В Москве под председательством мэра Юрия Михайловича Лужкова прошло заседание столичного правительства, на котором обсуждался вопрос «О реализации приоритетного национального проекта «Образование». С докладом выступила руководитель Департамента образования Любовь Кезина. В дискуссии приняли участие член Совета Федерации Зинаида Драгункина, директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаак Калина, ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов, председатель Комиссии по науке и образованию Московской городской думы Евгений Бунимович, заместитель председателя подкомиссии «Школа» Общественной палаты РФ Любовь Духанина, первые заместители мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк и Любовь Швецова, министр, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев. Разговор шел о реализации национального проекта в Москве, но рамки были существенно расширены, и дискуссия самым естественным образом коснулась проблем государственной политики в российском образовании.
В развитии образования Москва – несомненный лидер России, и в этом заслуга первого руководителя, потому что все проекты, предлагаемые столичной системой образования, находят не только моральную, но и существенную материальную поддержку города. Дело, наверное, в том, что у Юрия Михайловича Лужкова есть своя позиция и свои взгляды на то, какой должна быть система столичного образования. Эту позицию он неоднократно заявлял и заявляет.
– Я считаю совершенно правильным то, что один из четырех приоритетных национальных проектов – проект по образованию. Думаю, что содержание этого национального проекта еще можно будет дополнить, поскольку пока он не охватывает всей системы возможных целевых задач в государстве. К тому же, когда мы говорим об улучшении качества образования, мы видим саму задачу в ее единстве, ибо образование и уровень образования, который должен получать каждый молодой гражданин в России, должны быть одинаковыми. Однако мы видим и то, что готовность предоставлять и обеспечивать этот уровень у разных регионов разная. Даже в пределах одного города у нас разные потенциалы школ, учительства, разная оснащенность учебных заведений. Считаю, что мы должны эту тему рассматривать все-таки с иных позиций, чем в том усредненном плане, как это предложено в рамках национального проекта «Образование».
Мы сегодня говорим о реализации проекта и определяем для себя несколько основных стратегических направлений.
Первое – социальное положение учителя и учительства. Мы стараемся в пределах наших возможностей, чтобы в Москве учитель мог выполнять свою важную общественную, социальную функцию, которая обеспечивает наше нормальное будущее. Говорить об исчерпывающем характере этой работы не приходится, но так или иначе есть решения, которые принимают правительство Москвы, Московская городская дума по поддержке народного образования. Но есть проблемы, которые нужно решать и которые мы настроены решать лучше, основательнее, с большим объемом ресурсов для того, чтобы школы, которые требуют улучшения, совершенствования материально-технической базы, получали эту поддержку – ежегодно примерно около 20 новых объектов. Особенно много проблем в центре Москвы, где школы создавались до войны. Я сам учился в двух таких школах – 579-й и 529-й. У меня хорошие воспоминания о том периоде, серьезнейшие и добрые воспоминания об учителях, я их всех помню по тем решениям, по тем урокам, которые они нам давали, и не только в классе. Это были жизненные уроки, воспитание, которое по существу было полезным, таковым остается и сейчас.
Школа – развивающаяся часть нашего общества, это основное место, где молодой человек получает не только знания, но и воспитывается как гражданин, как патриот, человек общества, как личность. Учителя Москвы имеют большие успехи в реализации важнейшей задачи, которая стоит перед любым цивилизованным обществом, – образовании человека, они увеличивают могучий потенциал столичного образования, которым мы гордимся.
Московское учительство – квалифицированнейший отряд, насчитывающий больше двух тысяч заслуженных учителей РФ. Жаль, что в государстве объявлены определенные уровни социальной поддержки, которые не учитывают уже имеющегося не только в Москве разнообразия учебных заведений, всех тех новых их разновидностей, которые уже появились, всех тех новаций в организации школьного дела, которые в течение последних 15 лет доказали свое право на жизнь. Например, из проекта выпало такое понятие, как воспитатель, есть в проекте и другие ограничения, которые стали производными политики Министерства финансов РФ, определяющего финансирование в зауженном режиме, не соответствующем разнообразию системы народного образования, уже сложившегося в стране. Выравнять баланс, не дать образованию свалиться в какую-то одну сторону – задача предельной сложности.
Обсуждая проблематику здравоохранения в связи с другим национальным проектом, мы увидели, что одни участковые врачи и медсестры получили хорошую материальную поддержку, а все остальные стали позиционировать себя в режиме противостояния к этим категориям медицинских работников. Президент РФ даже был вынужден сказать, что федеральный уровень решил вопросы по наиболее сложным моментам, а субъекты РФ должны решать вопросы дальше по общей системе в пределах своих возможностей. При пока сложном и внутренне противоречивом понимании, что такое гранты, конкурсы и так далее, мы должны самым внимательным образом отнестись к проблематике социального равновесия и социального развития нашего учительства.
Второе – реализация в рамках московской части национального проекта новых принципов организации школьного процесса с точки зрения техники и технологии. Мы постоянно говорим о сложностях текущей жизни, о тех сложностях, которые нам преподносит использование результатов уже состоявшегося развития информатизации школ, различных систем, в том числе систем безопасности. Но мы уже сегодня должны принять на вооружение задачу формирования школы будущего во всех ее аспектах, нам нужно сформировать образ цели. Это должно стать нашим ответом на национальный проект «Образование» в плане организационно-методической и материально-технической основы школьного дела.
Третье – оказание школьнику помощи в освоении науки. Сложные научные представления мы должны преподнести ему в режиме образного восприятия, в упрощенном ключе, в виде образовательных, образовательно-развлекательных, игровых комплексов, которые дадут наглядное представление о сложных физических процессах и сложных физических явлениях. На своем опыте общения со своими детьми и внуками могу сказать, что у многих наших детей нет восприятия, например, того, как рождается электричество, как формируется ресурс питьевой воды. Нет понимания, почему нужно выключать лампочку в комнате, когда там никого нет, почему нужно выключать телевизор, если его никто не смотрит. А если пригласить школьника покрутить динамо-машину, он скажет так: «Это сложно, это трудно, для получения электричества нужно затратить большую энергию, эту энергию тратит тот ресурс природы, который исчезает, поэтому я буду лучше относиться к этим ресурсам или заставлю взрослого человека решать задачу экономии ресурсов наилучшим образом». То же самое с экономией воды и многих других ресурсов, которые человек получает и, можно сказать, бессознательно расходует. Нам нужно найти ресурсы для создания практико-образовательных центров, где школьники будут получать такие знания, это будет мощнейшая поддержка школьному процессу, школьному делу по образному восприятию всего того, что школьник должен освоить, узнать. Причем создавать такие центры должны структуры городского хозяйства: Мосводоканал, Мосэнерго и другие. Очень много возможностей есть и у малого бизнеса, в Москве 201 тысяча предпринимательских структур, и каждая десятая имеет специализацию, которая может дать нашим школам, нашему столичному образованию прекрасные экспонаты.
Национальный проект – мощнейшее приглашение всем субъектам Российской Федерации, всем тем, кто занят в этом процессе, и всем тем, кто может оказать содействие в этом процессе, к тому, чтобы вместе поработать над развитием важнейшего государственного дела – народного образования. Мы более десятка лет занимаемся реализацией целевых задач в сфере образования, и они помогли весьма существенно продвинуться вперед столичному образованию, причем у нас гораздо больше возможностей для того, чтобы задачи развития решать лучше, чем в других регионах. Другое дело, что и сегодня наш проект в рамках национального проекта по образованию должен быть самым лидирующим, самым приоритетным, самым продвинутым. Мы должны не только принять российский уровень, но и быть в авангарде народного образования. Московский национальный проект должен включать в себя идею формирования школы будущего, идею формирования новой школы, которая всегда должна быть современной.
У нас сегодня реализуется программа «Столичное образование», и это приоритетный проект по сравнению с теми уровнями, которые заданы в рамках национального проекта «Образование». Думаю, нам нужно совместить те дополнения, которые мы сделали в проекте «Столичное образование-4», с идеями национального проекта, развив в ней все то новое, интересное, приоритетное, что сложилось в регионах России и в Москве. Один человек ничего сделать не может, а у нас в Москве есть команда, содружество единомышленников, причем сила единомыслия и в разномыслии, в разных подходах и разных позициях в выработке общего коллективного решения, а это значит, что дело у нас получится, на этой основе мы сможем продвинуться вперед.
Мнения
Александр СЕМЕННИКОВ, депутат Московской городской думы:
– Мы можем уже сейчас заявить, что задачи, заявленные в национальном проекте, в Москве уже давно реализованы, ведь наш город всегда идет впереди в сфере образования. Мне кажется, нам нужно говорить о каких-то новых перспективах и новых рубежах, которые открываются в связи с проектом «Образование».
Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства:
– Реализация национального проекта «Образование» – дело не только Департамента образования, но и всех остальных комитетов и департаментов. У нас есть Московский фонд подготовки кадров, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства. Руководитель Рособразования Григорий Балыхин обратился к Юрию Михайловичу Лужкову с просьбой о строительстве в Москве бизнес-школы, и мы будем поддерживать этот проект.
Исаак КАЛИНА, директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ:
– Не секрет, что многие руководители в регионах говорят: «Кезиной легче». Можно сказать, что и в реализации национального проекта Кезиной будет легче, но не только потому, что у московского образования есть деньги и Лужков, а потому, что практически все направления проекта абсолютно сонаправлены с тем, что все годы делала Москва. Уверен, что это очень хорошая характеристика и самому приоритетному национальному проекту, и московскому образованию. Наверное, это и есть признак лидерства – делать самому сегодня то, что завтра придется делать всем.
Людмила ШВЕЦОВА, первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель комплекса социальной сферы:
– Вся образовательная элита страны должна знать, что Кезиной не легче, чем всем: с одной стороны, у нее есть большая поддержка города, а с другой стороны, правительство города все время так высоко поднимает планку, что перепрыгнуть через нее можно лишь после упорных тренировок. Мы недавно приняли программу «Столичное образование-4», развернутый документ по дошкольному образованию, утвердили концептуальный подход к развитию профессионального образования, у нас есть московский закон об обязательном среднем образовании, удивительный по масштабности и финансированию закон о кадрах в московском образовании. Теперь мы должны брать новые рубежи, ведь для кого-то национальный проект в области образования – благо, а для Москвы в определенном смысле – пройденный этап.
Любовь ДУХАНИНА, директор московской средней общеобразовательной частной школы «Наследник», член Общественной палаты РФ:
– В Москве в рамках инновационных площадок уже накоплен опыт по независимой общественной экспертизе с привлечением профессиональных экспертов, с выходом в организации, с оценкой результатов деятельности образовательного учреждения как в государственном, так и в негосударственном секторах. Москва могла бы поделиться этим опытом с регионами России. К величайшему удивлению и разочарованию всей педагогической общественности, самые инновационные школы, представляющие собой новые модели образовательных учреждений, наработанные в результате многолетней деятельности Департамента образования, окружных управлений образования, педагогической общественности, оказались за бортом национального проекта, главной задачей которого провозглашено развитие учреждений, реализующих инновационные образовательные программы.
Юрий РОСЛЯК, первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития города Москвы:
– У нас есть в городе программы, которые выводят наше столичное образование на качественно иной уровень по отношению к другим субъектам РФ. Мы должны посмотреть, что для образования должны сделать наука, промышленность, бизнес-сообщество, высшая школа, и эти дополнительные общенациональные силы направить на повышение качества и результативности образования. Такой опыт у нас есть, это, например, проект «Город науки и технологий».
Комментарии