search
main
0

Бюджет школы вчера, сегодня, завтра

Современная московская школа – это крупный многопрофильный образовательный комплекс, решающий разнообразные задачи. А как известно, решение любой задачи невозможно без соответствующего ресурсного обеспечения, в том числе финансового.

Основную часть в бюджете школы занимает субсидия на выполнение государственного задания. Подтверждением доверия города к московским школам, подкреплением их самостоятельности является то, что в 2017 году были сформированы полные нормативы финансирования государственных услуг. В их состав были включены все расходы на обеспечение образования и безопасного пребывания, в том числе расходы на питание обучающихся, охрану, повышение квалификации работников, приобретение учебников и проведение ремонтных работ.

В результате этого московские школы стали более самостоятельными в определении структуры своих расходов, получили возможность планировать расходы не только на текущую деятельность, но и на свое развитие.

Но жизнь не стоит на месте, меняется экономическая ситуация, инфляция, пусть и невысокого уровня, также вносит свои коррективы.

Так, с 1 января 2020 года были проиндексированы нормативы на оказание государственных услуг дошкольного, школьного и профессионального образования. В среднем нормативы увеличены на 10‑15 тысяч рублей, это составляет около 8‑10%.

Изменение нормативов, тыс. руб.

Направления использования получаемой субсидии на госзадание школа определяет самостоятельно в зависимости от необходимой потребности для решения поставленных задач и отражает в плане финансово-хозяйственной деятельности.

Уровень образования Нормативы на 1 школьника
до 2020 года с 01.01.2020
1-4-й классы 125,0 135,0
5-9-й классы 140,0 155,0
10-11-й классы 160,0 175,0

 

Уровень образования Нормативы на 1 воспитанника дошкольных групп в год
До 2020 года С 01.01.2020
Группа полного дня
– до 3 лет 166,0 185,0
– от 3 до 5 лет 170,0
– от 5 лет 176,0
Группа кратковременного пребывания
– до 3 лет 57,0 75,0
– от 3 до 5 лет 67,0
– от 5 лет 84,0

Около 70% в расходах школы закономерно занимают расходы на оплату труда работников. Требования к минимальному уровню оплаты труда педагогических работников закреплены в указах Президента Российской Федерации, он должен быть не ниже среднего по региону. Кроме того, городом принято решение об индексации с 1 января 2020 года на 5,6% размеров окладов работников государственных учреждений, на которых не распространяется действие указов.

Нормативы, введенные с 1 января 2020 года, в полной мере обеспечивают сохранение достигнутых показателей по оплате труда работников.

Кроме выплат, которые определяет школа самостоятельно за счет своего бюджета, городом в целях дополнительного стимулирования педагогических работников были приняты решения о городских выплатах:

– за выполнение функций классного руководителя. Ее размер составляет 12,5 тысячи рублей в месяц при наполняемости класса 25 человек (при иной наполняемости – пропорционально количеству учеников);

– за активное участие в развитии Московской электронной школы. Размер данной выплаты составляет 10 тысяч рублей в месяц.

Кроме обеспечения выплаты заработной платы, текущих расходов на питание, охрану, коммунальные услуги, уборку помещений и территорий школа должна уделять немалое внимание и развитию материально-технической базы. Современная материально-техническая база, отвечающая не только текущим, но и перспективным требованиям, является залогом предоставления образования высокого уровня, заинтересованности самих обучающихся в освоении знаний, умений и навыков, которые им пригодятся в будущей жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.

Школа самостоятельно планирует эти мероприятия за счет получаемого финансирования. В рамках своих бюджетов школы используют около 5% на мероприятия развития. Но данного объема не всегда достаточно для осуществления разовой закупки дорогостоящего современного оборудования, например комплекта инженерного или медицинского класса.

В данном случае можно воспользоваться уникальной возможностью, предоставляемой московским школам.

Объем финансирования школы из бюджета города определяется в соответствии с государственным заданием, а государственное задание утверждается на три года. Финансирование на три года обеспечено законом о бюджете города, который также принимается на трехлетний период.

В рамках трехлетнего финансирования школа может самостоятельно перераспределить средства между периодами.

Данное перераспределение, конечно же, осуществляется по согласованию с учредителем, и учредителем установлены требования к перераспределению, свое­образные гарантии будущего:

– предельный размер перераспределения – не более чем 10% от годового объема финансирования школы;

– предельный срок перераспределения – три месяца, предшествующие окончанию контракта директора.

Благодаря возможности планировать расходы в рамках трехлетнего бюджета обеспечена самостоятельность школы в определении ресурса, который можно направить на развитие не только за счет текущего финансирования, но и будущих поступлений.

Таким образом, московская школа, используя предоставленные финансовые возможности, может уже сейчас обеспечить предоставление подрастающему поколению качественного образования, отвечающего не только современным, но и перспективным требованиям.

Столичное образование стремительно развивается как одно из приоритетных направлений города Москвы. Интеграция всех ресурсов города, формирование умений для жизни в современном мире, образование для будущего – вот главные принципы развития московских школ.

При этом уже сегодня расчет заработной платы работников школ, ведение бухгалтерского учета и отчетности школ является функционалом ЦФО ДОНМ.

С целью дальнейшей оптимизации работы ЦФО ДОНМ разрабатывается проект «Электронный (цифровой) бухгалтер», который позволит полностью освободить школы от ведения финансовой и аналитической работы.

Концепция создания и развития проекта «Электронный (цифровой) бухгалтер» предполагает полную цифровизацию процессов по сбору, обработке, формированию, предоставлению и анализу данных. Основная цель проекта – создание единого информационного пространства данных в Москве.

Кроме того, задачей проекта «Электронный (цифровой) бухгалтер» является развитие и внедрение цифровых платформ и технологий, позволяющих повысить эффективность управления финансовыми ресурсами за счет повсеместного использования данных в цифровой форме, технологий беспроводной связи и применения технологий защиты информации с использованием криптографических стандартов.

Второй задачей проекта является создание единого процесса сбора, сопоставления, проверки качества данных, которые позволят власти и населению иметь доступ к качественной и непротиворечивой информации.

Для достижения поставленной цели проект «Электронный (цифровой) бухгалтер» должен обеспечивать решение следующих задач:

– создание единой информационной среды в сфере управления ресурсами;

– создание условий для развития цифровых платформ и технологий, позволяющих эффективно взаимодействовать участникам формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в бюджетной сфере;

– стандартизация нормативно-справочной информации;

– унификация процессов;

– исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ввода информации и обеспечение ее обработки в режиме реального времени средствами единой информационной среды;

– автоматизация работы, связанной с фиксацией фактов хозяйственной деятельности;

– полный отказ от использования бумажных аналогов электронного документа;

– обеспечение удобства использования единой информационной среды путем постоянного улучшения эргономических характеристик, предоставления доступа и широкого набора интерфейсов всем работникам системы столичного образования;

– создание единой системы информационно-аналитического обеспечения;

– обеспечение возможности автоматического финансирования москвича в едином образовательном пространстве города;

– обеспечение достаточного уровня подготовки специалистов для работы в информационных системах;

– использование технологий обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки.

Школы города в обозримом будущем будут заниматься только учебно-воспитательным процессом. Все хозяйственные и финансовые функции будут возложены на отдельные ЦГУ, такие как ЦФО ДОНМ, Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений ДОНМ и другие.

Владимир ФАТЕЕВ, ведущий специалист отдела государственных заданий управления финансового обеспечения Центра финансового обеспечения Департамента образования и науки города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте