search
main
0

Быть и казаться. На сцену… за метапредметными компетенциями

Понятие «театральная педагогика» изначально возникло как система специфических принципов, методов, приемов специального театрального образования. Огромный вклад в развитие театральной педагогики внесли Константин Сергеевич Станиславский, его соратники и ученики Леопольд Антонович Сулержицкий, Евгений Багратионович Вахтангов, Мария Осиповна Кнебель, Петр Михайлович Ершов и многие другие известные театральные педагоги. В узком смысле слова театральная педагогика и по сей день понимается как система профессиональной подготовки театральных актеров и режиссеров. Но есть у термина «театральная педагогика» и другой, гораздо более широкий смысл, который и представляет наибольший интерес для нас.

Сегодня научная педагогическая мысль возвращается к идеям и опыту педагогов-новаторов начала ХХ века: П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и многих других, чей талант, творческий поиск и самоотверженный труд стали причиной того, что в 20-х годах ХХ века «…в Россию, как в педагогическую Мекку, едут теоретики и практики «воспитания нового человека» – как с целью воплощения своих идей, так и для знакомства с небывалым опытом…» (Г.А.Гасымова. «Философско-антропологические идеи воспитания в педагогике А.С.Макаренко – теоретические истоки и влияния», журнал «Общественные науки», №48, 2007 г.). В основе этих идей – единство телесной и духовной культуры личности, достижение которого возможно лишь в процессе практической деятельности. Вспомним, что единство тела и духа, движения и эмоции, воплощенное в действии, лежит и в основе экспериментов К.С.Станиславского и Л.А.Сулержицкого в области театрального образования. Именно в этот период формируются основные положения театральной школы К.С.Станиславского.Корни театральной педагогики – в недрах живой творческой природы человека, его естества. Что же тогда есть ствол могучего древа, называемого театральной педагогикой? Процесс творческого познания мира, себя в этом мире, своей роли и места. Творческого, потому что живой, развивающийся мир можно познавать только путем творческого взаимодействия с ним и взаимного преобразования – развития. А крона – это причудливое переплетение веток, веточек, листьев, соцветий, иначе говоря, многообразие форм и методов, методик, технологий и приемов, применяемых в ходе процесса познания мира. И мы не говорим об одной лишь театральной работе с детьми, как это может показаться на первый взгляд. Конечно, театральная работа кажется наиболее близкой профессиональному театральному образованию. Поэтому начинающие театральные педагоги, особенно из числа невостребованных актеров и актрис, часто пытаются перенести в нее опыт театрального образования в чистом виде. И это, как правило, обречено на провал. Дело в том, что театральная педагогика в профессиональном образовании и в массовой работе с детьми имеет ряд существенных отличий. Театральная работа с детьми неоднородна. Она насчитывает множество более или менее крупных или значимых направлений работы.Не меньшее значение имеет другая ветвь театральной педагогики, та, которая связана с формированием образовательной среды. Это очень широкое направление, которое включает также множество более частных ответвлений.Спор о пользе-вреде театра, где играют дети, о приоритетах художественных или педагогических целей в детском творчестве ведется в России еще с середины XIX века. Начался он со статьи всемирно известного хирурга и одновременно попечителя Одесского учебного округа Николая Ивановича Пирогова «Быть и казаться», опубликованной в 1858 году. Предупреждая учителей и родителей об опасности публичных выступлений для юной неокрепшей души, он признавал, однако, педагогическую пользу театральных постановок для детей. Признавал педагогическую пользу домашних и школьных постановок и А.Н.Островский. Гимназические спектакли на мертвых языках, писал он, даются «не для развития в юных артистах актерских способностей», так как в таких постановках «сценическое искусство не цель, а средство, и цель педагогическая: классические языки, классическая литература».Отсюда выросло и по сей день развивается целое направление, включающее такие ветви, как художественно-педагогическая драматургия урока Л.М.Предтеченской, система открытого педагогического действия В.А.Ильева, система педагогической режиссуры Е.Кожары и многие другие. Все они так или иначе направлены на внедрение театральных методов и приемов, принципов построения спектакля в ткань образовательной деятельности, в структуру урока. Среди этих инновационных методик одна из наиболее научно обоснованных, практически выверенных и распространенных на сегодняшний день – «Социоигровой стиль».Это направление выросло на богатом научном наследии одного из крупнейших теоретиков театра, ученика К.С.Станиславского Петра Михайловича Ершова. Его дочь, кандидат педагогических наук Александра Петровна Ершова, в соавторстве с психологом-исследователем Е.Е.Шулешко и доктором педагогических наук В.М.Букатовым развила идеи П.М.Ершова в области театральной педагогики для применения их в сфере общего образования. Авторский коллектив опубликовал ряд книг, посвященных новым направлениям в педагогике, основанным на приемах технологии актерского мастерства и режиссуры. Эти публикации стали результатом масштабной научно-исследовательской экспериментальной работы во многих школах страны, как городских, так и сельских. В 70-х годах в рамках экспериментальной работы в сотрудничестве с педагогом-новатором Л.К.Филякиной возникло новое направление в педагогике, названное «методы театральной педагогики на уроках в начальной школе». Вместо привычного поля общения учитель – ученики возникает многовариантное поле: ученик – ученик, ученик – группа учеников, группа учеников – группа учеников, а учитель становится организатором этого процесса. Методики и упражнения, применяющиеся в театральной практике для активизации и развития внимания, воображения, общения будущих актеров, в адаптированном виде оказались приемлемыми для повышения эффективности учебного процесса и формирования у учащихся начальной школы коммуникативных компетенций.А уже в 80-х годах лаборатория театра Института художественного образования РАО, в рамках которой проводилось научное исследование, стала сотрудничать с международной всемирной ассоциацией «Драма ин эдьюкейшен» («Dram Aducation»). В результате родился русский вариант драмопедагогики, который в настоящее время широко известен как «социоигровой стиль обучения».Было заявлено, что игры на уроке – «…это не отдельные «вставные номера», это не разминка, отдых или полезный досуг, это стиль работы учителя и детей, смысл которого не столько облегчить детям саму работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее» (из книги П.М.Ершова, А.П.Ершова, В.М.Букатова «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя»).Систематическое использование социоигрового стиля в образовательном процессе позволяет создавать среду для эффективного формирования предметных и метапредметных компетенций. Имеются в виду межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).Не меньшее богатство таит в себе направление «Режиссура и педагогика корня», получившее мощное развитие в начале ХХI века и основанное на изучении Сергеем Вячеславовичем Клубковым наследия К.С.Станиславского и П.М.Ершова. Эта ветвь опирается непосредственно на опыт работы последней студии К.С.Станиславского и уникальный метод физических действий. Основной принцип обучения – «я действую в предлагаемых обстоятельствах». Метод физических действий, по точному определению С.В.Клубкова, «является не столько методом создания спектакля, сколько целой культурой, вбирающей в себя теорию, педагогику, этику, технологию актерского и режиссерского искусства, принципы построения театра. Это целая школа, целое направление в театральном искусстве».Константин Сергеевич искал способ разбудить в актере живое и побудить это живое личностно неповторимо действовать, вступая в коммуникацию со знаками, формами и смыслами, но не подменяя ими природы живого.Основная мысль методики С.В.Клубкова: только от живого корня, таящегося в самой личности ученика или актера, учителя или режиссера, пойдут живые ростки. Три кита живого театра и живой педагогики: внимание к живому в себе, внимание к живому в партнере и самоактуализация, реализация живого желания.Один из основополагающих принципов методики – принцип целостности, присущий всему живому. По этому принципу построен психофизический тренинг, содержанием которого являются элементы системы К.С.Станиславского: внимание, воображение, общение, мышечная свобода, эмоциональная память.Из принципа целостности логично вытекает принцип «зерна», т. е. в самом первом и простом упражнении, как в зерне, заложена вся система, все ее элементы и законы, а дальнейшие упражнения есть развитие их. Таким образом, тренинг есть изучение живой целостной системы в развитии. От простого, но целостного живого – к сложному целостному живому. И развитие это бесконечно. Перенос этого принципа на образовательную систему позволит решить проблему мозаичности картины мира, складывающейся у ребенка в процессе обучения. Можно предположить, что это позволит изменить и отношение детей к обучению, усилить мотивацию.Путь формирования творческого подхода имеет особую природу. Это путь творческого поиска, путь открытий, поэтому очень важно, чтобы он начинался в той области, где нет критериев оценки, где ничто не ограничивает свободу фантазии, свободу творчества. Ограничения этой свободы должны появляться постепенно, как предлагаемые обстоятельства, как проблемы, которые надо разрешить, как трудности, которые надо преодолеть, а не как запреты. Тогда знания, умения и навыки приходят как результат собственного открытия, а не как готовая, кем-то определенная данность. Таким образом, можно утверждать, что применение методов театральной педагогики позволяет решать задачи достижения предметных результатов не только в области театрального профиля, где формируются специфические профессиональные компетентности, но и в любой другой предметной области общего или дополнительного образования добиваться гарантированных результатов.​Елена КОСИНЕЦ, методист и старший преподаватель кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования, преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актера Московского государственного университета культуры и искусств

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте