search
main
0

Быть способным к самоуправлению. Основные подходы к гражданскому образованию в России и за рубежом

Глава из нового издания учебного пособия «Гражданское образование: содержание и активные методы обучения». Выпущено Ассоциацией «За гражданское образование», Партнерством «Сивитас-Россия», фондом «Сивитас».

Гражданское образование, понимаемое как обучение и воспитание в духе демократии, ворвалось в нашу жизнь в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия. Крушение тоталитарных режимов, распад СССР, появление демократических государств в разных регионах – Европе и Азии, Африке и Латинской Америки – вызвало к жизни этот новый для нас феномен. Гражданское образование существует в любом государстве – демократическом и тоталитарном, но имеет в них разные цели. Если для демократии нужны думающие, обладающие определенной информацией, критическим мышлением граждане, то в тоталитарном государстве формируются законопослушные, заучивающие существующие идеологические догмы винтики государственной системы.

События начала 90-х годов поставили под сомнение старые методы и сформировали новые подходы. Новым демократиям понадобились новые граждане, осваивающие основные принципы и ценности демократии. Развитые демократические государства пересмотрели свои позиции, сформированные в период холодной войны, и перешли в гражданском образовании от конфронтации к сотрудничеству с бывшими соперниками.

За последние пятнадцать лет концепции гражданского образования развивались, оттачивались, углублялись. В статье известного американского политолога и педагога, плодотворно работающего в области гражданского образования, Дж. Патрика приводится наиболее современный подход на сегодняшний день. Автор призывает в сложных современных условиях не ограничиваться рамками своей страны, а построить гражданское образование на основе сравнительного анализа. Трагические события начала ХХI века – террористические акты в США, России, Испании и других странах – подсказывают нам, что необходимо изучать культуры других народов, в том числе и политическую культуру, чтобы лучше понять друг друга.

Не пересказывая статью Дж. Патрика, хотелось бы остановиться на некоторых ее моментах. Автор пропагандирует сравнительный подход, который развивает аналитические умения и критическое мышление, и делает сравнения США с рядом стран. Как же можно соотнести понятия, которые Патрик считает обязательными для гражданского образования, с ситуацией в России?

Дж. Патрик, как и другие американские, а также французские, английские, польские, венгерские и другие педагоги, считает само собой разумеющимся, что гражданское образование – синоним обучения демократии. Это характерно как для стран Запада, так и для Центральной и Восточной Европы и для многих других стран. Однако не совсем так обстоит дело в России. Стандарты или обязательный минимум по обществоведению, а также многие учебники упоминают демократию в ряду других политических режимов. Как правило, они не подразумевают досконального, детального изучения и освоения демократических идей и принципов. К сожалению, демократия часто еще в сознании людей ассоциируется с трудностями современной жизни, с радикальными реформами и ошибками так называемых демократов. Между тем наша молодежь не всегда согласна с оценками старшего поколения. Результаты ежегодных олимпиад по граждановедческим дисциплинам, которые проводит Ассоциация «За гражданское образование», свидетельствуют о том, что школьники поддерживают демократические ценности. Так, они высказываются за снижение возраста голосования, поскольку считают, что их родители могут проголосовать против демократических кандидатов, в то время как они – за демократию. Считаю, что в первую очередь необходимо отстаивать обучение демократии в рамках гражданского образования.

При этом важно понимать демократию не как очередную доктрину, строгое следование которой, как когда-то марксизму-ленинизму, должно присутствовать в любой публикации, предисловии или статье. Главное, соблюдать дух демократии и ее основное условие – власть народа, для народа и осуществляемая народом (известное определение Линкольна) подразумевает плюрализм, свободу мнений, диалог.

Базовым набором принципов демократии, как отмечает Патрик, являются регулярные открытые и состязательные выборы, наличие оппозиционных партий, мирный переход власти. В России мы наблюдаем и открытые выборы, и мирную передачу власти. Есть и оппозиционные партии, правда, они не совсем являются партиями, чаще это небольшие политические объединения, некоторые из них называют себя оппозиционными, но большинство, по сути дела, поддерживают власть. Предстоит большая работа по превращению выборов в действительно честные состязания, поскольку манипуляции в прессе, «грязные» и «серые» технологии часто препятствуют действительно демократическому избирательному процессу.

Патрик говорит об универсальном определении демократии, в которое должны войти перечисленные выше принципы. Однако сколько же нюансов у демократии! Хотелось бы напомнить лишь несколько определений:

Демократия – это народное правление, осуществляемое народом ради народа.

Авраам Линкольн

Демократия – это процесс, способ совместной жизни и работы. Она не статична, она эволюционирует. Она требует сотрудничества, компромиссов и терпимости в отношениях между гражданами, а не свободы от обязательств.

Диана Равич, педагог, бывший заместитель министра образования США

Демократию на самом деле определяет свободный выбор руководителей, а не «народный» характер проводимой политики.

Ален Турен, политолог, Франция

Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных.

Уинстон Черчилль, политик,

Великобритания

Демократия – это общение: люди говорят друг с другом о своих проблемах и формируют свою общую судьбу. Чтобы стать способными управлять собой, люди должны свободно выражать свои мнения.

Патрик Уотсон, автор телесериала «Борьба за демократию», Канада

Существует и множество других определений демократии. В ряде случаев это не столько определения, сколько подчеркивание тех или иных ее особенностей, иногда парадоксальным образом.

Десять лет назад, когда создавалась Ассоциация «За гражданское образование», мы, ее учредители, спорили о том, какое утверждение более верно: «Демократия или есть в стране, или ее нет» или «Демократия может присутствовать в разных странах в той или иной степени». В 1995 г. мы сочли верным первое утверждение. Сейчас, и статья Дж. Патрика также убеждает в этом, мы можем говорить о степени развития демократии в той или иной стране. Мы все больше осознаем, что демократия – это процесс, который не имеет конца, который развивается постоянно, иногда волнообразно, набирая силу и отступая. Важно понимать это и твердо двигаться вперед.

В своей статье Дж. Патрик обосновывает необходимость преподавания шести основных понятий демократии. Не пересказывая эту статью, хотелось бы остановиться на некоторых из этих понятий в их применении к России. Важный принцип верховенства закона, который Дж. Патрик называет также приоритетом законности или конституционализма. Трудно найти учебник или учебное пособие, которые не касались бы этого понятия. При этом справедливо подчеркивается как необходимость следования закону всех без исключения граждан, так и справедливость этих законов.

Правам человека уделяет внимание и Дж. Патрик, а также М. Брэнсон, чья статья в части 1 содержит основополагающие принципы в этой области. С началом перестройки в нашей стране большое внимание уделялось именно этой области. Было издано большое количество пособий по обучению правам человека, и до сих пор различные правозащитные организации проводят разнообразные семинары и тренинги. В начале 90-х годов в разговоре с директором одной из московских школ, которая ввела обучение правам человека с начальной школы, я поинтересовалась, не слишком ли много это даст прав детям, не станут ли они неуправляемыми. Ее ответ – во многом справедливый – заключался в том, что слишком долго права человека у нас подавлялись, чтобы не уделять им теперь должного внимания. Между тем ряд западных педагогов начали предостерегать нас во время семинаров и конференций об опасности обучения лишь правам человека без упоминаний обязанностей. Иначе вырастает поколение, представители которого думают лишь о своих правах, действуют лишь с точки зрения себя. В ЮНЕСКО даже возникло намерение в дополнение к Декларации прав человека создать Декларацию обязанностей гражданина. В любом случае российские педагоги, мне кажется, также начинают осознавать необходимость воспитания уважения к правам человека наряду с ответственностью.

Гражданское общество, о котором пишет Дж. Патрик, широко обсуждается в России. Имеются многочисленные издания, где даются различные определения, проводятся конференции и симпозиумы на эту тему. При этом распространены две точки зрения: одни утверждают, что в России нет гражданского общества, другие считают, что имеются по крайней мере зачатки, элементы такого общества. Мне кажется, что гражданское общество в России, безусловно, слабое, но элементы его есть. Об этом свидетельствует наличие ряда сильных общественных организаций (их часто называют неправительственными – НПО, или негосударственными – НГО). Например, развиваются общества и ассоциации потребителей, которые проводят большое количество акций, действий по конкретной защите прав граждан как потребителей. Активно действует Комитет солдатских матерей, который реально помогает многим, оказывая юридическую и иную помощь в защите прав военнослужащих. Интересный эксперимент проводится с 2003 г. в Пермской области по общественному контролю в интернатных учреждениях (детских домах, домах ребенка, интернатах для инвалидов и престарелых, психоневрологических интернатах). Суть его заключается в том, что объединяются правозащитные организации, областной комитет социальной защиты, департамент образования и управление здравоохранения. Правозащитным организациям дано право посещать интернаты без предварительного уведомления органов власти. Задача эксперимента – защитить права наиболее слабых и ущемленных граждан. Эти и другие общественные организации оказывают реальную помощь людям. Между тем еще предстоит огромная работа по созданию действительно гражданского общества, которое может противостоять в случае необходимости государству или сотрудничать с ним, обеспечивая соблюдение прав человека и гражданина в различных сферах общественной жизни.

Одно из наиболее сложных понятий в гражданском обществе – рыночная экономика, ее развитие и взаимодействие с ней. В этой области в России недостаточно специалистов, прямые заимствования с Запада иногда дают позитивный эффект, иногда приводят к негативным последствиям. Здесь предстоит большая аналитическая и исследовательская работа. При этом, как отмечает Дж. Патрик, сравнительный анализ действия демократических принципов в разных странах должен дать основу для выработки верных решений.

Дж. Патрик приводит также уже ставшую классической типологию элементов гражданского образования: гражданские знания, умения, навыки участия в общественной жизни и гражданские качества. Интересно, что термин «гражданские качества» претерпел некоторую эволюцию за последние 10-15 лет. Вначале мировое демократическое сообщество говорило о развитии «ценностей» (values) демократии, затем использовался термин демократические «отношения» (attitudes). Сейчас педагоги разных стран все больше говорят о качествах или «предрасположенностях» (dispositions или predispositions). Имеются в виду определенные качества, способствующие развитию желания, предрасположенности поддерживать и развивать демократию. Именно этот термин употребляет Дж. Патрик.

Подробно раскрывают этот термин английский педагог П. Уайт и канадские педагоги А. Сиарс и Э. Хьюз. Хотелось бы отметить, что перечень знаний, умений, навыков участия, а также качеств гражданина в статье Дж. Патрика не является, на мой взгляд, законченным списком – он может быть расширен. Например, важными являются качества умения и желания идти на компромисс, толерантность и ряд других. Такое качество, как «соответствие моральным качествам гражданина демократического общества», звучит для нас, воспитанных в советском обществе, почти как Моральный кодекс строителя коммунизма. Отчасти в этом повинна невозможность полностью адекватного перевода (может быть, точнее, но не очень гладко звучит «соответствие нравственным принципам демократического гражданства»). Однако здесь явно прослеживается новейшая тенденция развития гражданского образования в мире – связь его с нравственным воспитанием.

Важным вопросом является воспитание патриотизма. В России патриотическое воспитание (к сожалению, иногда называемое по-советски военно-патриотическим) в настоящее время все больше и больше распространяется. Действует государственная программа в этой области. Существует мнение, что демократия и патриотизм несовместимы. Не случайно политики, именующие себя патриотами, выступают против демократии, а иногда и наоборот. Однако опыт западных демократических государств показывает, что патриотическое воспитание занимает в них значительное место. США являются ярким примером этого. Американский флаг, гимн, исполняемый в каждой школе, другие символы распространены по всей стране. Ряд других государств более настороженно относится к воспитанию патриотизма, опасаясь развития национализма и шовинизма, которые могут вызвать антидемократические процессы, расизм или нацизм. В них чаще говорят о необходимости воспитания гражданственности, лояльности к своей стране. Опять же плюрализм и многообразие, являясь одними из основных принципов демократии, снижают накал формирования патриота как человека, любящего и уважающего свою страну. Ведь защита прав человека, в том числе различного рода меньшинств и групп, требует уважения прежде всего к каждому человеку, а также к меньшинствам.

Однако воспитание патриотизма наблюдается даже в тех странах, которые не говорят об этом много и открыто. Например, в Канаде после известных попыток националистических группировок Квебека отделиться от страны усилено внимание к общенациональной символике, в педагогике появляются разработки, формирующие гордость от ощущения себя канадцем и т.д. Возникает мнение, что излишнее многообразие и плюрализм могут привести к распаду страны. Патриотизм нужен, только понимание его должно быть в наше время, по-видимому, несколько иным, чем раньше. Любовь и уважение к своей стране должно соседствовать с уважением к другим народам и странам. Как верно отмечает Дж. Зевин в своей статье, любовь к Родине должна сочетаться с критическим отношением к ее недостаткам, к стремлению их исправить. Патриотизм – это не слепая любовь к своей стране, это и желание улучшать ее.

Данная книга является совместным трудом российских и американских авторов. Первая часть состоит в основном из американских работ. Это не случайно, поскольку она посвящена основным подходам и принципам гражданского образования, во многом связанным с политологией. Многие современные российские политологи считают, что в России не существует своей политологической лексики. Почти столетие советской власти отодвинуло нашу страну на обочину развития современной цивилизации. У кого-то может вызвать отторжение то, что мы во многом следуем за американскими авторами. Однако модернизация России, вхождение в мировое политическое, экономическое и образовательное пространство – неизбежный процесс.

Последние 10-15 лет показали, что прямое заимствование и перенос зарубежного опыта в Россию, как и в любую другую страну, по меньшей мере непродуктивно, а иногда и опасно. Только опыт, пропущенный через национальную культуру, менталитет, традиции, может быть воспринят в стране. Интересную позицию высказал директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации в Вашингтоне Н. Злобин: «Русские и американцы нормально относятся друг к другу именно потому, что плохо знают друг друга… Чем больше мы будем знать друг друга, тем больше будем входить в клинч несовместимости менталитета, психологии, привычек, образа жизни, системы ценностей. Россию ожидает на пути интеграции с Западом колоссальная психологическая ломка. Никто пока не может понять, какую цену заплатит Россия за интеграцию, не с военной, не с политической, не с экономической точки зрения, а с точки зрения адаптации своей культуры, менталитета…

Возможно, автор преувеличивает, может быть, процесс интеграции с Западом будет постепенным, а в чем-то мы и не будем интегрироваться. Однако усилия по пониманию друг друга, по обсуждению и, возможно, формированию общих ценностей необходим и неизбежен. При этом нужно иметь в виду не только Запад – США, страны Западной Европы, но изучать также опыт государств и народов Востока.

Различные подходы и модели гражданского образования отличаются прежде всего расстановкой акцентов и выделением наиболее важных проблем для рассмотрения.

Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ, первый вице-президент Ассоциации «За гражданское образование»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте