Сегодня нередко случается так, что молодежь не получает удовлетворения от своей работы, на которую устраивается по окончании обучения. Это касается выпускников как вузов, так и колледжей. Поскольку в организациях СПО молодые люди зачастую оказываются в более раннем возрасте, чем в университете, то и выбор профессии им дается сложнее. О том, как воспитывать и обучать студентов СПО так, чтобы выбранная профессия была в радость, рассказали в Российской академии образования.
О сути воспитательной деятельности в образовательных организациях СПО и особенностях ее организации рассказал доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор Владимир Блинов.
Владимир Игоревич посвятил свое выступление воспитанию студентов СПО в свете требований 304 ФЗ и сведений, внесенных в Закон об образовании в 2021 году. По его мнению, важно разобраться в том, что есть воспитание, какие факторы влияют на развитие личности в этой среде – в возрасте от 15 до 18 лет. Это переход от старшего подросткового возраста к юношескому, когда происходит осмысление жизни и места, которое человек будет в ней занимать.
Что есть воспитание
Спикер обращает внимание на то, что в официальных документах используют разные определения воспитания. С одной стороны, воспитание – это трансляция духовных и иных общественных ценностей от общества к человеку. Однако нельзя при этом забывать важную особенность: воспитание – это еще и помощь человеку в развитии его личности.
Развитие происходит разнопланово. Это и физическое, и умственное, и нравственное развитие – весь комплекс, связанный с эмоционально-волевой сферой, с когнитивной сферой. То есть к воспитанию можно смело относить все обучение.
К слову, классики педагогики нередко говорили, что главное средство воспитания – это обучение. Именно на этом заявлении выстраивается система воспитания студентов СПО. Ведь они уже и сделали шаг в профессию (первичный выбор состоялся), и готовятся к выходу на рынок труда, готовы изменить свой социальный статус. Современное среднее профессиональное образование представляет огромный спектр самых разных специальностей – творческих, технических, чисто социальных, медицинских.
О целях воспитания
Цель воспитания объективна. Воспитанием занимаются не только люди, но и животные. Можно задать себе вопрос: когда кошка перестает воспитывать своих котят? Это происходит тогда, когда они становятся самостоятельными. Поэтому такое комплексное качество человека, как самостоятельность, мы называем первородной целью воспитания.
В определенном смысле СПО – это завершающая стадия перед выходом в реальную жизнь. Поэтому узловым моментом является самостоятельность человека, а социальные отношения накладывают еще и ответственность. При этом закон об образовании идет глубже: он говорит не только о воспитании самостоятельности и ответственности, но и о формировании системы ценностей. Это уже – за пределами «кошачьего» воспитания. У человека все сложнее. И закон говорит о том, что в этом развитии необходимо опираться на чувства и отношения.
Если присмотреться, сначала возникают некоторые чувства как неосознанные, неуправляемые процессы, как реакции на события и предметы. Эти эмоциональные реакции постепенно формируют гамму чувств. Комплекс чувственного восприятия человека формирует его отношение: что-то нас пугает, что-то забавляет, что-то порождает чувство прекрасного. Мы начинаем отличать плохое и хорошее, опасное и безопасное, перспективное, важное для нас и неважное. Таким образом постепенно формируется система ценностей – того, что ценит сам человек. Важно, чтобы они совпали с общественными ценностями. Многие человеческие беды – от их несовпадения.
Труд как главное средство воспитания
Главным средством воспитания в системе СПО является труд. Для младших школьников таковым являлась игра. Для старших – познавательная деятельность. В колледже важен именно труд и все, что с ним связано – новые знания и умения, формирование комплексных компетенций, готовность выполнять определенные действия.
В труде нельзя забывать о чувствах. Владимир Игоревич напомнил легенду от трех каменщиках. Во время строительства большого собора некий путешественник задавал каменщикам, которые тащили на себе тяжелые камни, один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Первый каменщик ответил: «Я таскаю неподъемные тяжести», второй ответил: «Я кормлю свою семью», а третий: «Я строю прекрасный Кельнский собор». В этих разных ответах воплощены разные восприятия труда и отношение к себе. Проекция на себя является наиболее важной. На словах сформировать правильные формулы возможно, а проникнуться чувством, создать внутреннее, основанное на эмоциональном восприятии понимание своей значимости и значимости своего труда – это важный и сложный процесс.
Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, помощь в развитии. Развитие и есть тот самый базовый процесс, на который мы опираемся. Человеку нужно предложить такую деятельность и такое общение, в котором он смог бы себя проявить.
В воспитании мы должны формировать прежде всего отношение человека к себе. Из притчи о каменщиках первый выступает подневольным мучеником, второй – кормильцем семьи, третий – творцом, который сопричастен к большому великому делу. Это важные моменты для воспитания – каким образом включать ребенка в труд, как сделать так, чтобы результат и процесс проецировались на него самого.
Есть большой секрет: человек нуждается в успехе, мы просто не всегда об этом думаем. Поэтому для педагогики важна не просто организация деятельности, а организация успешной деятельности, чтобы человек мог почувствовать важность результата.
Как подвести к успеху
Нередко возникают серьезные проблемы именно с успешностью деятельности. Есть простые способы подведения к успеху. Это могут быть олимпиады и соревнования. В них есть мотивация и конкуренция. Несмотря на то, что успеха достигнут не все – не все дойдут до финиша, конкуренция все же проявляется. Хорошо также, когда человек конкурирует только с собой, побеждая свою лень, свою невнимательность или другую слабость.
Однако если постоянно погружать подростков в конкурентную борьбу друг с другом, из них, скорее всего, вырастут не люди, а волчата. Человек отличается тем, что он готов прийти на помощь, поучаствовать в беде и проблемах другого человека. Это естественно, поскольку после колледжа выпускников ждет взрослая жизнь: создание семьи, участие в трудовых отношениях, где опыт исключительно борьбы просто не уместен.
Открывается еще один маленький секрет: помимо личного успеха, человек должен ощущать и успех того коллектива, в котором он трудится. Это важный момент, который используют также в воспитании взрослых.
Экосреда для воспитания в системе СПО
Сегодня актуален термин экосреда – не с точки зрения загрязняющих веществ, а с точки зрения значения слова «экос» – дом. Можно прийти к простому и важному выводу: для успешной организации деятельности современной молодежи в СПО необходимо учитывать всего четыре важные вещи.
Во-первых, это производительный труд – труд с результатом, который адресован другим людям. Во-вторых, эта деятельность должна быть успешна, ведь человек нуждается в успехе и оценке. Эту оценку необходимо организовать (похвала наставника важна). В-третьих, труд должен быть коллективным. Не просто по признаку, что он организуется коллективом, а потому, что должны быть поставлены такие задачи, которые можно решить только коллективом. Четвертое важное для СПО качество труда – он должен быть профессиональным. У нас много занятий по уборке двора, покраске скамеек. Это все здорово, кроме одного: это не профессионально. Следует научиться в современном СПО воспитывать на рабочем месте – в условиях того трудового процесса, к которому студента готовят.
Спикер пожелал всем студентам стать и кормильцами, и самостоятельными людьми с чувством прекрасного, которые себя ценят за то, что могут что-то сделать для других.
Комментарии