Свое эссе я хочу начать с прекрасного стихотворения:
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное.
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Школьные годы пролетают вереницей бесконечных круговоротов, принимая на свои крылья детсадовское детство и выпуская наполненную знаниями и чувствами повзрослевшую юность. Дети вырастают и уходят, а учитель снова и снова встречает, учит и провожает со школьного двора своих воспитанников.
Учитель – самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всех остальных профессий в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности ученика. Поэтому каждый из нас помнит своего первого учителя – руководителя начальных классов. Он педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Учитель начальных классов – это человек, который первым встречает первоклашку в школе, помогает ему адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы.
Профессия педагога заслуживает большого уважения. Каким должен быть первый учитель ребенка: задающим много вопросов и умеющим слушать или темпераментным, веселым и с острым чувством юмора? А может, педагог должен быть строгим, умным и серьезным?
Я думаю, педагог в первую очередь должен быть отзывчивым, любящим, добрым, терпеливым, чутким, всесторонне развитым и всегда интересным для ребят.
Если в педагоге будут эти качества, я думаю, он сможет увлечь ребенка так, чтобы у него появилась жажда знаний. Какую дверь открывает учитель детям?
Он дает знания, свой некий опыт, а ученик сам решает, как применить их в жизни. Учитель не может быть полноценным участником процесса без обратной связи, ведь именно от желания ребенка зависит дальнейший исход.
Учитель – это не только человек, который обучает детей определенным предметам, но и тот, кто придет на помощь в трудную минуту, подскажет правильное решение житейских проблем, линию верного поведения. Важнейшей функцией учителя является воспитание чувства ответственности за свои поступки, обучение нравственному поведению.
Сегодня модно быть умным, образованным, разноплановым человеком, поэтому педагог должен развиваться и самосовершенствоваться. Любимый учитель проживает вместе с детьми взлеты и падения, школьные годы, отдает частичку своей души, а взамен получает задор и оптимизм.
В.А.Сухомлинский писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые, – не знает детской души», а кто не знает детской души и не знает ребенка, тот не может быть воспитателем. Отношения, когда «учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не переживает детских радостей и горестей, не стремится мысленно поставить себя на место ребенка, в школе недопустимы». Я абсолютно с ним согласна. Но как стать настоящим учителем, классным руководителем, как верно вести за собой, как правильно воспитывать? Самый сложный класс – это первый. Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений. Вот она – платформа отношений между классным руководителем и родителями. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать, иначе фундамент треснет, а платформа будет неустойчивая. Учитель – это творческие встречи, интересные дела, проекты, открытия, малые и большие, каждый день общение с ребятами. Это замечательно. Проверка работ учеников может приносить радость и дает новый толчок к размышлениям и творчеству, а написание планов помогает спрогнозировать будущие открытия и возможности детей. Многочисленные отчеты и планы не будут навеивать скуку, если в них будут отражены труд учителя, жизнь класса… Уроки станут более интересными и содержательными, если использовать компьютерные технологии. Это в свою очередь пробуждает в ребятах ответное желание выполнять задания творчески. Радость в обучении – очень важное достижение. Приходя в класс, ребята попадают в особый мир увлечений и открытий. И создать этот мир должен учитель. Суть не в том, чтобы вносить в обучение внешнюю привлекательность, надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Каждый из ребят индивидуален. У всех разные способности и возможности, своя судьба. Но если в школе они научатся жить в современном обществе и быть полезными, значит, школьные годы прошли не зря.
Зачем учитель открывает двери для своих учеников?
Учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Именно учитель открывает ребенку дверь в мир, и от того, как он это сделает, зависит многое.
Учитель не боится трудностей. Учить и учиться для него естественный процесс. Он учится на курсах, готовится к урокам, усваивает новинки педагогической мысли, проверяет тетради… И это только малая доля того, что делает учитель. Но в этом весь смысл его жизни. Он не из тех, кто боится трудностей.
Профессия «педагог» сродни актерскому мастерству, ведь актер каждый спектакль проживает по-разному, совершенствуясь и находя новые грани своего героя. Так, учитель каждый свой урок, каждую тему пытается довести до совершенства. А это непросто. Ты не только должен красиво и в полном объеме преподнести материал, но и дать его настолько легко и доступно, чтобы даже самый слабый ребенок в твоем классе усвоил пройденную тему. Но ведь надо еще суметь преподнести его так, чтобы у ученика появилось желание самому узнать что-то новое. А как учитель может достичь такого совершенства? Опять же только учась.
На Востоке говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик – тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях? Это наши лучшие учителя. Немного найдется профессий, в которых ежедневно можно учить и учиться. Чему же все-таки могут научить нас наши дети? Дети учат любить нас искренне, нежно, бескорыстно. Любить просто так, так же как, например, они любят родителей.
Еще в первой половине XIX века К.Д.Ушинский писал: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». Поэтому учитель, как и ребенок, должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет знаний. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний. Такие учителя надолго остаются в памяти и в сердцах учеников. И дети даже через много лет помнят своих учителей, которые не только передали им знания и опыт, но подарили свою любовь, тепло и заботу, поддержку и вдохновение.
Дети для нас – источник радости и стимул постоянно развиваться, идти в ногу со временем. Мы учимся у них открытости, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Мы учимся у них непосредственности, честности, интуиции, естественности и простоте. Многому можно научиться у своих учеников. И мы благодарны им за это. Иногда бывает очень полезно взглянуть на обычные вещи глазами ребенка и увидеть мир совершенно в ином свете. А мысли наших учеников? Они очень часто отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Ш.А.Амонашвили писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное – учителю надо учиться быть самому счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья, они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Учитель не только связующее звено между поколениями, не только посредник между культурой и учеником, но прежде всего посредник между ребенком и человечностью. Мы учимся у своих учеников искреннему проявлению человечности, иначе не сможем двигаться вперед и, соответственно, вести их за собой. Учитель – это не просто профессия, это особая миссия, особый склад души и ума, особое сердце, открытое детям.
Мы учимся все отведенное нам педагогическое время. И это прекрасно! Человеку интересно жить, пока он кому-то приносит пользу, пока деятелен и успешен. Наша профессия помогает нам быть активными людьми. Желание учиться – это признак надежды, что в будущем ты передашь свои знания молодому поколению. А значит, будешь нужен своей стране, своей школе, своим любимым детям.
В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна в веках,
Только лишь одно бесспорно зримо:
Кто учил – живет в учениках.
Кристина БОДНАР, воспитатель брянковского ясли-сада общего развития №25 «Земляничка» Луганской Народной Республики, призер в номинации «Простая истина» конкурса «Старт в педагогику»-2022
Комментарии