Став заместителем губернатора, Наталья Александровна от людей не отгородилась, все так же доступна и обязательно отвечает на все звонки и письма, стараясь разобраться в ситуации и помочь каждому. В этом я имела случай убедиться и во время регионального совещания, проходившего накануне нового учебного года. После семинара Наталья Александровна, наверное, еще не менее часа общалась, отвечая на вопросы, с обступившими ее директорами школ и заведующими детсадами. То, о чем она говорила с трибуны, касалось практически каждого руководителя школьного или дошкольного учреждения.
Резервы есть!
– Я считаю, что система экономических отношений в сфере образования должна быть максимально прозрачной и ясной. Бюджетная политика может строиться только на откровенном диалоге, особенно вопросы, касающиеся повышения заработной платы. В этом должна участвовать вся педагогическая общественность, – считает заместитель губернатора. – Убеждена, что есть скрытые резервы для повышения зарплаты. Один из таких источников – это так называемые отвлеченные деньги. К примеру, чего греха таить, во многих школах на средства Госстандарта содержались работники столовой, при этом было потеряно 10 миллионов рублей. В среднем же за счет государственного образовательного стандарта на другие цели использовали около 100 миллионов рублей. У нас с вами искренний разговор, поэтому я не могу не отметить тот факт, что во многих образовательных учреждениях непропорционально соотношение фонда оплаты труда учителей и управленцев. А они, как известно, и так получают вполне приличные деньги, поэтому повышать зарплату нужно в первую очередь учителям. В идеале соотношение должно быть таким: 70 процентов фонд оплаты учителей и лишь 30 – управленцев. Причем главным в оплате труда становится качество работы, конечный результат. Поэтому мы решили премировать лучших учителей и лучшие школы по результатам ЕГЭ. На эти цели из областного бюджета выделили 10 миллионов рублей. Причем 50 процентов идут на премии педколлективу школы, ведь хорошие оценки по ЕГЭ – итог работы не только выпускающих учителей, остальные 50 процентов – на премию тем педагогам, которые непосредственно готовили к единому экзамену выпускников, и на развитие материальной базы учреждений. Думаю, что систему премирования нужно обсуждать с родителями, ведь именно они лучше всего знают, чего стоит тот или иной педагог. Общественные институты – родительский комитет, попечительский совет – смогут вместе с педколлективами оценить труд учителя и школы.
– С 1 января 2005 года Тюменская область переходит от ЕТС к отраслевой оплате труда, – сообщает Наталья Александровна. – Это прежде всего связано с переходом на нормативное финансирование, когда деньги будут следовать за учеником. Это связано и с тем, что мы не можем до бесконечности наращивать финансирование системы образования. Нельзя развиваться, не вкладывая деньги в материально-техническую базу. Кроме того, что с уменьшением количества учащихся часть педагогов освободилась. Мы никого практически не сокращали, наоборот, общее количество работающих в отрасли даже увеличивается. Освободившиеся педагоги задействованы во второй половине дня для внеурочной деятельности. Кому-то даже пришлось переквалифицироваться, перейти в дополнительное образование.
Комментарии