search
main
0

Быть или не быть рабочим династиям. Школьники осваивают новый инженерно-промышленный профиль

Город Борисоглебск – второй по величине после областного центра Воронежской области. И хотя жителей в нем гораздо меньше – в Воронеже миллион, а в Борисоглебске всего 63 тысячи, – есть здесь и свои высшие учебные заведения, и техникумы, и даже крупные градообразующие промышленные предприятия. Например, Борисоглебский завод химического машиностроения (ОАО «Химмаш»). О том, кто будет работать здесь завтра, сегодня уже размышляет вместе с коллегами начальник отдела по образованию администрации Борисоглебского городского округа Светлана ЛАСКИНА.

– Закон об образовании, который вступит в силу в сентябре этого года, предусматривает предоставление качественного образования в очень многих аспектах. Это и итоговая оценка знаний учащихся в формате ГИА и ЕГЭ, и качественное медицинское обслуживание, питание, дополнительное образование, занятия спортом, а также возможность сетевого взаимодействия с различными организациями, в том числе и предоставление выбора каждому учащемуся определенного профиля – всего до 40 профилей.Исходя из нового понимания такого комплексного предоставления образовательной услуги, мы совместно с главой района Алексеем Николаевичем Кабаргиным и территориальным отделом развития проанализировали экономическую ситуацию в округе. Сейчас на нашем основном бюджетообразующем предприятии – Борисоглебском заводе химического машиностроения – идет подъем промышленного производства. Примерно та же ситуация и на Грибановском машиностроительном заводе, который расположен в соседнем с нами Грибановском районе. Управляющий ГМЗ Николай Сергеевич Красножен давно высказывал пожелание активнее мотивировать и привлекать выпускников школ для работы на заводе, тем более что сегодня это предприятие активно взаимодействует с технолого-экономическим техникумом, который находится у нас в Борисоглебском районе.Сегодня в школах нашего района развиваются семь профилей: физико-математический, социально-экономический, гуманитарный, естественный и другие. Все они уже многие годы востребованы, а потому известны и традиционны. Мы решили расширить этот список и, учитывая современные запросы, добавили в старших классах инженерно-промышленный профиль. Руководители предприятий и глава района нас в этом активно поддержали.В декабре 2012 года мы провели консультации школьных директоров и руководства заводов при участии директора Борисоглебского индустриального техникума. Здесь готовят специалистов инженерно-промышленного профиля, и, на наш взгляд, это учебное заведение может стать хорошим ресурсным центром, а его специалисты уже готовы проводить познавательные элективные курсы для учащихся 10-11-х классов. Также мы поговорили с родителями и председателями управляющих советов школ. Привлекли к сотрудничеству науку – Воронежский государственный университет инженерных технологий, который имеет договорные отношения с Борисоглебским индустриальным техникумом.Следующим нашим шагом стало создание окружного профориентационного совета, в который вошли представители образовательных учреждений, кадровых служб предприятий, директора техникумов, председатели школьных управляющих советов. Мы составили план работы, ориентированный на повышение интереса школьников к заводским профессиям.Проект «школа – колледж – завод» сейчас уже реализуется в Тамбовской области. Мы съездили туда и ознакомились с опытом коллег. Затем организовали у себя график посещения наших промышленных предприятий школьниками вместе с родителями. Завод предоставил комфортабельные автобусы, организовал своих специалистов, которые разработали презентации профессий и рабочих мест. На предприятия ездили восьмые и девятые классы, по 50 детей от параллели.- Светлана Викторовна, как школьники восприняли эти экскурсии?- С большим интересом. В их возрасте далеко не каждому удается побывать на таких серьезных предприятиях. Следующим шагом стало анкетирование детей: мы спрашивали, где бы они хотели учиться и в дальнейшем работать. В итоге выявили ребят, которые или еще не выбрали себе профиль, или выбрали техническое направление. Для них организовали дополнительные встречи с работниками промышленных предприятий и техникумов. Особое внимание обратили на детей из заводских семейных династий. Завод «Химмаш» – наше легендарное предприятие, и судьбы многих борисоглебцев связаны с ним. Конечно, дети, живущие в семьях, где не только родители, но и бабушка с дедом работали на одном заводе, уже имеют представление о предприятии. Кстати, и школы для нашего сетевого взаимодействия мы подбирали в основном из заводских районов или более расположенные к техническому профилю.- Сколько оказалось таких школ?- Пока мы определились с тремя. Школа №6 сейчас активно развивается, в этом учебном году она стала лауреатом областного конкурса «Школа – лидер в образовании» и получила грант в два миллиона рублей. На эти деньги будут приобретены новое оборудование, компьютеры, и здесь в старших классах мы организуем инженерно-технический профиль и приглашаем сюда ребят из других образовательных учреждений. Уже подано 18 заявлений. Кстати, с шестой школой взаимодействует завод ГМЗ, а индустриальный техникум специально для нового профильного класса разрабатывает программу углубленного изучения черчения, инженерной графики и дополнительно физики и математики.- Но ведь сегодня черчения вообще нет в школьной программе. – Да, это так. Поэтому в инженерно-техническом классе его будут вести преподаватели техникума. Еще одна школа, которую мы включаем в наш проект, – это школа №12 – новостройка, которая сейчас тоже нуждается в укреплении и расширении третьей ступени. Кстати, в числе наших союзников и воронежские вузы. С этого года в округе активно развивается дистанционная система обучения, и на вебинарах мы не раз общались с представителями ВГУ, ВГАСУ. Выяснилось, что одна из проблем, с которой они столкнулись в последние годы, – немотивированные абитуриенты. Вузам тоже хотелось бы брать на учебу студентов, осознанно делающих свой выбор в пользу технических и инженерных специальностей. Воронежский архитектурно-строительный университет сейчас начал сотрудничать с нашей школой №5, и мы здесь создаем предпрофильный класс.Кроме городских школ в нашем округе много сельских, поэтому нашим проектом заинтересовался сельскохозяйственный техникум, который взаимодействует со школой села Танцырей. Но их больше интересует класс сельскохозяйственного профиля, и к этой работе хотели бы присоединиться другие сельские школы. Именно поэтому мы проводим родительское собрание, куда приглашаем детей из сельских школ и представителей сельхозтехникума, провели день открытых дверей для сельских школьников и т. д. – Вы упомянули о дистанционной системе обучения. Она себя оправдывает в работе с сельскими школами?- Конечно. Вообще сейчас нам представилась уникальная возможность перехода школ на новые технологии. Борисоглебск имеет хорошие технические возможности обеспечить дистанционные схемы обучения. В этом году мы впервые взяли 360 человеко-курсов, причем сами школы захотели этого – школа №10 и гимназия №1. Школами-спутниками для них стали Третьяковская средняя школа и Танцырейская средняя школа соответственно.- Почему были выбраны именно эти сельские школы? – Им повезло, в села протянули оптоволокно из соседней Саратовской области – такие у нас преимущества географического расположения района. И это оптоволокно подвели к школам. По потребности мы бы хотели присоединить и другие школы, но пока технически это не получается.Областной Департамент образования предложил нам дистанционное обучение на основе контента «Телешкола». Но наши педагоги посчитали, что просто пользоваться одним этим контентом мало, и стали предлагать различные вариативные формы обучения. Например, школа №10 интегрирует дистанционную форму обучения в образовательный процесс классно-урочной системы. Мы взяли тестирование для подготовки к ЕГЭ и некоторые углубленные предметы. Учителя имеют свои индивидуальные страницы, дают тесты, проверяют, работают с каждым учеником, и это уже индивидуальные маршруты, системно-деятельный подход в образовании. Департамент образования провел обучение наших сетевых педагогов и школ-тьюторов, мы все знания применяем, и это очень помогает нам в работе.Уже есть интересные примеры. Учитель высшей квалификационной категории Ольга Арнольдовна Полякова, биолог школы №10, победитель нацпроекта лучших учителей, ведет научное общество с учащимися своей школы. Увидев интерес детей Третьяковской школы к таким проектам, она стала заниматься и с ними, дети начали готовить научно-исследовательские проекты. И девятиклассница из села Третьяки Наталия Понкратова, которая наблюдает за комнатными растениями и выполняет исследовательскую работу, смогла, находясь в своем селе, участвовать в научной конференции школы №10. Девочку даже пригласили на конференцию в педагогический университет. Вот так ребенок раскрыл свои способности. А мы используем ресурсы лучших учителей города для работы с сельскими школьниками.Также мы применяем дистанционную систему обучения для работы с болеющими детьми и находящимися на индивидуальном обучении. Уже был случай, когда старшеклассник, перед тем как лечь в больницу, подошел к директору школы Ольге Витальевне Митрофановой, которая ведет физику, и попросил ее каждый вторник и четверг учить физику с ним по скайпу. То есть дети становятся мотивированными на учебу, зная, что учитель готов работать с ними в индивидуальном порядке в любое время.В классно-урочной системе мы стали использовать так называемый перевернутый класс. Учитель дает курс из «Телешколы», дети изучают, а потом приходят в класс и работают по группам с опережением приобретаемых знаний. Дистанционно мы проводим внутриокружные научно-методические семинары. Школа №4 и школа №10 организуют заседание методического общества по использованию научной лаборатории «Архимед». В одной школе есть такая лаборатория, в другой пока нет, и они работают совместно, обсуждают, смотрят, как и что можно делать. Также дистанционно мы общаемся со своими коллегами из соседних районов.Мы посчитали дистанционную систему очень перспективной и выступили с инициативой провести на базе нашего района семинар. Приезжали руководители образования всех 32 районов области, наш опыт признан положительным. Кстати, стал заметен еще один момент. Изменились наши учителя, особенно молодые педагоги. Им стало интереснее работать, они хорошо себя проявляют, для них Интернет и дистанционное обучение очень гармоничны. Наша школа №4 даже самостоятельно приобрела планшеты, и учителя используют их на различных предметах. Что же касается малокомплектных школ, мы стараемся их не закрывать. Мы намерены подключить маленькие школы к дистанционному обучению, и если удастся обеспечить это технически, то мы сохраним все маленькие школы. И раз уж мы ведем речь о проектах, не могу не сказать еще об одном нашем интересном проекте, компенсирующем малоподвижный образ жизни, который преобладает сегодня, в том числе и из-за широкого использования компьютерной техники. Этот проект называется «Вместе к победе». В нашем районе он интегрируется с третьим часом физкультуры. В целом эта программа – интегративный курс по физическому развитию детей на основе футбола. Авторы программы Марина Грибачева и Валерий Круглыхин были у нас в Борисоглебске, мы обучили наших преподавателей физкультуры по этой программе. А в селе Чигорак в этом году была построена многофункциональная спортивная площадка по губернаторской программе. И все наши сельские школы, развивающие спортивное направление, сегодня концентрируются вокруг Чигоракской школы. У небольшой сельской школы тоже должна быть своя изюминка, иначе ей трудно выжить.В этом году мы подключили к этому проекту дошкольников Борисоглебского городского округа. В мае пройдет фестиваль футбола среди воспитанников подготовительных групп. Научную и методическую поддержку оказывает Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования города Москвы.Борисоглебск, Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте