Школа ХХI века… Какая она? Чем живет? Как воспитать ребенка милосердным и толерантным в эпоху Интернета и цифровых технологий? Эти и многие другие вопросы приходится решать с первых дней учебного года тем, кто каждый день входит в школьный класс, кому ежеминутно приходится отвечать на сто тысяч детских «почему?». И здесь ведущая роль принадлежит, конечно же, классному руководителю, который ближе всех находится к детям класса и их родителям, цель работы которого – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.еятельность классного руководителя в школе – это целенаправленный, системный и планируемый процесс. Безусловно, школа не только учит детей, но и, конечно же, воспитывает и развивает их.
Воспитание – важное, сложное и трудоемкое направление в работе классного руководителя. Необходимо быть самому всесторонне развитым человеком, чтобы быть интересным своим ребятам и примером для них. Не зря же говорят, что классный коллектив является зеркалом классного руководителя. Система воспитания на новый учебный год выстраивается на основе анализа предыдущей деятельности классного коллектива, на основе личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию.Для успешной работы руководителю класса надо хорошо знать психолого-педагогические особенности детей определенного возраста, владеть современными технологиями воспитания. Кроме того, надо хорошо знать социальные и материальные условия жизни своих воспитанников. Поэтому перед началом учебного года первое, что делает классный руководитель, – знакомится со списком детей, которые будут обучаться в его классе. Если есть вновь прибывшие, надо тщательно изучить их личные дела, побеседовать с ребенком и его родителями, чтобы знать, как выстраивать воспитательную работу с этим учеником и индивидуальную траекторию обучения.Классным руководителем составляется таблица по классу (так называемый расширенный список класса), где указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка, его мобильный телефон, имена родителей и их контактные телефоны, домашний адрес, домашний телефон, краткие сведения о семье (например, «многодетная», «потеря кормильца», «мать-одиночка», «ребенок-инвалид», «снимают квартиру»). Такой список всегда должен быть под рукой, к нему очень часто приходится обращаться в самых разных ситуациях школьной жизни.После составления списка класса и изучения личных дел классный руководитель составляет социальный паспорт класса, формирует список льготных категорий учащихся на бесплатное питание, собирает соответствующие документы.Классный руководитель выдает по списку учебники на новый учебный год и вместе с детьми несет ответственность за их сохранность.Большое значение в подготовке к новому учебному году имеет разработка плана работы с классным коллективом на год. Он составляется с учетом анализа работы класса за предыдущий учебный год и перспектив развития коллектива.Воспитательный план разрабатывается классным руководителем по единой форме, принятой в школе, по основным направлениям:1. Учебно-познавательная деятельность (участие учеников в олимпиадах по предметам, в предметных неделях, в конференциях научно-исследовательских работ).2. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы по определенной тематике, например «Снятие блокады Ленинграда», обсуждение фильма «Брестская крепость»), экскурсии (в Дубосеково, Музей пограничников, на Бородинское поле).3. Оздоровительно-спортивная деятельность (участие в различных спортивных соревнованиях, беседы о здоровом образе жизни, посещение учащимися спортивных секций в школе и вне школы).4. Развитие самоуправления, правовое и духовно-нравственное воспитание (выбор актива класса, выборы представителей класса в школьный ученический совет, классные часы о поведении в школе и вне школы, о правах и обязанностях подростков, индивидуальные беседы о поведении в конкретных ситуациях).5. Экологическое и трудовое воспитание (уборка своего рабочего места, сбор макулатуры, участие в общешкольном субботнике).6. Культурно-эстетическое воспитание (посещение театров, кинотеатров, обсуждение спектаклей и кинофильмов, участие в общешкольных концертах, различные экскурсии, посещение музеев, выставок, выпуск классной газеты, инсценировки, участие в различных творческих конкурсах).7. Работа с родителями (индивидуальные беседы с родителями, встречи с родительской общественностью класса, дни открытых дверей для родителей). 8. Работа с учителями-предметниками (посещение уроков в классе, беседы с учителями-предметниками). 9. Индивидуальная работа с обучающимися группы риска. 10. Индивидуальная работа с детьми-инвалидами.11. Участие в проектах столичного образования для московских школьников.В плане прописаны конкретные названия мероприятий, темы и даты их проведения. Раз в месяц в школе проводится заседание методического объединения классных руководителей, на котором вносятся коррективы, уточнения, дополнения в план на текущий месяц. Здесь же подводятся итоги школьных дел за предыдущий отрезок времени.Очень важной составляющей плана воспитательной работы является система классных часов. В этом хорошим помощником служит определенный алгоритм:1-я неделя месяца – классное собрание (например, «Подготовка к межрайонному фестивалю «Дружбовидение»; формирование команды для участия в городском литературном квесте «Лоцманы книжных морей»; подготовка к празднику «Новый год шагает по планете»); 2-я неделя – ситуационный классный час (например, ситуации: ученик подарил букет цветов однокласснице, а позднее выяснилось, что цветы были сорваны на школьной клумбе); 3-я неделя – тематический классный час (например, «Курение опасно для жизни», «Что такое дружба?»);4-я неделя – подведение итогов за месяц.Толково составленный план воспитательной работы на учебный год – это залог успешной деятельности ученического коллектива в течение всего учебного года. Таким образом, подготовка к процессу воспитания в классе начинается задолго до 1 сентября.Светлана АНТОНОВА, классный руководитель 8-го «А» класса школы №630
Комментарии