Классное руководство – традиционный вид педагогической деятельности для российского образования. Антон Макаренко, Василий Сухомлинский и многие другие великие учителя оставили здесь свой заметный след. Они учили, воспитывали, помогали детям социализироваться. А для чего нужен классный руководитель современным школьникам?
Определения у классного руководства разные. Но лучше всего его суть отражает слово «наставник» – тот, кто руководит классом, наставляет его, напутствует и направляет. То есть несет ответственность за интересный и правильно организованный познавательно-воспитательный процесс.Востребованный сегодня, как никогда, классный руководитель стал мобильнее в образовательном пространстве класса, школы и даже целого города. Его творческая энергия передается детям через участие в конкурсах, музейных уроках, походах в театр, то есть через интересный досуг. Это педагогическое воздействие распространяется и на семьи. Родители не остаются в стороне. Прошли времена, когда ни дети, ни родители даже не знали номера телефона классного руководителя. Сейчас для актуального общения ведутся чаты для родителей, и наставник всегда на связи, постоянно открыт общению.Классный руководитель помогает воплощать смелые идеи, закладывать новые традиции. Одна из главных задач наставника – научить всех учеников быть лидерами. Новой традицией можно назвать проект «Моя президентская неделя». Суть идеи в том, что каждый ребенок в течение одной недели учебного года выступает в качестве президента класса, задавая тон самостоятельно выбранной познавательной темой, например «Жизнь улиток», «Моря и океаны», «Школьные законы».Готовится небольшая презентация (6‑10 слайдов) по теме, которую представляет президент. Дети объединяются в министерства, каждое из которых получает задание. Например, одно министерство готовится рассказать о том, почему не у всех улиток есть домик, другое лепит фигурки этих моллюсков, третье их рисует. Всю неделю дети отвечают на вопросы президентской анкеты. Весь материал они приносят в школу, передают президенту класса, выступают, а в пятницу получают медали, призы, подарки, дипломы и грамоты, подписанные президентом класса.Президенты стараются соединить предложенную тему со своим детским проектом. Как оказалось, очень удобно в рамках президентской недели сообща провести исследование или эксперимент по заявленной теме, коллективно что-то классифицировать, подтвердить или опровергнуть гипотезу. Такое совместное действо оказывается бесценным – в помощниках весь класс! Можно даже провести флешмоб – одноклассники-единомышленники всегда поддержат.Учитель начальных классов Татьяна Хлюстова проводит семейные консультации. Это также интересная и объединяющая семью и школу форма работы. На встречах можно обсудить проблему или замысел не только в семейном кругу, но и в присутствии классного руководителя. Тематика подобных встреч разная – от режимных моментов школьника до проблем нравственного воспитания.Еще одна интересная форма работы с родителями – открытые уроки. Они позволяют дать представление о той образовательной среде, которая формируется на предметных занятиях, увидеть, как и чем занимаются на уроках дети.Современный классный руководитель сочетает в себе, безусловно, многие не только профессиональные, но и человеческие качества, привнося в жизнь каждого ребенка мотивацию к познанию мира, организации досуга, расширяет кругозор детей и способствует их творческому и личностному развитию.Ирина СУЧКОВА,учитель начальных классов школы №1354 «Вектор»
Комментарии