Советские дети, родившиеся в 40‑50‑е годы, учились четыре года в начальной школе. Так было с моими родителями. Когда я пошла в школу, а это были 80‑е, начальная школа состояла из трех лет. Затем наши учителя и дети перешли на четырехлетнее начальное образование.
Современные школьники снова учатся четыре года в начальной школе. Но вот уже несколько лет в ряде российских школ идет эксперимент по возвращению начального обучения по трехлетней программе. Проект называется «Эффективная начальная школа».
«Эффективная начальная школа» представляет собой программу, по которой начальное обучение осуществляется за три года вместо четырех с одним основным отличием: учебный материал первого класса дети должны пройти до декабря, а с января по май – материал второго класса.
Этот проект необходим детям, которые к 6 годам уже бегло читают, выполняют арифметические действия в пределах 20, знают письменные буквы. Это важно, но не самое главное. Очень важна психологическая подготовка ребенка. Умение выдерживать учебные нагрузки, осознавать свою ответственность за оценки, полученные на уроке, за поведение на уроке и перемене, желание не только присутствовать в школе, а узнавать новое – вот что главное для ребенка, который идет учиться в такой класс.
Огромное значение имеет сотрудничество «родитель – учитель»: понимание родителями сложности изучаемого материала, ускоренный темп подачи материала, оценки, которых так ждут дети, но которые могут не оправдать ожидания учеников и их родителей. И если желание родителей записать детей в такой класс не является стремлением шагать в ногу со временем, то эффективная начальная школа лишает мотивированных и подготовленных детей целого года спокойного пребывания в школе, не дает им возможности расслабиться и почувствовать себя самым умным в классе.
Ученик, обучающийся по данной программе, понимает, что от его внимания на уроке зависит успешное выполнение домашнего задания без помощи родителей. Да и сами домашние задания не должны ложиться непосильным грузом на плечи родителей. Учиться должен ребенок, а со стороны родителей нужны посильная помощь и контроль.
Проработав всего месяц по данной программе (и 34 года в начальной школе), могу сказать, что она действительно позволила достигнуть определенных результатов, которых дети, учась по программе «1‑4», смогут достигнуть лишь через несколько месяцев. Мои ученики уже пишут под диктовку небольшие тексты, решают задачи разного вида, составляя к ним схемы и записывая ответ, отвечают на вопросы несложных тестов по чтению и окружающему миру.
Надо отметить, что, взяв такой разбег, очень важно не переборщить. Необходимо очень чутко понимать качество усвоенного детьми. Важна также обратная связь с родителями. Ведь только они могут сказать, с каким настроением приходят дети домой, с какими эмоциями идут в школу – радостно бегут или плетутся.
Ольга ЖУКОВА, учитель начальных классов школы №1158
Комментарии