О том, что стану учителем, я знала с детства. Все мои игры были связаны со школой. Приходя после уроков домой, я из ученицы превращалась в учительницу. Мои безмолвные ученики, куклы Маша, Света и Наташа, заяц Степа и собака Жучка, уже ждали меня.
Уже тогда я добросовестно вела журнал, проверяла тетради и объясняла куклам новый материал. Тот материал, который рассказала мне моя учительница. Сейчас я могу с уверенностью сказать: это отличный методический прием!Я росла, школьные годы близились к завершению, а желание быть учителем становилось осознанным выбором. По совету директора школы №761 (он же мой классный руководитель) я поступила в колледж №14. Окончив колледж в 2010 году и получив специальность «преподавание в начальных классах» и квалификацию «учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего обучения», я поступила в Московский городской педагогический университет, где продолжаю свое обучение и по сей день. Параллельно с этим я решила устроиться на работу. Но после первых пяти собеседований стало ясно, что молодому специалисту достаточно сложно устроиться, всем нужны специалисты с опытом работы. Ведь от начинающих специалистов, пришедших в школы, детские сады и учреждения дополнительного образования, старшие коллеги, как правило, ждут многого, а на практике чаще всего молодых специалистов приходится обучать, показывать, объяснять, что требует времени и внимания. Многие руководители не заинтересованы в этом, следовательно, им гораздо проще принимать на работу людей с опытом. Но благодаря моим усилиям и поискам я все-таки устроилась! Меня приняли на работу в школу на должность воспитателя группы продленного дня. Сейчас я осознаю, что то, чем занимаюсь, действительно мое, и не представляю себя ни в какой другой профессии.Многие молодые педагоги, приходя работать в школу, отработав полгода-год, говорят: «Нужно искать что-то другое». Они ссылаются на маленькую заработную плату, сложных детей, серьезную ответственность. Я же уверена, что все это не важно, если ты видишь день за днем счастливые детские глаза, слышишь звонкий детский смех, держишь в своих руках теплые детские ладошки.Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Мне кажется, что дети – это наше прошлое, настоящее и будущее. Прошлое, потому что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях. Вся мудрость прошедших веков, заложенная в фольклоре, народной педагогике, литературе, наше личное ощущение семейных педагогических традиций, опыт известных педагогов – все это сокровище можно отнести к приобретениям прошлого. Но эти приобретения перенимаются детьми и становятся их личным достоянием. Они носители этого огромного багажа, дабы передать его новым поколениям. Настоящее, на мой взгляд, – самый ответственный этап. Ведь именно школа и семья формируют будущую личность. От педагогов ожидают многого, и это правильно. Я считаю, что педагог должен быть грамотен, воспитан, морально устойчив, он должен быть настоящим профессионалом. Он должен вкладывать в свою работу душу. Но очень многие родители так видят будущий образ ребенка: «Вот когда пойдет в школу, то поумнеет и перестанет капризничать и баловаться…», тем самым отрицая самоценность настоящего периода, этого возрастного этапа.Настоящее настолько неуловимо и быстротечно, что ему часто не придают значения. А ведь важны каждый шаг, каждая минута, иногда именно эта минута совершает переход из прошлого в будущее, именно она показывает, что мы взяли из сокровищницы прошлого добро, любовь, внимание, заботу или же в эту минуту отмахнулись от ребенка, оправдываясь отсутствием времени и большой занятостью. И этой минутой мы воспитали невнимание, нетерпение, замкнутость.Важно, чтобы каждый миг общения с ребенком был пронизан любовью и желанием напитать его всем самым дельным, добрым и прекрасным, что накопило человечество. Воспитание – это не просто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому.Достичь высокого уровня мастерства можно, если ты в душе творец, способный наслаждаться не только результатом, но и самим процессом создания. Воспитатель должен обладать основами точных, естественных и гуманитарных наук, уметь ответить на все детские «почему». Он музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец.По выражению Я.А.Коменского, «дети являются драгоценнейшим даром, ни с чем не сравнимым сокровищем». И деятельность воспитателя как обладателя этого бесценного дара должна быть почетной и ответственной.В связи с изменениями, происходящими в московской системе образования, я надеюсь, что наша школа станет школой будущего – завтрашней радостью, как я бы ее назвала. Завтрашняя радость у ребенка должна ассоциироваться со школой, где ему уютно, комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Здесь ребенку должны быть предоставлены все возможности для самореализации, чтобы возникало стремление быть, проявлять себя и признаваться личностью. Все в школе должно быть подчинено этому, так как школа для ребенка – это второй дом, где он проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живет и как губка впитывает весь уклад и традиции школы, именно там формируются характер, личность.Школа должна обладать принципиальной инновационностью. Тут должны быть:- обновленное содержание образования, в том числе в области русского и иностранного языков;- интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;- поддержка и укрепление здоровья детей;- формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная.Но на данный момент не все школы отвечают этим критериям, поэтому для меня в перспективном развитии образования важно создание школы будущего. Я считаю, что пока еще рано оценивать, насколько хороша или плоха будет новая система, это покажет время. Но уже сейчас я вижу много преимуществ ФГОС по сравнению с прежними образовательными стандартами. Первый плюс – вменение школе обязательной внеучебной и воспитательной деятельности. Стандарт закрепил за образовательным учреждением организацию кружков и секций, что очень важно для родителей, ведь не все могут позволить себе посещение дорогостоящих студий и детских клубов. Второе преимущество – тут уделено особое внимание гигиеническим нормам, оборудованию учебных классов, внедрению здоровьесберегающих технологий. Особенно это будет заметно при строительстве новых школ.Очень важно, что новые стандарты отдельно предусматривают преемственность системы «детский сад – начальная школа». Раньше эти моменты были учтены только в отдельных УМК, теперь же четко прописано, какими знаниями и навыками должен владеть ребенок к моменту поступления в школу. Воспитатели, опираясь на эти нормативы, будут выстраивать систему воспитания и обучения в детском саду.Еще одно достоинство, которое касается именно начального образования: сформирован специальный универсальный пакет тестов для оценки выходных знаний и умений после каждого класса по всем предметам. Это очень удобно для учителя и школы в целом, так как облегчает контроль качества образовательного процесса. И конечно, особый плюс новой системы – огромное количество сопровождающей литературы по стандарту, разъясняющей, как планировать работу, контролировать учебный процесс, организовывать учебную и внеучебную деятельность. Причем находится все это в свободном доступе, многие документы можно легко найти и скачать из Интернета с официальных сайтов.Сейчас уже видны минусы и недоработки нового стандарта. Я думаю, серьезным недостатком стало практическое отсутствие четкой системы требований к предметным результатам обучения в основном и старшем звене школы. Если в начальных классах они закреплены и стали хорошим подспорьем для учителя, то в старших классах не всегда понятно, какие конкретно знания, умения и навыки должен показывать ребенок на выходе из школы. Есть отдельный недостаток, значимый для учителей: не продумана система оплаты труда по организации и проведению внеурочной деятельности.Как и все новое, реформа в системе образования вряд ли пройдет в нашей стране легко. Трудности есть и в материальном обеспечении школ, и в подготовке педагогов к работе по новым стандартам, в готовности принятия обществом каких-либо изменений. Поэтому придется постараться и родителям – помогать ребенку свыкнуться с новой системой, вместе раскрывать таланты и реализовывать возможности, усваивать и формировать здоровые ценности. Есть надежда, что новые условия, которые создают в школе, действительно помогут детям выбрать правильную дорогу в жизни и добиться на ней максимального успеха!Анна АБАСОВА, воспитатель группы продленного дня школы с углубленным изучением английского языка №1370
Комментарии