В чем же заключается глобальная роль советника по воспитанию в школе и как она связана с пентабазисом? Считаю, мировоззрение представляет собой комплекс взглядов человека на окружающий мир в целом, на определенные явления в этом мире и на свое индивидуальное место в нем. Также понятие «мировоззрение» включает в себя совокупность политических, нравственных, философских, научных, религиозных, правовых идеалов и убеждений, понимание человеком ценности его деятельности и человеческой жизни. Мировоззрение является основой сознательной деятельности человека, и от того, какие идеалы заложены в эту основу, зависит качество жизни человека, общества и государства.
Пятиуровневая модель «пентабазис», предложенная Администрацией Президента России, – это собранные воедино базовые факторы социально-исторического развития и структурированные ценностные доминанты, на основе которых формируется мировоззрение гражданина России. В СМИ довольно много осуждающих статей относительно данной модели, однако ничего сверхъестественного здесь не присутствует. Более того, уверена, что большинство представителей системы образования скажут, что данные ценности всегда были основой образования, на уроках гуманитарных дисциплин именно эти доминанты обсуждались испокон веку.
Пентабазис представлен следующими уровнями, неразрывно связанными друг с другом:
– человек (созидание);
– семья (традиции);
– общество (согласие);
– государство (доверие к институтам);
– страна (патриотизм).
Каждый уровень модели оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения и, как следствие, становление личности. Будучи взрослым, человек сам оказывает влияние на все уровни пентабазиса. Но к чему это все знать советнику директора по воспитанию?
Воспитание – это целенаправленный процесс систематического формирования личности для дальнейшего включения в активную деятельность общественной, культурной и производственной жизни. В случае советника директора по воспитанию это поддержка деятельности и инициатив активных подростков и вовлечение неактивной аудитории в мероприятия, которые будут максимально интересны именно данной категории учащихся.
Возвращаясь к пентабазису, давайте рассмотрим, как данная модель влияет на мировоззрение человека в момент его становления, как он взаимодействует с ней в зрелом возрасте и в чем же все-таки роль советника по воспитанию.
На уровне «человек» происходит идентификация себя, формируется понимание, кто я такой, в чем моя уникальность и какие у меня есть возможности. В зависимости от этого мы решаем, как себя позиционировать, выбираем, заниматься саморазвитием или плыть по течению, понимаем связь «благополучие зависит от моих усилий». Роль советника на этом уровне заключается в содействии развитию личности – дать возможность попробовать себя в разных сферах для качественного самоопределения.
На уровне «семья» в зависимости от методов воспитания, которыми пользуются родители, происходит формирование базовых традиций, понятий нравственности и безнравственности, формируются психика, характер ребенка, складывается понятие нормы. Во взрослом возрасте это выражается в том, какую семью мы создаем, как относимся к старшим и что транслируем следующим поколениям. И на этом уровне советнику необходимо донести до семьи ценность личного примера и предложить включиться в активности не только ребенку, но и его родителям, так как это способствует сближению членов семьи и повышению качества воспитательной работы, ориентиром в данном случае выступает уже не только школа, но и близкие люди.
Уровень «общество» формирует модель поведения и знакомит с пулом инструментов для взаимодействия с окружающим миром. В зависимости от этого мы выбираем, будем мы жить в согласии с окружающими или пойдем по пути конфликтов, будем нацелены на взаимопомощь и поддержу или на осуждение, дискриминацию и раскол общества. Роль советника на этом уровне заключается в приобщении ребят к командной работе, организации деятельности, направленной на развитие личностных качеств и soft skills.
На уровне «государство» формируются интерес к жизнедеятельности государственных институтов, гражданская позиция и гражданская идентичность. Во взрослом возрасте человек активно включается в политическую жизнь государства, принимает участие в выборах, осознает единство целей власти и общества. Советнику важно ознакомить детей и подростков с теми возможностями, которые сейчас есть у молодежи. Донести до ребят программы поддержки молодежных инициатив и объяснить, что эти инициативы вносят не мифические люди, а такие же школьники и студенты, как они, и их голос тоже может быть услышан, а разработанный ими проект замечен и реализован.
На уровне «страна» происходит формирование культурной идентичности, патриотизма. Благодаря чему в зрелом возрасте человек видит и связывает свое будущее со страной, в которой рожден, осознает важность сохранения интеллектуальных кадров, понимает необходимость и стремится к саморазвитию для повышения качества жизни. Советнику важно донести до ребят, что процветающее будущее намного проще строить, основываясь на опыте предыдущих поколений, истории и понимая особенности наших культуры и общества. При этом необходимо показать, что история – это не единственное, чем мы можем гордиться, в настоящее время ведется большая работа в науке, культуре, спорте, экономике для развития нашей страны, поэтому задача советника – освещать эти события и донести до ребят, что Россия – страна возможностей.
Следовательно, мы как советники по воспитанию должны брать за основу идею модели пентабазиса и с помощью проведения воспитательных действий формировать мировоззрение детей и подростков таким образом, чтобы у них сложилось понимание необходимости постоянной включенности в общественные процессы, развилось желание заниматься самосовершенствованием и быть не сторонними наблюдателями, а активными творцами своей жизни, общества и государства.
Алена НИКОЛАЕВА, советник по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы №1015
Комментарии