search
main
0

Быть здоровыми хотим

Почему лучший друг - планшет?

Проблема сохранения здоровья младших школьников и привития навыков здорового образа жизни сегодня актуальна, и данные сравнительного анализа это подтверждают.

 

На протяжении последних 10‑15 лет ухудшаются показатели здоровья не только выпускников начальной школы, но и детей, поступающих в первый класс. Из выпуска в выпуск прослеживается тенденция развития таких заболеваний, как нарушение осанки, сколиоз, миопия, плоскостопие, а к концу четвертого класса и гастрит.

Сохранение здоровья детей младшего школьного возраста стало для меня как классного руководителя одной из главных задач. Ведь не секрет, что успешное обучение школьников напрямую зависит от их физического здоровья и психологического состояния. Чтобы получить эффективные результаты, необходимо заручиться поддержкой родителей. Поэтому начинаю работу со сбора данных. На родительском собрании в 1‑м классе провожу анкетирование, в котором есть вопрос «Какую помощь может оказать классный руководитель вашему ребенку?». Результаты опроса показывают, что больше половины родителей обеспокоены проблемой развития межличностных отношений детей. Ведь от того, насколько хорошо и легко ребенок будет уметь общаться, налаживать контакт с окружающими людьми, зависят его дальнейшая деятельность, судьба. Но, чтобы научить ребенка общаться в коллективе, необходимо знать, отчего он испытывает трудности: застенчивость, наличие проблем в семье, страх и др.

Параллельно провожу диагностику для изучения потребностей и трудностей детей в межличностных отношениях в семье, а также их отношения к здоровью. Практически все ребята сетуют на нехватку внимания со стороны родителей («Только ругают, а не играют, поэтому лучший друг – телефон, планшет, компьютер»). Порадовало то, что снижается количество курящих родителей, но все-таки 6 из 26 ребят признались, что родители дымят в их присутствии.

Проанализировав данные опроса, я выбрала формы работы. Первая из них способствует углублению знаний о здоровом образе жизни и мотивации ценностного отношения к здоровью как родителей, так и детей. Это родительские тренинги или занятия с элементами тренинга по формированию навыков здорового образа жизни. Это формы работы с теми родителями, которые осознают наличие проблемы в семье и хотят изменить свое взаимодействие с ребенком. Они понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании детей. Подбор тем соответствующий: «Быть здоровыми хотим», «Мое здоровье в моих руках» и др.

В тренингах принимают участие родители с детьми. Начинаю занятие с психологического настроя: «Все имеет смысл, пока мы здоровы». Предлагаю такие задания, как «Ассоциация», «Анализ вредных привычек», «Составление портрета здорового ребенка». Затем обсуждаем ответы взрослых и детей и даем оценку своим действиям. На таких мероприятиях родители учатся слушать и слышать своих детей. Жаль, что участвуют только мамы.

Также провожу родительские собрания с участием медиков. Использую элементы такой формы работы, как родительские чтения (родители выбирают тему собрания, знакомятся с предложенной литературой). Еще предлагаю дистанционные тематические семинары, а также использую индивидуальные консультации, которые проводятся как по просьбе родителей, так и по просьбе классного руководителя. Поводом для приглашения становится результат наблюдения классного руководителя за ребенком.

Знания о ЗОЖ формирую и в ходе уроков, и во внеклассной деятельности. Предпочтение отдаю простым методам и приемам: урокам здоровья, практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой. Вместе с детьми в викторинах и конкурсах участвуют их родители.

Некоторые ребята не посещают кружки. При беседе с ними выясняется, что свободное от школы время они тратят на выполнение домашнего задания и компьютерные игры. Данный режим способствует развитию болезней, связанных с гиподинамией. И это повод для проведения дискуссии «Будьте здоровы» с участием психолога.

Убеждаю родителей записать ребят в кружки и секции, но не у всех есть такая возможность. Поэтому помимо внеурочной деятельности, кружков в лицее, я стараюсь организовывать совместный досуг семьи и школы. Это направление помогает родителям увидеть изнутри проблемы ребенка, трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только с ребенком, но и с другими родителями класса.

Проводим эстафеты, спортивные праздники, походы выходного дня (ориентирование). Участвуем в тематических праздниках «Проводы Масленицы», 8 Марта. Выпускаем с ребятами для родителей газеты и памятки, пишем письма, в которых даем им советы. Много писем адресованы папам, потому что ребятам не хватает внимания отцов. Обсуждение этой темы тоже выносим на родительской дискуссии.

Также воспитываю у ребят этическое отношение к окружающему миру. Для этого учу составлять правила безопасного общения с животными, поведения в общественных местах и на природе. Организовываем с родителями экскурсии. Совмещаем прогулки с краеведением, изучаем историю Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ходим в музеи и театры. Изучаем с ребятами и взрослыми гастрономические шедевры вкусной и здоровой пищи. Раньше устраивали чаепития, а теперь делимся рецептами. На классных часах изучаем состав продуктов питания.

Еще одна форма, которая нравится и родителям, и детям, – это фотоконкурсы на разные темы: «Семейные традиции», «Зимние каникулы», «Снежные фигуры» и др. Здоровый образ жизни детей формируют самые близкие люди – родители. И моя задача как классного руководителя привлечь родителей к этой проблеме, помочь советом.

 

Людмила СОЛОНСКАЯ, учитель начальных классов лицея №329, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте