В последние годы российское общество предпринимает усилия для улучшения качества жизни лиц с инвалидностью. Федеральное законодательство создает правовую основу для оказания качественной помощи людям с инвалидностью.
Весной 2012 года Государственная Дума РФ ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, что стало подтверждением государственной власти курса на построение социального государства. В связи с этим намного выросла значимость деятельности по организации достойной жизни людей с инвалидностью.Одна из самых сложных групп людей с инвалидностью – лица с тяжелыми интеллектуальными нарушениями и выраженными психическими расстройствами, информацию о которых долгое время замалчивали, а единственным местом, куда определяли их социальные службы, были психоневрологические интернаты. В наши дни все большее количество родителей, понимая человеческую ценность своих особых детей, растят их в семье, окружают родительской любовью и заботой, стремятся наполнить их жизнь смыслом, дать возможность быть полезными в обществе.До сих пор в системе профессионального образования не существует концепции обучения профессиональным навыкам лиц с тяжелыми интеллектуальными нарушениями и выраженными психическими расстройствами, нет нормативов для организации такого обучения на базе образовательного учреждения профессионального образования. В то же время решать проблемы организации профессионального обучения для людей этой категории с инвалидностью надо незамедлительно. К этому подталкивает ситуация с расширением образовательных возможностей для таких детей в системе школьного образования. Особенно важно разработать нормативно-организационные условия профессиональной подготовки лиц с ограничениями жизнедеятельности сейчас, когда ожидается введение подушевого финансирования в системе профессионального образования. Ясно, что совершенно разные условия, а соответственно и финансирование, требуются для обучения детей и подростков с нарушениями слуха и зрения, с опорно-двигательными проблемами и с легкой умственной отсталостью, с множественными расстройствами, с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями.В нашем колледже с 2006 года реализуют инновационный проект, направленный на выстраивание модели организации достойной жизни молодых людей с выраженными психическими расстройствами. В 2006 году на базе колледжа был создан экспериментальный Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с выраженными психическими расстройствами (с такими диагнозами, как ранний детский аутизм, глубокая умственная отсталость, органическое поражение мозга, шизофрения, генетические синдромы). До этого ни в одном образовательном учреждении Москвы (и России в целом) не обучали профессиональным навыкам учащихся со столь сложными ограничениями. Известно много примеров социальных мастерских, созданных на базе общественных организаций, которые скорее центры дневного пребывания для людей с инвалидностью, чем места их профессионального обучения и в дальнейшем поддерживаемого трудоустройства. Сейчас в пяти мастерских нашего Центра обучают 117 молодых людей с I и II группами инвалидности, 14 выпускников работают на адаптационных рабочих местах. С 2010 года еще в одном образовательном учреждении Москвы – педагогическом колледже №16 – начали аналогичную работу, организовав профессиональную подготовку молодых людей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями по двум профессиям.Опыт специалистов технологического колледжа №21 и РБОО «Центр лечебной педагогики» (в сотрудничестве с ЦЛП колледж и начал эту экспериментальную деятельность) показал, что при правильной организации обучения молодых людей из целевой группы профессиональным навыкам и при соответствующем психолого-педагогическом сопровождении их умения и навыки могут быть доведены до необходимого профессионального уровня, что делает производимую ими продукцию конкурентоспособной.При выборе направления деятельности для наших воспитанников мы обратились к традиционным ремеслам, которые включают две обязательные составляющие – технологию и творчество. Оказалось, что подростки с тяжелыми нарушениями могут осваивать достаточно сложные технологические цепочки. Это та основа профессионального труда, которая задает пространство для реализации творческих возможностей. Таким образом, в наших мастерских мы сознательно объединяем технологию и творчество. Вот почему в экспериментальную модель учебно-производственных мастерских мы включили ремесленные мастерские: столярную, швейно-ткацкую, художественно-полиграфическую, керамическую. В учебно-производственных мастерских ребят обучают определенному набору профессиональных навыков, объем которых определяется индивидуально для каждого обучающегося – не каждый может в полной мере овладеть всеми ими. Однако есть определенные операции, которым обучаются все ученики. Все профессиональные навыки, которые осваивают обучающиеся, рассматривают как последовательность определенных простых операций. Эту последовательность постепенно и осваивают обучающиеся. Кто-то освоил всю последовательность операций и самостоятельно производит ту или иную работу, кто-то – только некоторые операции. Но все выпускники в меру своих возможностей могут таким образом быть полезны в производственном процессе. Обучение в условиях творческих ремесленных мастерских позволяет не только обучить учащихся навыкам традиционных ремесел, творчество, осознание собственной успешности на этом поприще колоссальный стимул для молодого человека в его личностном развитии. Основная идея этого эксперимента заключается в использовании нестандартного подхода к обучению профессиональным навыкам молодых людей с выраженными психическими нарушениями (ранее относившихся к категории «необучаемых») в специально созданных условиях творческих ремесленных мастерских при организации соответствующего психолого-педагогического сопровождения. В нашей работе творческая составляющая стала и целью, и одним из ведущих методов обучения, позволяющим установить контакт между педагогом и обучающимся, страдающим нарушением аутичного спектра, сформировать мотивацию к учебно-трудовой деятельности. Те результаты, которые мы увидели у своих воспитанников, просто поражают. Мы надеемся, что эта сторона нашего эксперимента будет еще подробно описана и изучена специалистами, но уже сейчас абсолютно ясно, что творческие работы, созданные ребятами в содружестве с художниками и педагогами, вызывают большой интерес не только у обычных зрителей, но и у специалистов, художников. Творчество наших учеников можно отнести к наивному искусству, ведь они не прошли академического обучения. Их работы отличают прямота и бесхитростное видение, искренность и человеческое тепло. И не случайно с каждым годом все больше галерей и выставочных залов Москвы приглашают наших ребят с их работами на выставки и фестивали. Осенью этого года работы, посвященные творчеству В.В. Маяковского, – плакаты, открытки, книги с иллюстрациями ребят к стихам, кружки с картинками и стихами, вазы, керамические панно – выставляли в Москве и Санкт-Петербурге в рамках фестиваля «Маяковский. Такой», посвященного 120-летию со дня рождения поэта. А совсем недавно мы получили приглашение провести выставку изделий особых художников в Осло. Так что впереди у коллектива особых мастерских огромные творческие планы.В 2009 году был осуществлен первый выпуск обучающихся. Эксперимент показал, что для наших выпускников необходим длительный период адаптации при переходе от образовательной к рабочей среде. Мы предложили двухуровневую систему профессиональной подготовки для молодых людей с выраженными психическими расстройствами. Первый уровень освоения программы профессиональной подготовки для всех одинаков: обучающиеся осваивают программу первых трех лет обучения. Затем мы проводим аттестацию обучающихся и определяем продолжительность последующего адаптационного периода в условиях учебно-производственных мастерских колледжа – на один или три года обучения – согласно разработанным критериям. Такая дифференциация связана с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся. Определение продолжительности второго уровня обучения проводится только после завершения трехлетнего первого уровня, так как при поступлении невозможно определить индивидуальный темп обучения и формирования профессиональной компетенции. В результате разработаны два типа учебного плана по каждой профессии: «3+1» (срок обучения 4 года) и «3+3» (на срок обучения 6 лет).При организации процесса обучения профессиональным навыкам молодых людей с выраженными психическими расстройствами мы столкнулись с необходимостью разработки и утверждения нормативно-правовых условий функционирования специального подразделения колледжа или любого другого типа учреждения профессионального образования. Наполняемость групп должна быть не более 6 человек (как и для классов детей со сложной структурой дефекта). В каждой группе помимо мастера должен быть воспитатель. Нормы ставок психолога в таких подразделениях должны быть не менее одного на две группы обучающихся. Должно быть предусмотрено наличие дефектологов, социальных педагогов. В обязательном порядке должна быть отлажена система психолого-педагогического консультирования родителей обучающихся с привлечением психологов, специализирующихся на этой деятельности. Мы столкнулись с тем, что для многих обучающихся необходимо постоянное индивидуальное сопровождение. В статье 79 п. 3 Закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого Госдумой РФ и одобренного Советом Федерации в декабре 2012 года, говорится, что «под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя… предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь». Такой помощник должен быть обязательно предусмотрен при организации обучения лиц с выраженными психическими расстройствами. Решение о предоставлении такой услуги должен принимать психолого-педагогический консилиум учреждения.Конечно, особого внимания требует организация трудовой занятости выпускников с такими тяжелыми ограничениями жизнедеятельности. Не секрет, что люди с более легкими формами инвалидности не могут устроиться на работу на открытом рынке в условиях жесткой конкуренции и отсутствия у работодателя экономических стимулов приема работников-инвалидов. Для этого надо, во-первых, внедрять в России систему поддерживаемого трудоустройства, финансируемую за счет государственных социальных программ, которая успешно действует во всем мире, а во-вторых, создавать социальные интегративные предприятия с рабочими местами для особых людей. Модель такого предприятия может быть отработана на базе мастерских, созданных нами в технологическом колледже №21. Такое предприятие должно стать промежуточным звеном, необходимым для социально-трудовой адаптации особого работника, между обучением и реальной работой на открытом рынке, но для этого на законодательном уровне должно быть разрешено государственным образовательным учреждениям профессионального образования создавать производства по профилю учебного заведения, как это разрешено теперь высшим учебным заведениям.Мы надеемся, что наш опыт будет востребован, что наш проект не останется «точечной застройкой» в системе отечественного образования, что через несколько лет любой молодой человек даже с очень серьезными проблемами сможет освоить те или иные профессиональные навыки и во взрослой своей жизни быть занятым, полезным и нужным нашему обществу. Вот это и будет настоящая интеграция!Коллектив Центра социальнойадаптации и профессиональнойподготовки технологическогоколледжа №21
Комментарии