Конкурс педагогического мастерства «Учитель года России» не стал чем-то застывшим, обросшим догматами и незыблемыми правилами дежурным мероприятием. Год от года педагогическое ристалище меняется. Изменения скорее эволюционные, чем революционные. Это замечательно, так как свидетельствует о том, что конкурс изначально был направлен по верному пути. Маршруту, который время от времени лишь нуждается в небольшой корректировке…
Каждый из нас, участвовавших в этом марафоне педагогических идей, технологий и проверки неординарных версий развития образования в нашей стране, уже всегда будет так или иначе соотносить опыт своей работы с тем, чего ему удалось достичь в период подготовки к состязанию и в дни проведения самого конкурса. Я, например, не только с неослабевающим интересом продолжаю следить за главными форматами этой грандиозной учительской олимпиады, но и по мере сил участвую в подготовке новых конкурсантов. Сегодня многие педагоги-участники и мастера инструктажа погружения в конкурсную стихию охотно делятся и своим опытом, и советами, как на максимально высоком уровне подготовиться к участию в главном педагогическом событии каждого учебного года. Не желая брать на себя роль ментора, поучающего «незрелую молодежь», тем не менее охотно поделюсь мыслями о главных (на мой взгляд) конкурсных форматах, подготовка к которым и тем более участие требуют максимального напряжения физических и душевных сил, уйму времени и неограниченное количество предварительных экспериментов…
Итак, убежден, что главными этапами конкурса являются урок и, если повезет попасть в «пятнашку», мастер-класс. Урок по большому счету может сгладить неудачу презентации своего педагогического багажа (первого конкурсного испытания), к сожалению, несмотря на все старания, первый блин иногда выходит комом. Именно урок дает представление о мастерстве учителя, масштабе его личности и подтверждает педагогическое кредо, заявленное в начале конкурсных событий.
В основе встречи педагога с детьми, по моему глубокому убеждению, должна прежде всего лежать идея. Именно идея является и главным ориентиром, и целью сорокаминутного путешествия в страну знаний и смыслов. А значит, конечная цель определит стратегию и тактику вашего урока, который может быть подобен и восхождению на горную вершину, и пути по азимуту, и комфортному (в первую очередь для учителя) экскурсионному путешествию по скоростному шоссе.
Думается, что «альпинистский урок» и «урок-экскурсия по автобану» не совсем пригодны для главного конкурсного испытания. При штурме образовательных вершин можно и в пропасть сорваться, а в комфортной атмосфере автобусной экскурсии детям придется только слушать учителя-экскурсовода. Остаются «хождение по азимуту» – продуманный и обозначенный на карте маршрут (план урока) и, разумеется, компас (критерий истины), с помощью которого возможно, ошибаясь и исправляя ошибки, дойти до цели, совершив по пути не одно открытие. Тем не менее и сложный «урок-восхождение», и «образовательная экскурсия» тоже могут быть выбраны конкурсантами, если они наиболее отвечают личности самого учителя. И вот тут важно не только не ошибиться с образом своего главного в жизни урока, но и в массе используемых методических приемов и педагогических технологий не потерять самого себя. Только личность учителя позволяет используемым на занятиях педагогическим открытиям предшественников сложиться в неповторимый стиль конкретного педагога. Именно старший товарищ и доброжелательный наставник должен в первую очередь быть интересен детям, а уж интерес к учителю обязательно вызовет заинтересованность и предметом, и темой урока. Вы, зная, куда в конечном итоге приведете своих учеников, можете выстроить интригу урока, распланировать «привалы» и серьезные испытания на пути к цели (многим поможет экшен, когда, словно в кинобоевике, каждые две минуты на уроке будет что-нибудь происходить). Но вначале краткий миг знакомства, который может определить все – и интерес класса, и отношение жюри. Думаю, стоит тщательно продумать и ваши первые слова, и средства невербального общения…
Добравшись до «конечного пункта» вашего совместного с учениками пути, необходимо поставить и жирную точку главного смысла, и, как ни странно, многоточие продолжения постижения предмета, а значит, самосовершенствования каждого присутствующего в классе ребенка. И здесь опять все определит ваше личное отношение к теме и результатам урока. Отношение, с которым, возможно, не все в классе согласятся, но запомнят его навсегда, потому что с детьми в присутствии жюри общалась не очередная «говорящая голова», а человек, к которому за время урока сложилось определенное (хорошо бы положительное) отношение. Ну а уж потом, выдохнув, можно приступать к самоанализу, рассказав членам жюри и о замысле урока, и о том, что ожидаемо и неожиданно получилось.
Мастер-класс, на мой взгляд, – самая сложная встреча с жюри и коллегами. И здесь важна главная идея, а не только иллюстрация того, как работают ваши любимые педагогические технологии, УМК и методические приемы. Я предпочитаю изначально сказать, ради чего создавалась вся конструкция, а уж потом переходить к деталям. Сегодняшний мастер-класс – это скорее яркий театральный номер, в котором проявляются не только опыт и знания учителя, но и его, если хотите, артистизм, обаяние и, да-да, организаторские способности (при условии, что вы используете фокус-группы). Все это опять требует опоры прежде всего на свои личностные качества, ведь мастер-класс по своей сути является уроком для взрослых.
Скажу откровенно, мой мастер-класс в 2015 году оставлял желать лучшего. Я почему-то решил, что негоже мне использовать проверенную и добытую исключительно своим умом идею и материал, а замахнулся на тему, продиктованную календарем (юбилей великого русского, советского композитора) и моей замечательной командой. Все, в том числе и я, хотели как лучше, но в результате вмешался случай, и мастер-класс не стал яркой, запоминающейся презентацией моего педагогического вероисповедания. А ведь интуиция подсказывала, что надо обратиться исключительно к своему творчеству. Думаю, не стоит повторять чужие ошибки. Только в выстраданном и полюбившемся вам материале можно остаться самим собой. В конечном итоге конкурс называется «Учитель года», а не «Лучшая педагогическая технология или совокупность методических приемов». Согласитесь…
Итак, перефразируя высказывание известного педагога, желаю всем, рискнувшим принять участие в «Учителе года»-2021, нести на конкурс прежде всего себя. Не надо бояться быть самим собой (провинциальным или столичным интеллигентом, опытным или начинающим педагогом, поклонником либеральной или левой парадигмы развития общества и т. д.), наоборот, обаяние вашей личности, ваших убеждений, вашего неповторимого жизненного и культурного опыта может склонить чашу конкурсных весов именно в вашу пользу.
Что же, как говорил мой учитель физкультуры (ветеран Великой Отечественной войны, участник десанта на Малую землю) Михаил Давыдович Каменецкий: «Вперед – за орденами!» Удачи вам, уважаемые коллеги! И… пусть победит сильнейший…
Андрей ПАРХОМЕНКО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, ЯНАО
Комментарии