search
main
0

Быть или не быть ЕГЭ? Давайте перестанем лицемерить

В последнее время в средствах массовой информации появились многочисленные сообщения о возможной отмене единого государственного экзамена. Среди тех, кто активно выступает за отмену ЕГЭ, – общественные деятели, ученые и депутаты Государственной Думы. Считаем, что подобные призывы являются провокацией, направленной на противодействие модернизации российской системы образования. Нельзя допустить, чтобы в один момент было разрушено то, что создавалось в течение нескольких лет.

Требуя отменить ЕГЭ, фактически нам предлагают вернуться к знакомой по недавнему прошлому нелицеприятной ситуации, когда в приемных комиссиях многих вузов процветала коррупция, а выпускники школ были лишены возможности попробовать свои силы, поступая сразу в несколько вузов в разных городах. Несомненно, ЕГЭ нужно отменить, если мы желаем, чтобы поступление в большинстве случаев вновь было сопряжено с размером кошелька родителей, а дети из регионов, и особенно из сельской местности, больше не могли создавать достойную конкуренцию при приеме в вузы.

Лишившись ЕГЭ, мы вновь заставим выпускников сдавать множество экзаменов, сначала выпускных, а затем вступительных (причем в каждое выбранное учреждение отдельно), на которых потребуется предъявлять совершенно разные знания, значит, не избежать стрессов и перегрузок школьников. Кроме того, кому-то может казаться досадным, что ЕГЭ не позволяет учителям монопольно и порой крайне субъективно оценивать результаты своей работы и уровень подготовки вверенных им выпускников, представляя вместо этого реальную картину состояния российского образования, полученную на основе независимой оценки.

Давайте перестанем лицемерить, ведь до введения единого государственного экзамена учителя занимались «вытягиванием» детей во время выпускных испытаний, вместо того чтобы качественно подготовить учеников за годы обучения. Выдавая аттестаты таким выпускникам, мы обманывали и детей, и родителей, и самих себя. Порой это превращалось в настоящую спекуляцию человеческой ленью, когда все понимали, что успешно сдать экзамены можно, не прилагая особых усилий.

И наконец, отказавшись от единого государственного экзамена, мы будем отрицать очевидное – новые цели развития страны требуют наличия современной системы образования, ориентированной на подготовку качественных специалистов.

Главный аргумент тех, кто в этот, по-настоящему сложный для России период выступает за отмену единого государственного экзамена, заключается в том, что большое число выпускников может не сдать ЕГЭ, а значит, не получив аттестат и возможность продолжить обучение, пополнить и без того растущие ряды безработных. На самом деле прием в учреждения среднего и высшего профессионального образования всегда осуществлялся и продолжает осуществляться на конкурсной основе. Это означает, что те, кто не сдал тот или иной вступительный экзамен, не могут претендовать на поступление вне зависимости от того, в какой форме проходил экзамен. Причиной, по которой абитуриент может не поступить в выбранное им образовательное учреждение, является не ЕГЭ, а недостаточно высокий уровень подготовки по одному из необходимых предметов. Кроме того, для тех, кто не поступил в учреждения высшего профессионального образования, есть возможность продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования (где требуются результаты ЕГЭ только по двум предметам) с последующим поступлением в вуз на бакалавриат по выбранной специальности без сдачи ЕГЭ. Что же касается возможного неполучения выпускниками аттестата, то следует заметить: не сдав один из двух обязательных ЕГЭ (получив баллы ниже установленного минимума), выпускник вправе пересдать его еще раз. Это сводит риск случайной неудачи к минимуму.

Другим сомнительным аргументом противников ЕГЭ является мнимое ущемление прав лиц, получивших аттестат несколько лет назад, которые для поступления в вузы будут вынуждены сдавать ЕГЭ. Однако согласно федеральным законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» прием в учреждения среднего и высшего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе, то есть на основании результатов вступительных испытаний. Для выпускников прошлых лет ЕГЭ является именно вступительным испытанием, а значит, их права никоим образом не нарушаются. Более того, при поступлении на вечернее и заочное отделения абитуриентам данной категории планируется предоставить право сдачи экзаменов, проводимых вузами самостоятельно.

Кроме того, противники ЕГЭ грешат другими фактическими ошибками, свидетельствующими об элементарном незнании нормативных документов, регламентирующих ЕГЭ. Так, например, некоторые из них утверждают, что каждый выпускник школы должен выбрать четыре предмета по ЕГЭ, в то время как на самом деле обязательными являются лишь два экзамена, а остальные сдаются исключительно на добровольной основе и по выбору. Выпускники имеют право выбрать такое количество предметов, которое им необходимо для дальнейшего поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования (три вступительных испытания для поступления в вузы и два – в учреждения среднего профессионального образования).

Вызывает недоумение также утверждение о том, что ЕГЭ подавляет творческие способности выпускников школ. Во-первых, ЕГЭ не сводится только к тестированию, но содержит также творческие задания. Во-вторых, ЕГЭ не является единственной формой вступительных испытаний в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. По специальностям творческой и профессиональной направленности, требующим особых качеств, вузы вправе проводить дополнительные испытания. Число и форма испытаний не ограничены и определяются самим вузом. А победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников поступают в вузы в соответствии с профилем олимпиады без вступительных испытаний.

И уж совсем нелепым выглядит обвинение в том, что контрольно-измерительные материалы ЕГЭ основаны на якобы несуществующих государственных стандартах общего (полного) среднего образования. Всем хорошо известно, что в настоящее время в Российской Федерации действуют стандарты, утвержденные в 2004 году.

Безусловно, единый государственный экзамен является одним из важнейших и наиболее ярких достижений в современном российском образовании. Отмена ЕГЭ в этом году, когда он впервые будет проводиться не в порядке эксперимента, а в штатном режиме, стала бы, несомненно, огромным шагом назад.

Пришло время, когда полемика вокруг ЕГЭ должна быть завершена и необходимо перейти к совершенствованию процедуры и контрольно-измерительных материалов экзамена. Общественности пора активнее включиться в решение проблемы – как повысить качество образования выпускников, которое с помощью ЕГЭ мы можем эффективно измерить.

Наталия ШЕРРИ, министр образования Калининградской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте