search
main
0

Быть самим собой или как все? Тема «Подростковая преступность». 9-й класс

Обобщив материал по деятельности 25 банд, специалисты Генеральной прокуратуры нарисовали среднестатистический портрет бандитской группы. Из 204 человек, привлеченных к уголовной ответственности, – 46 несовершеннолетних. Главную роль как в организации, так и в самой деятельности преступных группировок играли те, кто раньше привлекался к уголовной ответственности. Среди несовершеннолетних – 22%.

(работая в группах): обсудите, каковы, на ваш взгляд, причины попадания ребят в такие группы? (работая в малых группах): какие советы вы бы дали сверстникам, которые позволили бы противостоять давлению антиобщественных группировок?

Треть преступлений, совершаемых преступной группой, в которой принимают участие несовершеннолетние, связаны с насилием и корыстью (кражи, мошенничество, угоны машин, разбой, изнасилования).

Но самая ужасная деталь такого «группового портрета» – почти каждое второе убийство (25 из 59) совершалось с участием несовершеннолетних, причем крайней дерзостью и необычайной жестокостью отличались именно подростки.

Все чаще молодых ребят втягивает воронка организованной преступности. Поэтому следовало бы поговорить, почему подростки попадают в неформальные, и еще хуже – преступные группы.

Задание (работая в малых группах): определите, какие нормы поведения можно отнести к нормам в обычной группе, а какие – к преступной?

Помогать друг другу.

Быть там, где все.

Не поучать.

Не бросать без помощи в трудную минуту.

Не быть трезвым, когда все пьют.

Сохранять тайны.

Не быть трусом.

Возвращать долги.

Рассказывать о своих успехах.

Не жалеть противника.

Идти до конца, даже если закон будет нарушен.

Под антиобщественной молодежной группировкой понимают группу людей, постоянно нарушающих закон, то есть совершающих противоправные деяния.

Определите вид противоправного деяния, назовите роли участников:

1. Восьмиклассник Карнавалов, обиженный своим сверстником Гирденко, подготовил второгодника Кульбенко «разобраться». Кульбенко «попросил» своего одноклассника Безрюхова назначить Гирденко встречу, а старшеклассников Раисова и Лаурина – понаблюдать за событиями. Вместо Безрюхова пришел Кульбенко, который и «разобрался» с Гирденко в присутствии (и при молчаливом согласии) Раисова и Лаурина.

2. Лица А и Б решили угнать автомобиль с целью получения собственной выгоды, но долго на это не решались. Лицо В. подтолкнул их к совершению преступления, приведя существенные аргументы. В убедил Г и Д принять участие, так как Д работал в автосервисе и мог реализовать детали угнанного ими автомобиля, а Г – имел гараж, где и предполагали разобрать на запчасти автомобиль. Во время угона была совершена операция «Перехват», в результате чего были задержаны все участники преступления.

3. Группа подростков решила отметить на свежем воздухе день рождения одной из подруг. Начало темнеть, когда к подвыпившей молодежи подошел знакомый мужчина. Его развеселившиеся ребята тоже пригласили к столу. Постепенно праздник подошел к концу, подростки стали расходиться по домам. Встретившийся им незнакомый мужчина средних лет бросил нелестную фразу в сторону подвыпившей группы. Подросток А предложил наказать обидчика. 12-летний Б остался следить за улицей, а В и Г набросились на прохожего с кулаками. А чуть поодаль хладнокровно наблюдала подружка малолетних извергов. Заметившие неладное жильцы вызвали милицию.

4. 23-летний Юрий, вернувшись из мест лишения свободы, решил разобраться с одним знакомым за «старые дела». Он встретил Виктора и предложил принять участие в выяснении отношений, пообещав расплатиться за оказанную услугу. Виктор предложил вступить в долю Григория (у него было оружие) и Алексея. Поздно вечером, когда так называемый обидчик спал уже дома, в его жилище ворвались вооруженные самострелами Юрий, Виктор и Григорий. Алексей остался на лестничной площадке. Визитеры пригрозили открыть стрельбу, если хозяин надумает сопротивляться, и потребовали отдать ценные вещи. После этого «гости» приступили к избиению, от которого хозяин дома впоследствии скончался. Услышавшие шум соседи вызвали милицию.

Какое наказание ожидает героев этих сюжетов в соответствии с Уголовным кодексом РФ?

Учитель: По телевидению мы часто видим сцены насилия, грабежа, обмана. Может ли увиденное повлиять на поведение подростков?

Задание (работая в группах): обсудите, каковы, на ваш взгляд, причины попадания ребят в такие группы?

Давление.

Угрозы.

Запугивание.

Подражание.

Казаться взрослее.

Быть в коллективе.

Быть нужным.

Вопросы: А знаете ли вы о последствиях участия в антиобщественных группах? Как противостоять давлению?

Рабочий лист

«Решение проблемы»

Ситуация №1

Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо.

1. Есть ли у девочек выбор?

2. Должны ли они рассказать кому-нибудь о случившемся? Кому?

3. Какой выход из ситуации является наилучшим?

Ситуация №2

Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Забрали сумочку и золотую цепочку. Пригрозили, что если она расскажет кому-то, то ее найдут и будет плохо.

1. Есть ли у Татьяны выбор?

2. Должна ли она рассказать кому-то о случившемся? Кому?

3. Был ли шанс у Татьяны предотвратить данный случай?

Ситуация №3

Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее рюкзаке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я расскажу об этом!» – сказала Маша. «Попробуй только, мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», – ответили ей.

1. Что бы вы почувствовали, оказавшись на месте Маши?

2. Как бы вы поступили в этой ситуации?

3. Должна ли Маша рассказать кому-нибудь о случившемся? Кому?

4. Что может сделать Маша, чтобы этого больше не случилось?

Ситуация №4

Группа ребят из 9-го класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете на стенах писали непристойные слова, приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они забирали деньги у малышей, ребята их жестоко избили.

1. Как бы вы поступили в данной ситуации?

2. Был ли какой-то другой выбор у Алексея и Димы?

3. Должны ли Алексей и Дима рассказать о случившемся? Кому?

4. Какой наилучший выход из этой ситуации?

Задание (работая в малых группах): какие советы вы бы дали сверстникам, которые позволили бы противостоять давлению антиобщественных группировок?

Ольга СЕВЕРИНА, учитель обществознания

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте