search
main
0

Быть властелином судьбы

Вот уже более десяти лет на Брянщине успешно развивается гражданское образование. Местные учителя – граждановеды и правоведы разрабатывают собственные методики и программы, а также творчески применяют модули, проекты, курсы, созданные другими педагогами и учеными. Из завезенных технологий, пожалуй, в большей степени заинтересовал брянских учителей курс «Мой выбор», который успешно здесь прижился, потому что в его основе заложены самые современные методики, он помогает решать многие воспитательные проблемы. В мае в Брянске прошел большой «круглый стол» на тему «Современные технологии становления гражданской ответственности и формирования социальных компетенций учащихся».

Были рассмотрены вопросы: влияние курса «Мой выбор» на становление гражданской ответственности и формирование социальных компетенций учащихся; курс «Мой выбор» и создание уклада школьной жизни; использование курса «Мой выбор» при организации воспитательной работы; курс «Мой выбор» и проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Наталия БЕЛЕНКОВА, начальник управления образования Брянской области: Какие знания, умения, навыки, компетенции являются наиболее важными сегодня для наших детей? Что нужно молодым людям, чтобы они могли участвовать в жизни современного общества? Какие ценности мы хотели бы им передать? Иными словами, как мы можем наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к жизни.

Отсюда перед школой стоит важная задача: передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые станут предпосылкой для успешной социализации личности. Таким образом, гражданское образование становится сегодня одним из основных направлений развития образования в России.

Брянская область одной из первых в стране приступила к созданию системы гражданского образования. Сегодня мы по праву гордимся нашими достижениями. С 1991 года в школах области преподается курс «Граждановедение». С 5-го класса по 8-й он введен в инвариантную часть регионального базисного плана. Наши школы и детские клубы активно участвуют в социальном проектировании.

Серьезным вкладом в развитие гражданского образования стало создание в этом году Центра гражданского образования, который возглавил председатель регионального отделения Ассоциации «За гражданское образование» Николай Коваленко. Новой страницей стало наше участие в апробации и последующей реализации учебного курса «Мой выбор», который у нас очень хорошо прижился. За четыре года более семисот педагогов прошли обучение по этому курсу. Проведено двадцать семинаров. Область получила тринадцать тысяч экземпляров учебной литературы, которой успешно пользуются педагоги области и учащиеся. Нашими преподавателями издано методическое пособие «Мои действия – мой выбор». Снят учебно-методический фильм.

Сегодня хотелось бы подвести промежуточные итоги нашей работы и выработать стратегию дальнейшего развития программы и курса «Мой выбор» в школах области». Это цель нашего «круглого стола».

Юрий МАСЮК, исполнительный директор центра образовательных и социальных программ «Мой выбор», кандидат философских наук: Курс «Мой выбор» востребован во всей России. Замечательная страница в истории нашей программы – это победа Татьяны Джоновны Сидоровой в финале Всероссийского конкурса «Учитель года» в номинации учитель – воспитатель. Благодаря ей о нашей программе узнал Президент Владимир Владимирович Путин.

Сегодня наше общество требует от образования не просто давать учащимся какие-то знания. Сегодня оно требует, чтобы из школы выходили граждане, личности, умеющие жить в определенном социуме, умеющие понимать перспективу развития страны. Эта мысль заложена в концепции российского образования на период до 2010 года, и содержание курса «Мой выбор» полностью отвечает этой концепции. Мы разрабатывали свою программу, когда этой концепции еще не было. И это нас, конечно, радует.

Я хочу сказать, что сегодня ребенок гораздо раньше должен задумываться о своем будущем, стремиться самостоятельно выстраивать собственную линию жизни. Думаю, что вы согласитесь со мной, и это подтверждают данные ВЦИОМ, что дети уже в 10-11 лет принимают очень важные для себя решения. Наша задача состоит в том, чтобы подготовить учащихся, подростков к самостоятельному выбору, к самостоятельному принятию решений. Концепция профильного обучения ориентирует нас на то, чтобы учащийся в девятом классе принял очень важное для себя решение – по какому профилю ему идти в 10-м и 11-м классе. Согласитесь, что от этого во многом зависит дальнейшая судьба человека, то есть в 14-15 лет подросток делает очень важный шаг для своей будущей жизни. И вот в этой связи мы разработали учебный курс «Мой выбор», цель которого состоит в том, чтобы сформировать навыки принятия решения.

Хочу сказать, что курс «Мой выбор» имеет определенную логику своего развития. Сначала он предлагался для изучения в 8-9-х классах. Здесь было некоторое противоречие, которое мы решили устранить. Мы создали рабочую группу, которая дорабатывает его. Сегодня делаем курс из 12-часового 18-часовым, и он будет преподаваться только в восьмых классах. Особенность его состоит в том, что мы через моделирование реальной жизненной ситуации прививаем детям навыки самостоятельного мышления и первые начальные навыки принятия осознанных и взвешенных решений. Мы формируем понимание ответственности.

Сейчас разрабатываем новый учебный курс, он находится на решающей стадии и называется «Мой выбор – жизненный успех».

О чем идет речь? Если мы в восьмом классе ставим вопросы, моделируем определенные ситуации, то в девятом классе, где планируем изучать курс «Мой выбор – жизненный успех» как предпрофильный, видим цель в том, чтобы выйти на философско-нравственное, психологическое осмысление проблемы выбора. Главная задача – показать механизм принятия решений.

Выбор всегда совершается не абстрактно, а конкретно в реальной ситуации. В основу идеологии его положили парадигму: хочу, могу, должен, буду. И вот в этой цепочке рассматриваем проблему принятия решения. Талантливые педагоги, методисты неоднократно спрашивали: а как быть в ситуации, когда ребенок принимает неверное решение? Посоветовавшись с психологами, мы берем такой случай как запасной аэродром, то есть ситуацию, когда ребенок понимает, что он принял неправильное, ошибочное решение, и думает, как быть. Что это – жизненная трагедия или та ситуация, которую можно поправить? Мы постарались показать ученику технологию его действий, поступков, поведенческие мотивы в условиях ошибочного выбора. Проделана очень большая работа. Мы советовались с педагогами и убедились, что такой курс будет востребован. В 5-7 регионах России будем проводить апробацию его с сентября по декабрь. В эксперименте будут участвовать примерно десять школ Брянской области. Надеемся потом услышать от вас пожелания, тонкие замечания, которые помогут усовершенствовать этот курс.

«Мой выбор» – это образовательная социальная программа, которая реализуется сегодня в различных плоскостях и различных сферах. Курс преподается на занятиях, используется во внеклассной воспитательной работе, в работе с родителями, в волонтерском движении, в проектной деятельности, в деятельности школьных и городских клубов. Есть научно разработанная концепция городской модели.

Сегодня учебная программа «Мой выбор» стала разноплановой, и мы ищем пути интеграции этого накопленного в течение четырех лет опыта в образовательно-воспитательную среду в вашей области.

С августа 2000 года в Сызрани идет социальный эксперимент. Суть его в том, что на основе содержания курса «Мой выбор» создана городская модель работы с молодежью, в которой участвуют не только школьники, но и молодые рабочие, студенты, военнослужащие. К ее разработке привлекали ученых. Были вложены большие средства, чтобы ее реализовать. Теперь у нас почти четырехлетний опыт этой работы, который мы пытаемся перенести на другие регионы.

Елена БУДИЛИНА, специалист управления образования Дорогобужского района Смоленской области: Нам как представителям ассоциации малых городов довелось участвовать в Сызранской конференции. Вернувшись, мы постарались убедить главу администрации района в том, чтобы курс «Мой выбор» стал основой образовательной политики.

Курс «Мой выбор» теперь преподается у нас как общеобразовательная дисциплина с 1-го по 11-й класс. Наш опыт показал, как важно начинать учить осознанному выбору с первого класса. В следующем учебном году мы будем вести его с первого по четвертый класс во всех школах района и затем далее до 11-го класса. Наши педагоги заинтересовались также волонтерским движением и социальным проектированием. Был создан клуб «Премьер», который решает и эти задачи. Кроме того, подростки знакомятся с политической культурой. Для них устраиваются важные встречи, в гостях у ребят побывал прокурор района. Наши педагоги всей душой восприняли курс «Мой выбор», который помогает нам решать многие педагогические проблемы.

Татьяна СИДОРОВА, редактор «Брянской учительской газеты»: На встрече финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2002 году с Президентом России мы говорили об этом курсе, о граждановедении как предмете и о гражданском обществе.

Курс «Мой выбор» повлиял и на мою судьбу. Это пример того, что он может сделать с человеком. Неважно, кто с ним имеет дело – учитель, директор школы, он влияет на личность педагога, меняет его, меняет его мировоззрение, взгляды на преподавание и воспитание. Самое главное значение имеют его технологии, они побуждают к творчеству. В них особая философия. Курс дает педагогу возможность преодолеть нашу инерцию, подняться на несколько ступеней выше и стать другим. Это очень важно, что он влияет не только на ученика. Я тоже сильно изменилась. Сегодня я работаю главным редактором нашей областной «Учительской газеты». И теперь вижу наших учителей как бы со стороны.

Наталия БЕЛЕНКОВА: В 2002 году Татьяна Джоновна стала победителем конкурса «Учитель года». Она давала урок «Средства массовой информации» ученикам девятого класса школы №9. Случилось так, что в этой школе не изучается данный курс. И все волновались, как пройдет урок. Но он получился отличным. Все были восхищены мастерством Татьяны Джоновны. И сами дети были бесконечно признательны учителю за интересное занятие. Они все ей аплодировали и благодарили. Наверное, это была самая высокая оценка. У нас здесь присутствуют учителя – практики, которые уже четыре года работают с этим курсом.

Ирина СЕМЕНИХИНА, учитель граждановедения школы №70: Вот уже четыре года мы используем курс «Мой выбор» в восьмых классах, к сожалению, в девятом классе он не пошел. И в седьмом классе его приняли хорошо. С тех пор стали преподавать его семиклассникам. Мне кажется, что именно в этом возрасте возникает интерес к этим проблемам. У них еще можно сформировать определенный подход. В этом возрасте дети более открыты. Из двенадцатичасового курса мы сделали тридцатичасовой, и он идет полный год. Добавили несколько дополнительных уроков. Курс позволяет использовать документы, ситуации, разные притчи. Курс и меня во многом изменил. Человек я во многом авторитарный, и когда начала работать с ним, я стала доступнее, демократичнее, открытой для детей, начала понимать, что мы, учителя, не есть истина в последней инстанции. Дети тоже изменились. Они стали тактичнее, внимательнее, лучше понимать друг друга.

Татьяна БОЛОТИНА, директор Центра гражданского образования: Я с удовольствием слушаю выступающих, которые говорят о курсе «Мой выбор». Радует, что здесь его восприняли творчески, используют умело его богатые возможности. Я много хорошего слышала о педагогах Брянской области. И в основном знаю вас по вашему «Гражданскому форуму», мне нравится ваш проект. Теперь вижу, что и программа «Мой выбор» здесь получила такое широкое развитие. Цель ее очень тесно связана с целями всего гражданского образования – то есть воспитание активного гражданина с активной гражданской позицией, готового жить в демократическом обществе.

В модернизации российского образования поставлена такая же задача: воспитание активного гражданина. Гражданское образование у нас является важнейшим звеном всей системы образования. Программа «Мой выбор», мне кажется, таит в себе еще немало неиспользованных возможностей. Она должна быть еще более развернута.

Не 10, не 12 тем она должна охватывать и не определенные возрастные группы, а все ступени гражданского образования, потому что все те проблемы, которые в нее входят, помогают социализации личности, учат делать выбор.

Хочу сказать, что первое письмо, которое подписал новый министр образования и науки, – это письмо о создании общественной демократической школы. Правда, пока в этом эксперименте будут участвовать только шесть регионов России, но постепенно к ним присоединятся другие. В общественно-демократической школе тоже есть место для программы «Мой выбор».

2005 год объявляется европейским годом демократической гражданственности. Совет Европы его уже объявил. Сейчас идет большая работа по подготовке к этому событию. И программа «Мой выбор» должна быть составляющей программой года демократической гражданственности.

Игорь СТАТЫЧНЮК, учитель граждановедения Дятьковской школы: За эти годы мы научились давать знания, однако основы правовой культуры так и не заложили. Нынешняя система преподавания – это метод морализации. Методика «Моего выбора» дает возможность строить преподавание на другом, более эффективном уровне. Разрабатывать уроки, на которых дети сами исследуют проблему, ищут пути ее решения. Сегодня возникла необходимость расширить этот курс. Ребята должны знать, что происходит в нашей жизни, и давать правильную оценку всему происходящему. Вот сейчас идет обсуждение возможного объединения Брянской области с Орловской. Не только мы, взрослые, но и дети должны знать все плюсы и минусы предполагаемого укрупнения наших регионов. Считаю, что только с помощью этого курса можно формировать навыки, необходимые гражданину.

Наталия БЕЛЕНКОВА: Мы с вами видели целый спектр вариантов использования курса «Мой выбор» в организации учебных занятий, в воспитательной работе. В основе содержания курса лежат проблемы, которые интересны подросткам, волнуют их: что значит быть здоровым, как строить отношения в коллективе. Курс полезен для всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей. В первые годы мы его применяли в качестве модуля или спецкурса. Но атмосферу в школе определяют не уроки, не качество учебников, а то, что называется укладом школьной жизни. И свою роль в создании стиля взаимоотношений в школе, в создании этого уклада сможет сыграть курс «Мой выбор».

Надежда ВИНОГРАДОВА, директор Брянской школы №24: Наша школа сразу приняла этот курс. Мы, как говорится, нашли друг друга. Он стал нашим надежным помощником в подготовке детей к жизни. Ведь не секрет, что так называемые трудные подростки часто отторгаются школой. Для них особенно важны школьная атмосфера, школьный уклад. Благодаря курсу мы вышли на модель подростковой школы. Изменился стиль взаимоотношений с детьми вообще, и трудными в особенности. Ведь эти ребята часто становятся правонарушителями, потому что в свое время недополучили любви взрослых, внимания взрослых. В условиях, когда ученикам ничего не навязывается, они уверенно и быстро социализируются. Курс «Мой выбор» ускоряет эти процессы. В школе, где существует авторитарный стиль общения, курс как бы обнажает, делает более видимым этот стиль, показывает его тормозящую сущность в воспитании самостоятельности детей.

Мы же с удовольствием применяем этот курс, пытаемся его развивать дальше.

Людмила СМОРОДИНА, учитель граждановедения, г. Клинцы: Курс повлиял на создание детского государства гагаринцев – это модель детского самоуправления. Есть у них свой выборный президент, совет министров.

Благодаря курсу мы вышли также на проблемы молодежи города. И нас поддержали, поддержала администрация города. Дети учатся в игре управлять, решать свои проблемы, уже не игровые, а реальные. Руководство государства «Гагаринец» выходит с разными вопросами на педагогический совет.

Курс дал многое детям. Они научились высказывать свое мнение, доказательно говорить. Они стали лауреатами конкурса по самоуправлению.

Ольга ПОЗДНЯКОВА, заместитель директора школы №25: Хочу рассказать о том, как используется курс «Мой выбор» в обычной школе. Когда мы четыре года назад начали работать по этому курсу, то почувствовали, что нам катастрофически не хватает времени. На каждую тему отведены только два часа, и мы не успеваем полностью все обсудить, а дети усвоить. Для того чтобы как-то решить эту проблему, решили продолжить обсуждение на классных часах и внеклассных мероприятиях. Мы показали другим учителям, как можно использовать «Мой выбор» на классных часах. Наши учителя на классных часах использовали «Мой выбор». Что же получили в итоге? Дети ко всему равнодушные, стремившиеся быть от всего в стороне, сами стали проявлять инициативу.

Когда мы впервые попробовали провести собрания с родителями с использованием методики этого курса, они отнеслись к нему очень настороженно. Но познакомившись ближе, приняли его. Они стали активнее, предлагают свою помощь в проведении различных акций, обсуждений, встреч.

Хочу отметить, что методика «Моего выбора» учит самих учителей другому уровню общения. Ученики стали видеть в учителе партнера, старшего товарища, помогающего решить их проблему.

Ольга КАЛИНОВСКАЯ, вудущий специалист отдела образования Володарского района г. Брянска: Мы использовали методику «Моего выбора» в разных аспектах. И в социальном проектировании, и в пропаганде здорового образа жизни. Это наша настольная книга. Она помогла нам по-новому организовать работу летнего лагеря.

Ирина РЫЖЕНКОВА, начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы управления образования Брянской области: «Мой выбор» – это не только двенадцать тематических занятий. Мы должны его использовать во всей образовательной и воспитательной работе с детьми. Наши брянские учителя нашли в нем свое стратегическое направление. Планируем подключить к нему учреждения дополнительного образования – это колоссальный потенциал. И с работниками этих учреждений необходимо провести специальный семинар. На этот «круглый стол» мы пригласили специалистов сиротских учреждений. Это пока для нас непаханое поле. Здесь те дети, которым очень поможет курс «Мой выбор». Хочется попросить руководителей системы образования, чтобы вы нам во всем этом помогали. От вашей позиции многое зависит.

Наталья БЕЛЕНКОВА: Представителей отделов образования первый раз мы созывали, чтобы познакомить с курсом, второй раз – на презентацию, сейчас вас пригласили в третий раз. И вот теперь ждем от вас отдачи, отдачи от того, что вложили в вас. Хочу еще раз остановиться на использовании «Моего выбора» во внеклассной работе. Это очень важно. «Мой выбор» хорошо вписывается в воспитательную систему.

Надежда АСТАШОВА, проректор Брянского государственного университета: Данный курс может стать системообразующей основой для подготовки современного учителя. Мне думается, что ключевой фигурой в работе с этим курсом становится педагог. И от того, насколько он открыт, насколько демократичен, насколько понимает задачи и цели, стоящие перед современной школой, зависит качество работы педагога и уровень подготовки современного ребенка к тем социальным проблемам, с которыми он сталкивается в школе и за ее пределами. Цели и задачи образовательной программы «Мой выбор» совпадают с целями и задачами, которые мы ставим при подготовке учителя. Педагог должен уметь анализировать социальную действительность. К сожалению, не каждый студент это может сделать, а также сопоставлять и сравнивать альтернативные варианты решений. Это довольно сложно, потому что сравнение – один из методов, который требует специальной подготовки, поскольку является пусковым механизмом для анализа, синтеза, принятия решений.

Курсы граждановедческой направленности, в том числе «Мой выбор», имеют мощный потенциал. Они помогут нам создать условия для подготовки учителя новой формации.

У нас в университете есть дисциплины, связанные с гражданским образованием, и именно в этих курсах достаточно большие возможности для реализации курса «Мой выбор» на уровне высшей школы. Конечно, вузы отличаются от школы. В ней учатся студенты, имеющие опыт, свои взгляды и позиции, свои ценности. Учитывая возможности их и более взвешенного взгляда на то, что происходит, главным будет применение активных технологий.

В университете развивается процесс самоуправления. Этот процесс поможет студенту овладеть культурой диалога, политической культурой. И если мы расширим круг людей, которые будут заниматься самоуправлением, будущий учитель сможет реализовать себя в школе. Сегодняшний студент – человек, у которого должны формироваться определенные ценности. Сегодня для них главными ценностями являются здоровье, семья, друзья, материальная обеспеченность. Если мы ненавязчиво, а в диалоговом варианте вместе со студентами рассмотрим ценность человека, ценность ученика, ценность любви к ученику, то, думаю, возникнет уникальный регулятор поведения, который позволит им реализовать себя в своей профессиональной деятельности.

В целом я считаю, что подготовка современного учителя должна в наибольшей степени учитывать проблемы, которые заложены в курсе «Мой выбор», и всячески использовать весь его потенциал. Главный потенциал его заключается в интерактивных методиках, которые не дают возможности отсиживаться, быть пассивным, а быть полноправным участником и формировать умения, которые позволят стать сильным учителем, ведущим за собой учеников, ярким, талантливым, эрудированным.

Людмила ЯДВИРШИС, преподаватель Брянского государственного университета: Я работаю на отделении социальной педагогики, факультета начальных классов, с программой «Мой выбор» познакомилась в 2001 году. Хочу сказать, что она получила один из самых высоких рейтингов в глазах студентов. Что удалось сделать? В курсе «Технология работы социального педагога» мы постоянно прорабатывали методики и технологии этого курса. Кроме того, студенты заинтересовались его тематикой. У нас было два курсовых проекта. Один из них по программе «Мой выбор». В прошлом году проект назывался «Социальная защита детей-сирот». В этом – «Трудные дети – чьи они?» Здесь мы опираемся на опыт самого ребенка. Каким образом можно формировать социальный его опыт в семье, при неформальном общении? Можем ли заранее предвидеть вопросы и трудные ситуации, с которыми ребенок может столкнуться. Предположим, ребенок сделал неправильный выбор, совершил ошибку. Имеет ли человек право на ошибку? Если да, то на какую ошибку? Как предупредить будущие ошибки, которые могут возникнуть у детей? Их опыт ограничен. Взрослый не всегда находится с ними рядом. Мы учим студентов анализировать прежде всего их собственные ошибки и учим умению обращаться с детьми. На некоторые из этих проблем я сегодня получила ответы. Студенты интересовались: нельзя ли программу «Мой выбор» использовать для организации детского движения? Оказывается, у нас в Клинцах есть подобный опыт.

В этом году наши студенты выступали на межвузовской олимпиаде. И наша команда заняла второе место. Самое лучшее в этой команде был социальный проект. «Мой выбор» имеет косвенное отношение к этому успеху.

Валентина СИВАКОВА, преподаватель БИПКРО: У нас в институте сотрудники кафедр, преподаватели, которые проучились на семинарах, стали активными пропагандистами этого курса. Больший упор мы делаем на интерактивные методы. Это очень важно для будущих учителей. Выйти на новый виток курсу «Мой выбор» поможет недавно созданный центр гражданского образования. Нам нужно пойти в сиротские учреждения, чтобы обучить там учителей и воспитателей интерактивным методам.

Наталия БЕЛЕНКОВА: Цели, которые мы сегодня вынесли на «круглый стол», я думаю, достигнуты в определенном смысле. Мы подвели некоторые итоги своей работы. Появились новые планы на будущее. Сегодня мы расширили круг участников, тех, кто еще будет внедрять и проводить презентации курса «Мой выбор». Я имею в виду прежде всего руководителей сиротских учреждений.

Участники «круглого стола» приняли рекомендации, где было предложено муниципальным органам образования вести работу по более активному использованию учебного курса «Мой выбор» для обучения и воспитания детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте