В этом убеждаются московские школьники, участвуя в одноименном празднике, который вот уже третий год организует и проводит Центр наставничества МГПИ. В этом году праздник проходил в гостеприимной 622-й школе, в которой педагогический коллектив во главе с директором Мавлетом Шарибджановым сделал так, что все чувствовали себя уютно и радостно.
В вестибюле школы гостей встречали студенты МГПИ – питомцы всех факультетов от души агитировали всех школьников поступать только к ним. Те рассказы от души о факультетах просто поражали, но на самом деле каждый факультет института действительно имеет свое неповторимое лицо, свой стиль, свою направленность.
Вообще в тот день было много удивительного, начиная с того, что вели праздник выпускница МГПИ, методист Центра наставничества Екатерина Бевз и начальник Центра, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования и учитель с 25-летним стажем Ирина Круглова. Не случайно девиз МГПИ – «Наши студенты – наши коллеги». Это единение учителя и ученика будет потом продемонстрировано не раз. Тем более что в актовом зале сидели вместе учителя, студенты педвуза, профессора, представители Департамента образования.
Конечно, не секрет, что в рейтинге профессий учитель занимает не самое первое место, это вызывает серьезную озабоченность политиков, психологов, социологов, экономистов, общественных и государственных деятелей, отлично понимающих – развитие страны зависит прежде всего от того, кого воспитает учитель, а это значит, что в школу должны приходить высококвалифицированные педагоги, выбравшие свою профессию по призванию. А иногда – продолжающие дело своих педагогических династий, как, например, учитель английского языка школы №1239 Ирина Страхова.
Для молодого человека немаловажно, в какой среде он начнет свою профессиональную деятельность, и тут будущих учителей подбодрили члены Совета молодых специалистов ЦАО во главе с выпускницей МГПИ, учителем английского языка школы №128 Татьяной Давыдовой. То, что молодые учителя, способные принести в мир добро, веру, честность и благородство, стремящиеся к творческим открытиям, к вершинам профессионального мастерства, нужны школе и могут вписаться в педагогический коллектив, подтвердила учительница музыки Центра образования №287, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2009» в номинации «Молодой педагог» Надежда Кузьмина, с гордостью представившая своего ученика – шестилетнего первоклассника-вокалиста Илюшу Седова.
Конечно, люди, приходящие в педагогический вуз, разные, и тут очень важно, кто будет готовить их к будущей профессии. Среди самых любимых и уважаемых – кандидат исторических наук, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин, абсолютный победитель конкурса «Лучший преподаватель МГПИ» Татьяна Апостолова. Начинала свой педагогический путь Татьяна Михайловна с должности воспитателя детского сада, затем работала в гуманитарной гимназии, была преподавателем колледжа. «Где бы я ни работала, я всегда была учителем и к своей профессии шла целенаправленно с детства. Выбирала только то, какой предмет буду вести. Сегодня могу сказать: профессия учителя всеобъемлюща, в нее входит столько всего интересного, творческого! С одной стороны, учитель – человек, входящий в класс и начинающий преподавать тот или иной предмет, с другой стороны, учитель – человек, который всегда окружен любовью, – огромное везение, что тебя любит не только твой собственный ребенок, но и очень много детей. Конечно, эту любовь нужно каждый день оправдывать, подкреплять, развиваться, работать над собой, но эта любовь постоянна, она огромный стимул в работе. Это та самая отдача, которую можно чувствовать ежедневно». Самое удивительное, что, выступая, Татьяна Михайловна представила залу своего педагога, который повлиял на ее выбор предмета – истории. Это ее учитель истории, ныне директор гимназии №1504, доктор педагогических наук Надежда Шарай. Татьяна Апостолова вручила букет цветов своему педагогу, а Надежда Андреевна в ответ сказала: «Профессия учителя сложна, сегодня учить сложнее, чем в XX веке. Поэтому выбирать профессию непросто, а учиться учителю нужно у своих учеников, своих коллег, у родителей своих учеников».
От имени Департамента образования будущих педагогов напутствовал Сергей Седов, начальник отдела науки: «Профессия учителя – самая творческая профессия на земле. Таланты мы увидели и на этой сцене. Талант учителя так нужен в классе, где 30 маленьких детишек смотрят на учителя восхищенным и радостным взором или где 30 старшеклассников серьезно оценивают каждое слово, каждый жест, позицию учителя. Мы всегда преклонялись и будем преклоняться перед учителем». Сергей Анатольевич особо подчеркнул значимость акции, ведь 136 участников прошлогоднего праздника поступили в МГПИ, намереваясь получить высшее педагогическое образование и связать свою жизнь с профессией учителя.
Завершил праздник поэтическим вдохновенным словом о московских учителях и профессии учителя ректор МГПИ Александр Кутузов, ведь секреты мастерства таятся в духовной одаренности человека, в основах его этической позиции, в опыте и профессионализме.
Ирина СТРАХОВА, учитель английского языка школы №1239 (бывшая спецшкола №20):
– Мне часто задают вопрос: как и почему я пришла работать в школу, почему я стала учителем? Мой приход в школу был неожиданным, это была воля случая. Сейчас я понимаю, что это не была случайность, это была судьба, гены, переданные по наследству, я продолжаю педагогическую династию, начатую в ХIХ веке. Каждый из моих предков, в том числе и моя мама, посвятил свою жизнь педагогической профессии и внес вклад в российское образование.
Мой прадед по отцу Петр Николаевич Страхов – основатель и владелец знаменитой в Москве Страховской гимназии на Садово-Спасской (сейчас там Университет печати, бывший Полиграфический институт). В этой гимназии учились весьма известные люди – режиссер Сергей Образцов, маршал Георгий Жуков, которые с благодарностью вспоминали время обучения в гимназии в своих мемуарах.
Дед по отцу Николай Петрович Страхов – ученый, профессор, работал в Москве и Петербурге в 1930-1960-е годы. Он преподавал в Свердловском государственном университете, также в химическом, медицинском и горном институтах. Помимо научных исследований в области физической химии он уделял много внимания истории отечественной химии, разрабатывал вопросы методики преподавания химии, был авторов учебников.
Прадед по материнской линии Александр Семенович Толстов – известный московский учитель русского языка и литературы, первый из учителей, награжденных орденом В.И.Ленина. В последние годы он работал в школе №124 преподавателем в 11-м педагогическом классе. (Здесь же давал уроки замечательный методист и автор многих учебников по арифметике Александр Спиридонович Пчелко, я училась по его учебникам с 1-го по 4-й класс.)
Н.А.Толстова, его жена, моя бабушка, была высокообразованным человеком, обаятельной женщиной, окончила в 20-е годы прошлого столетия Щепкинское училище – школу Малого театра. Она была одним из первых дикторов Всесоюзного радио, вела самую первую трансляцию из Большого театра, курсы дикторов радио. Одним из первых ее учеников был Юрий Левитан, а среди друзей – Мария Павловна Чехова, Надежда Андреевна Обухова, Иван Семенович Козловский, Ростислав Янович Плятт, Василий Аксенов, Василий Качалов, Соломон Михоэлс и многие другие. Моя бабушка вела уроки художественного чтения в 11-м педагогическом классе школы №124, ее творческая деятельность оказала влияние не всю семью Толстовых, в том числе на мою маму Елену Кирилловну Страхову, которая проработала в системе образования 35 лет, на следующее поколение, то есть на меня. Творческие гены воплотились в моем хобби – я занимаюсь интерьером, шью старинные наряды для кукол.
Но все-таки основное в жизни – мои ученики, от которых будут зависеть успехи страны в ХХI веке. Поэтому особое внимание я уделяю их воспитанию и развитию творческого потенциала, с уверенностью могу сказать, что учительствование стало делом всей моей жизни.
Есть очень мудрое изречение на английском языке, которое, по сути, стало главным педагогическим кредо нашей династии: «Children are born with wings. Teachers help them to fly…», что по-русски звучит так: «Дети рождаются с крыльями. Учителя помогают им летать…»
Надежда КУЗЬМИНА, победитель Северо-Восточного окружного этапа конкурса «Учитель года Москвы-2009», лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2009» в номинации «Молодой педагог», учитель музыки Центра образования №287, член Совета молодых педагогов СВАО:
– На пороге взрослой, самостоятельной жизни каждый человек задумывается, кем быть, какую профессию выбрать. Все мы проходим следующие этапы на пути к своей профессии:
– выпускник школы;
– студент;
– специалист.
Кто-то решает стать юристом, врачом, экономистом, а может, дизайнером или визажистом, инженером, программистом, тренером, актером, режиссером, учителем, артистом…
Выбор профессии – всегда очень ответственное дело. Выбирая свой профессиональный путь, мы, сами того не осознавая, решаем вопрос о том, как проживем половину оставшейся жизни: нехотя и печально, собираясь каждодневно на работу с тяжелым чувством отвращения, или легко и радостно, просыпаясь по утрам в предвкушении возможности окунуться в любимое дело, собираясь на работу как на праздник.
Учителями случайно не становятся. Большинство работающих в школе мечтали стать учителем с детства. Я не исключение.
С детства мечтала быть учителем, играла с ребятами и куклами в школу. Выбрала свою профессию еще в начальной школе, правда, тогда меня больше интересовала область математики, а не музыки. Это происходило до тех пор, пока я не поступила в музыкальную школу. Есть замечательная поговорка: «Человеку в жизни должно повезти трижды: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться». Пожалуй, мне в жизни действительно повезло: во-первых, у меня прекрасные родители, а во-вторых, учась в музыкальной школе, я встретила человека, полностью изменившего мои взгляды на мир музыки, который заиграл для меня новыми яркими красками. Мой замечательный педагог по аккордеону стал путеводной звездой на моем профессиональном пути.
Именно тогда я решила, что буду учителем музыки, и упорно шла к своей цели: несколько часов занятий за инструментом ежедневно, не зная, что такое каникулы. После школы – педагогический колледж, затем музыкальный факультет педагогического университета, и, еще будучи студенткой 4-го курса, я пошла работать в общеобразовательную школу.
Однако, получив высшее образование, решила не останавливаться на достигнутом и поступила в аспирантуру, где я сейчас и учусь на втором курсе.
Уже с первого урока стало ясно, что знания, полученные в вузе, – лишь основа для работы. Во сто крат больше ты получаешь, день за днем работая в школе. Каждый урок, праздничное мероприятие, каждый день общения с учениками и коллегами – бесценный опыт. На данный момент я работаю в школе уже четвертый год, стремясь воспитать в своих учениках хороший музыкальный вкус, привить им любовь к самым известным шедеврам мирового классического музыкального наследия, создавая интересные интерпретации по тематике занятий, используя мультимедийные технологии, сравнивая современные рок- и рэп-обработки классических произведений с их оригиналами. Например, рок-обработка токкаты и фуги ре минор И.С.Баха. Я принимаю активное участие в различных семинарах учителей музыки, в научных конференциях, посвященных проблемам образования.
Учитель… Как это гордо и ласково звучит! Как приятно, когда дети доверяют тебе свои души, чистые, непорочные, как белый лист бумаги. Они пытливо вглядываются в твои глаза, пытаясь прочесть в них больше, чем ты произнесешь вслух. Смотря в наши глаза, они ищут любви, понимания. Окунувшись в волшебный, пестрый, непредсказуемый мир детства, учитель на всю жизнь сам остается молодым.
Вы когда-нибудь замечали, как после удавшегося урока педагог словно летает на крыльях, буквально светится? А как довольны ученики! Ведь мечта любой школы, любого ученика – умный, добрый, все понимающий и умеющий учитель. Стремиться надо именно к этому.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребенок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я думаю, что ученик первого класса нашего Центра образования Илья Седов, который участвовал в районном конкурсе вокалистов «Останкинский соловей», быть может, будущий известный певец.
Педагогическая профессия трудна, но она приносит много радости, когда видишь положительные результаты своей деятельности! Ребята верят и ждут, что учителя откроют им нечто интересное, удивительное, помогут им стать взрослыми и знающими. Самоопределиться в жизни. И я, как, наверное, каждый педагог, стараюсь так построить свою педагогическую работу, чтобы ребятам хотелось приходить ко мне на занятия снова и снова, стать для кого-нибудь из своих учеников той самой путеводной звездой, освещающей дорогу в эту прекрасную профессию.
Сложно сказать, выбирает ли человек профессию. Или же, наоборот, профессия определяет жизнь человека. У каждого свой путь, своя путеводная звезда! Моя звезда привела меня в школу.
Комментарии