search
main
0

Быть самим собой и единственным. Тема «Человек и общество». 9-й класс

Цель урока: помочь подросткам усвоить, что такое человеческое общество и место каждого в нем. В ходе беседы выяснить, как должны строиться взаимоотношения общества и любого его члена.

Ход урока

Учитель: Как вы знаете из истории, человек с самых древних времен жил сообществами, племенами, стойбищами. Главное, что тогда людей объединяло, – это желание выжить, потому что в одиночку никто не мог противостоять враждебной стихии природы, добывать еду.

Прошли столетия, благодаря поразительным достижениям науки и техники все эти трудности не имеют прежнего значения, и люди при желании могут отдалиться от остальных и жить долгое время в лесу или горах. Но таких отшельников немного. Более того, если человек не по своей воле оказывается в длительном одиночестве, он тяжело страдает от этого, нередко заболевает психически, потому что лишен общения. Многолетняя изоляция от людей приводит к тому, что отшельник забывает свой язык.

Итак, людей друг с другом связывают отношения, совместная учеба, клубы по интересам, политические и общественные движения, различные ассоциации, работа и бизнес, взаимные интересы, благотворительная деятельность и т. д.

Работа в группах. Создаются группы из четырех человек. Каждая получает задание и выполняет его в течение 5-8 минут.

1. Разработать устав общества защиты животных, которых истребляют из-за ценности меха.

2. Разработать устав спортивного клуба «Роликовые коньки».

3. Разработать устав клуба любителей джазовой музыки.

4. Разработать устав клуба любителей поэзии.

Каждый устав должен включать пункты, свидетельствующие о гуманистическом характере того или иного коллектива. Как только уставы будут составлены, руководители групп их зачитывают, и весь класс начинает обсуждать.

Учитель: Общество состоит из самых разных людей, не похожих друг на друга не только внешне, но и по характеру, уровню интеллекта, физическим способностям, религиозным взглядам, культуре. Это хорошо или плохо, сближает или разъединяет?

Ученик: Однообразие обедняет жизнь. Наверное, скучно и уныло жилось бы всем, если бы все люди были на одно лицо, с одинаковыми характерами и темпераментами, ходили в одинаковой одежде, любили один и тот же цвет, у них были бы одинаковые интересы.

Учитель: Совершенно верно. Представьте себе поляну, где на одном квадратном метре растут несколько десятков разных цветов и трав. Или другую, к сожалению, сегодня более реальную картину – на сотнях квадратных метров остались одни одуванчики. Какому ландшафту вы отдадите предпочтение? Конечно, первому. Так же и в человеческом обществе. Обратимся к роману Олдоса Хаксли «Прекрасный новый мир». Там описан способ производства миллионов однояйцевых единообразных близнецов. «Холодную штамповку выполняли восемьдесят три чернявых, круглоголовых и почти безносых дельтовика. Полсотни четырехшпиндельных токарно-револьверных автоматов обслуживались полусотней горбоносых рыжих гамм. Проверку собственных генераторов производили восемнадцать схожих, как две капли воды, курчавых шатенов».

Учитель: Что вы можете сказать о таком обществе?

Ученик: Я бы не хотел жить в нем. Мне было бы жутковато и скучно.

Учитель: Ты прав. Оказаться в таком обществе было бы сущим наказанием. Давайте вспомним другое общество, очень хорошо всем знакомое. Оно описано Львом Толстым в эпопее «Война и мир». Возьмите хоть само светское общество или – в более широком смысле – всех действующих лиц, за исключением французской армии, Наполеона и его генералов. Оно выглядит ярким, чрезвычайно богатым по разнообразию характеров, темпераментов, внешнего вида, индивидуальных особенностей.

Пусть многие из этих персонажей с точки зрения высокой морали, истинного патриотизма достойны критики, но в целом это живое, любопытное не только для читателя, но и любого человека общество. Героев романа даже и сравнивать нельзя с людьми, описанными Хаксли. Здесь разница более ощутимая, чем между полянкой с разнотравьем и полянкой с одуванчиками.

А что дает нам сегодняшнее разнообразие в обществе, природе?

Ученик: Оно нас обогащает, помогает расширить наши познания о культуре, обычаях, традициях, религии других людей, заставляет восхищаться оригинальностью, самобытностью каждого, чем-то особым, что вызывает любопытство, удивление.

Учитель: Да, удивление, а порой, к сожалению, и неприятие, и раздражение. Такое отношение к другим, непохожим людям тоже встречается. Оно мешает и тем, кто так реагирует, и тем, на кого так реагируют. А порой бывает просто нетерпимость, активное неприятие непохожести, других взглядов, поступков, чужих обычаев, неприятие другого характера, других привычек и даже внешности.

Терпимость по отношению к другим людям сегодня особенно необходима, потому что они более активно передвигаются из страны в страну. Ее нужно воспитывать с самого детства. И тогда легче будет сосуществовать в любом коллективе. Причем в маленьком даже сложнее сдерживать себя. В книге Виктора Астафьева «Царь-рыба» есть такой сюжет. Три охотника решили зимовать в тайге, в небольшой избушке, промышляя пушного зверя. Пурга и сильный мороз помешали им охотиться, заставили и днем отсиживаться в избушке. Не умея сидеть без дела, мужчины начали ссориться и в конце концов несколько раз подрались, едва не перестреляли друг друга. Писатель ярко описал ситуацию, которая может возникнуть в небольшом замкнутом коллективе, если люди не умеют терпимо относиться к чужим недостаткам и особенностям друг друга. Конечно, экстремальность ситуации может способствовать плохим и даже враждебным отношениям.

Но ведь и в экстремальной обстановке можно сохранить нормальные человеческие отношения. Возьмите длительный полет в космическом корабле, скажем, полет экипажа Петра Климука и Валентина Лебедева.

И вот наши космонавты (кстати, во многом разные, в том числе и по характеру, и по темпераменту), чтобы не раздражать друг друга, не портить друг другу настроение, а наоборот, поднимать его, каждый день соревновались в том, чтобы сделать особенно приятное товарищу. И добрые, корректные отношения сохранились на все время полета.

Попробуйте следующие фразы, произносимые как критика, замечания в состоянии раздражения заменить другими, сохранив тот же подтекст, но так, чтобы они больше походили на комплименты или извинения:

1. «Ты, как слон в посудной лавке», – сказал приятель своему однокласснику, когда тот ставил стул и уронил с полки несколько книг. («Извини, здесь у меня так тесно, что невозможно и шагу ступить, чтобы чего-то не задеть».)

2. «Ты упрямый, как осел, я же говорил тебе, что решать эту задачу таким способом – значит загнать себя в угол». («Какой ты упорный, настойчивый, решил до конца проверить этот способ, прежде чем от него отказаться».)

3. «Ты медлителен, как черепаха, с твоими темпами общество так и застряло бы в первобытном состоянии», – говорит ученику студент-практикант. («Ты все делаешь медленно, зато основательно, но вот в данном случае постарайся сделать побыстрее».)

Вот эти примеры показывают, как, не провоцируя конфликт, в вежливой форме можно обратить внимание на его особенность, не осуждая и все же побуждая задуматься: а не мешаю ли я другим, скажем, своей неловкостью или делу своей медлительностью.

Деловая игра

Страна Ютландия. В ней живут люди разных национальностей. Юты составляют половину всего населения, веты – 30%, зюты – 15% и яты – 5%. Когда-то Ютландия входила в другую большую страну – Мирляндию, а в ней был один государственный язык – мирляндский. Теперь все общество и политики спорят, какой язык сделать государственным. Представители ютов считают, что, конечно же, их (ведь ютов большинство), веты предлагают два – ютский и ветский, зюты предлагают еще и свой, а яты хотели оставить мирляндский, потому что вся страна независимо от национальности хорошо знает его.

Ход игры

Сначала набирают четыре группы. В каждую входят два представителя от своей национальности, два эксперта и один правовед. Еще одна группа из пяти учеников – независимые эксперты. Последняя состоит из представителей ООН и предлагает свое решение.

Остальные ученики – Европейский суд, который окончательно решает, чья версия наиболее справедливая, наиболее гуманная. На игру отводится 15 минут.

Учитель: Во время этой игры вы как бы испытали на себе, что такое терпимость, или толерантность. Запишите в тетрадях: толерантность – это терпимое, уважительное отношение к чужим особенностям, вере, традициям, инакомыслию, мнению, убеждению.

А к чему приводят нетерпимость, агрессивность по отношению к людям другой национальности? Вспомните фашистскую Германию конца 30-х – начала 40-х годов, когда нацистская партия проводила этническую чистку в стране. Были провозглашены лозунги: «Германия для немцев», «Немецкая раса – высшая раса». Как чувствовали себя простые немцы, когда против других народов, населяющих не только Германию, но и захваченные ею страны, происходил геноцид?

Ученик: Простые люди Германии, конечно, жили беспокойно. Они боялись, что их обвинят в укрывательстве евреев или других гонимых народов. Сочувствовали им.

Учитель: На Нюрнбергском процессе в 1945 году геноцид был охарактеризован как «преднамеренное истребление расовых и национальных групп населения с целью уничтожить определенные расы и слои наций и народностей». В отличие от войн, где организованные вооруженные солдаты сражаются друг с другом, геноцид – это одностороннее массовое убийство.

Чтобы такого не было, люди должны терпимо, с пониманием и уважением относиться не только к целой нации, ее представителям, но и к отдельному человеку. А как живется в коллективе отдельному индивидууму?

О взаимодействии человека и общества очень хорошо сказал русский писатель Михаил Пришвин: «Человек в обществе должен быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом лепестке есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам, и образует мощь ствола и единство всего дерева».

Как вы понимаете, «быть самим собой и единственным»?

Ученик: Это значит ни под кого не подстраиваться, сохранять свою индивидуальность, поступать так, как именно ты считаешь нужным. Но при этом не нарушать права других, не подвергать их опасности.

Учитель: Мы всегда должны помнить, что каждый человек неповторим. Вместе с тем в каждом из нас «есть нечто общее с другими, и эта общность образует мощь ствола» (общества). Что же это за общность?

Ученик: Желание приносить пользу обществу, стране, помогать друг другу.

Учитель: Сюда можно добавить стремление трудиться не только для себя, но и на общее благо. А способствует ли общество совершенствованию человека? На этот вопрос ответил великий ученый Дмитрий Менделеев: «Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных, всего человечества». Как вы это понимаете?

Ученик: Человек учится, совершенствует свое мастерство, свой профессионализм и тем самым реализует себя и становится более полезным людям.

Учитель: Но бывает, что человек талантливый вдруг остается невостребованным, более того, общество всячески стремится вытолкнуть его из своей среды. Приведите примеры.

Ученик: Таков Чацкий из «Горя от ума» Грибоедова, Онегин у Пушкина и Печорин у Лермонтова, ученые ХХ века Андрей Сахаров и Николай Вавилов.

Учитель: Названные имена говорят о том, что эти люди – и литературные персонажи, и реальные – в чем-то оказались более совершенными, чем общество, более образованными, более непохожими на других.

Общество таково, каким мы делаем его сами. Только от нас зависит, будет ли оно сохранять и расширять свободу личности, не допускать чрезмерного усиления государственной и местной власти. Нужно стремиться к тому, чтобы общество ставило личность человека выше общественных интересов, и это будет способствовать раскрытию талантов, возвышению человеческого духа.

Марина НИКОЛАЕВА, учитель обществоведения, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте