Сергей СОБЯНИН: – Рассматривая ключевые документы, определяющие основные задачи и приоритеты работы Правительства Москвы на ближайшие три года, мы исходим из того, что экономика города практически полностью преодолела кризисные тенденции, характерные для 2008-2009 годов. В ближайшие три года предстоит обеспечить устойчивый экономический рост, а также устойчивое повышение уровня жизни москвичей. Москва должна упрочить свои преимущества и лидерство в инновационных секторах экономики, сфере услуг – это информационные технологии, телекоммуникации, фармацевтика, высокотехнологичная медицина, услуги образования физической культуры и спорта, ряд других отраслей. Более эффективным и конкурентоспособным должно стать и московское машиностроение, которое в этом году демонстрирует неплохие темпы развития. Мы должны поддерживать высокий уровень заработной платы как в коммерческом секторе экономики, так и в бюджетной сфере, а также высокие стандарты социальной защиты москвичей.
В 2012-2014 годы рост валового регионального продукта ожидается ежегодно на уровне около 4%. Также в среднем на 4% в год будет увеличиваться и реальная заработная плата москвичей. Безработица должна оставаться на минимальном уровне. Однако хотел бы подчеркнуть, что возобновление экономического роста, инвестиционной активности не произойдет само по себе. С одной стороны, правительство будет увеличивать государственные инвестиции, строительство транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры города. С другой стороны, мы должны завершить начатую работу по устранению избыточных административных барьеров для частных инвестиций, включая недискриминационный доступ к земельным участкам, подключение к объектам энергетической, коммунальной инфраструктуры, то есть создать в городе по-настоящему благоприятную среду для ведения бизнеса. Каковы особенности проекта бюджета города Москвы на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов? Мы формируем трехлетний бюджет столицы, причем делаем это в разрезе 17 государственных программ по основным направлениям социальной сферы городского хозяйства. Суммарное финансирование программ составит около 90% расходной части бюджета. В целом в 2012 году доходы городского бюджета планируются в объеме 1 трлн 450 млрд рублей – это на 17% больше, чем в текущем году. Расходы составят 1 трлн 700 млрд рублей, или на 14% больше уровня 2011 года. Четверть расходной части бюджета, что важно, или 443 млрд рублей, составят бюджетные инвестиции. Дефицит бюджета в 2012 году составит 252 млрд рублей, но в основном он носит технический характер, обусловленный отнесением к доходам определенных источников финансирования. Практически бюджет будет сбалансирован по доходам и расходам. В 2012 году мы не планируем прибегать к новым займам. Приоритеты бюджетных расходов продолжают логику повышения качества жизни и решения основных проблем Москвы, которые были положены в основу бюджета нынешнего года. Расходы на развитие транспортной системы в 2012 году составят около 19% бюджета. Треть этой суммы пойдет на нужды развития метрополитена, закупку нового подвижного состава. На покупку нового подвижного состава для Мосгортранса будет направлено от 15 млрд рублей. На строительство, ремонт, содержание дорог предполагается выделить 167 млрд рублей. Необходимые средства предусматриваются и на реализацию других мероприятий транспортной программы: строительство парковок, создание интеллектуальной транспортной системы и так далее. Расходы социального характера: поддержка образования, здравоохранения, ЖКХ, жилищной программы, в бюджете 2012 года составляют 64% расходной части.Фонды оплаты труда бюджетных учреждений в 2012 году увеличатся примерно на 8%, однако в значительной части учреждения проведут рост заработной платы уже в конце этого года. С октября увеличивается фонд заработной платы в детских садах и школах, участвующих в пилотном проекте по развитию общего образования.Дополнительные средства выделены и для медицинских учреждений. На городскую доплату к пенсиям старшего поколения и инвалидов направляется 107 млрд рублей. Стандарт минимального дохода пенсионера будет увеличен с 11 тыс. до 12 тыс. рублей. В бюджете предусмотрены необходимые средства для сохранения и индексации всех остальных льгот, пособий и выплат отдельным категориям граждан: бесплатный проезд в транспорте, оплата жилищно-коммунальных услуг. Городская программа «Столичное здравоохранение» будет профинансирована в объеме 200 млрд рублей, программа «Столичное образование» – в объеме 260 млрд рублей. Речь идет, конечно, о годовом финансировании. В рамках этих программ будут продолжены все начатые мероприятия по повышению качества образовательных и медицинских услуг для москвичей: закупка новой техники, ремонт учреждений, информатизация, повышение квалификации врачей и учителей.На жилищные программы выделяется 131 млрд рублей. Направление расходов этих средств традиционное – строительство жилья для переселения граждан из пятиэтажек сносимой серии, предоставление квартир очередникам, проведение капитального ремонта, замена устаревших лифтов. В 2012 году будут увеличены расходы на текущее содержание дворовых территорий. Кроме того, будут выполнены те пожелания граждан по благоустройству, которые мы не реализовали в этом году. Конечно же, бюджет должен сохранить свою роль инструмента модернизации городской экономики по соответствующим программам стимулирования экономической активности – подпрограмме «Инновационная столица России», на поддержку малого и среднего бизнеса, промышленности, рынка труда будет направлено в общей сложности 26 млрд рублей.
Комментарии