Современная московская школа – это крупный многопрофильный образовательный комплекс, решающий разнообразные задачи. А как известно, решение любой задачи невозможно без соответствующего ресурсного обеспечения, в том числе финансового.
Основную часть в бюджете школы занимает субсидия на выполнение государственного задания. Подтверждением доверия города к московским школам, подкреплением их самостоятельности является то, что в 2017 году были сформированы полные нормативы финансирования государственных услуг. В их состав были включены все расходы на обеспечение образования и безопасного пребывания, в том числе расходы на питание обучающихся, охрану, повышение квалификации работников, приобретение учебников и проведение ремонтных работ.
В результате этого московские школы стали более самостоятельными в определении структуры своих расходов, получили возможность планировать расходы не только на текущую деятельность, но и на свое развитие.
Но жизнь не стоит на месте, меняется экономическая ситуация, инфляция, пусть и невысокого уровня, также вносит свои коррективы.
Так, с 1 января 2020 года были проиндексированы нормативы на оказание государственных услуг дошкольного, школьного и профессионального образования. В среднем нормативы увеличены на 10‑15 тысяч рублей, это составляет около 8‑10%.
Изменение нормативов, тыс. руб.
Направления использования получаемой субсидии на госзадание школа определяет самостоятельно в зависимости от необходимой потребности для решения поставленных задач и отражает в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Уровень образования | Нормативы на 1 школьника | |
---|---|---|
до 2020 года | с 01.01.2020 | |
1-4-й классы | 125,0 | 135,0 |
5-9-й классы | 140,0 | 155,0 |
10-11-й классы | 160,0 | 175,0 |
Уровень образования | Нормативы на 1 воспитанника дошкольных групп в год | |
До 2020 года | С 01.01.2020 | |
Группа полного дня | ||
– до 3 лет | 166,0 | 185,0 |
– от 3 до 5 лет | 170,0 | |
– от 5 лет | 176,0 | |
Группа кратковременного пребывания | ||
– до 3 лет | 57,0 | 75,0 |
– от 3 до 5 лет | 67,0 | |
– от 5 лет | 84,0 |
Около 70% в расходах школы закономерно занимают расходы на оплату труда работников. Требования к минимальному уровню оплаты труда педагогических работников закреплены в указах Президента Российской Федерации, он должен быть не ниже среднего по региону. Кроме того, городом принято решение об индексации с 1 января 2020 года на 5,6% размеров окладов работников государственных учреждений, на которых не распространяется действие указов.
Нормативы, введенные с 1 января 2020 года, в полной мере обеспечивают сохранение достигнутых показателей по оплате труда работников.
Кроме выплат, которые определяет школа самостоятельно за счет своего бюджета, городом в целях дополнительного стимулирования педагогических работников были приняты решения о городских выплатах:
– за выполнение функций классного руководителя. Ее размер составляет 12,5 тысячи рублей в месяц при наполняемости класса 25 человек (при иной наполняемости – пропорционально количеству учеников);
– за активное участие в развитии Московской электронной школы. Размер данной выплаты составляет 10 тысяч рублей в месяц.
Кроме обеспечения выплаты заработной платы, текущих расходов на питание, охрану, коммунальные услуги, уборку помещений и территорий школа должна уделять немалое внимание и развитию материально-технической базы. Современная материально-техническая база, отвечающая не только текущим, но и перспективным требованиям, является залогом предоставления образования высокого уровня, заинтересованности самих обучающихся в освоении знаний, умений и навыков, которые им пригодятся в будущей жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.
Школа самостоятельно планирует эти мероприятия за счет получаемого финансирования. В рамках своих бюджетов школы используют около 5% на мероприятия развития. Но данного объема не всегда достаточно для осуществления разовой закупки дорогостоящего современного оборудования, например комплекта инженерного или медицинского класса.
В данном случае можно воспользоваться уникальной возможностью, предоставляемой московским школам.
Объем финансирования школы из бюджета города определяется в соответствии с государственным заданием, а государственное задание утверждается на три года. Финансирование на три года обеспечено законом о бюджете города, который также принимается на трехлетний период.
В рамках трехлетнего финансирования школа может самостоятельно перераспределить средства между периодами.
Данное перераспределение, конечно же, осуществляется по согласованию с учредителем, и учредителем установлены требования к перераспределению, своеобразные гарантии будущего:
– предельный размер перераспределения – не более чем 10% от годового объема финансирования школы;
– предельный срок перераспределения – три месяца, предшествующие окончанию контракта директора.
Благодаря возможности планировать расходы в рамках трехлетнего бюджета обеспечена самостоятельность школы в определении ресурса, который можно направить на развитие не только за счет текущего финансирования, но и будущих поступлений.
Таким образом, московская школа, используя предоставленные финансовые возможности, может уже сейчас обеспечить предоставление подрастающему поколению качественного образования, отвечающего не только современным, но и перспективным требованиям.
Столичное образование стремительно развивается как одно из приоритетных направлений города Москвы. Интеграция всех ресурсов города, формирование умений для жизни в современном мире, образование для будущего – вот главные принципы развития московских школ.
При этом уже сегодня расчет заработной платы работников школ, ведение бухгалтерского учета и отчетности школ является функционалом ЦФО ДОНМ.
С целью дальнейшей оптимизации работы ЦФО ДОНМ разрабатывается проект «Электронный (цифровой) бухгалтер», который позволит полностью освободить школы от ведения финансовой и аналитической работы.
Концепция создания и развития проекта «Электронный (цифровой) бухгалтер» предполагает полную цифровизацию процессов по сбору, обработке, формированию, предоставлению и анализу данных. Основная цель проекта – создание единого информационного пространства данных в Москве.
Кроме того, задачей проекта «Электронный (цифровой) бухгалтер» является развитие и внедрение цифровых платформ и технологий, позволяющих повысить эффективность управления финансовыми ресурсами за счет повсеместного использования данных в цифровой форме, технологий беспроводной связи и применения технологий защиты информации с использованием криптографических стандартов.
Второй задачей проекта является создание единого процесса сбора, сопоставления, проверки качества данных, которые позволят власти и населению иметь доступ к качественной и непротиворечивой информации.
Для достижения поставленной цели проект «Электронный (цифровой) бухгалтер» должен обеспечивать решение следующих задач:
– создание единой информационной среды в сфере управления ресурсами;
– создание условий для развития цифровых платформ и технологий, позволяющих эффективно взаимодействовать участникам формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в бюджетной сфере;
– стандартизация нормативно-справочной информации;
– унификация процессов;
– исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ввода информации и обеспечение ее обработки в режиме реального времени средствами единой информационной среды;
– автоматизация работы, связанной с фиксацией фактов хозяйственной деятельности;
– полный отказ от использования бумажных аналогов электронного документа;
– обеспечение удобства использования единой информационной среды путем постоянного улучшения эргономических характеристик, предоставления доступа и широкого набора интерфейсов всем работникам системы столичного образования;
– создание единой системы информационно-аналитического обеспечения;
– обеспечение возможности автоматического финансирования москвича в едином образовательном пространстве города;
– обеспечение достаточного уровня подготовки специалистов для работы в информационных системах;
– использование технологий обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки.
Школы города в обозримом будущем будут заниматься только учебно-воспитательным процессом. Все хозяйственные и финансовые функции будут возложены на отдельные ЦГУ, такие как ЦФО ДОНМ, Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений ДОНМ и другие.
Владимир ФАТЕЕВ, ведущий специалист отдела государственных заданий управления финансового обеспечения Центра финансового обеспечения Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии