В Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена успешно стартовал первый полуфинал студенческого трека конкурса «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей».
С молодежью всегда легко. А со студенческой молодежью вдвойне легко. Она внимательна, отзывчива и способна заразить неуемным желанием творчества любого, кто имеет удовольствие с ней общаться. В полной мере ощутить это можно было в стенах Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Здесь стартовал окружной полуфинал Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Студенты» президентской платформы «Россия – страна возможностей».
В старейший педагогический вуз страны, которому в этом году исполнится 225 лет, приехали 86 студентов, показавших лучшие результаты на этапе дистанционного тестирования. Санкт-Петербург представили 78 конкурсантов, Вологодскую область – 6 студентов, Калининградскую и Мурманскую области – по 1 человеку.
Нужно заметить, что ребятам пришлось пройти серьезнейший отбор. Как сказал заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков, на одно конкурсное место претендовали 33 участника! Антон Сериков похвалил студентов за смелость, добавив, что к конкурсным условиям готовы не все – кому-то не нравится, когда его оценивают, но те ребята, в ком силен азарт поиска и открытий, получат бесценный опыт.
Председателя Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Андрея Максимова порадовало то, что в рамках конкурса удалось объединить студентов не только педагогических вузов, но и экономических, гуманитарных и технических учебных заведений. Это та квинтэссенция, которая позволит сформировать будущее одухотворенное, интеллигентное поколение.
Примечательно, что в этом году в конкурсе «Флагманы образования. Студенты» впервые приняли участие ребята из системы СПО, и как уточнил первый заместитель председателя Комитета по образованию Сергей Тимофеев, это каждый четвертый участник полуфинала. По мнению представителя профильного ведомства, это лучший старт для дальнейшей карьеры. А то, что таких специалистов очень ждут в образовательных организациях, – факт неоспоримый.
Практически все официальные лица, приветствовавшие молодых конкурсантов, подчеркнули, что от педагогов сегодня зависит все: каким они воспитают поколение, такое будущее и ждет страну. А ректор РГПУ имени А.И.Герцена Сергей Тарасов заметил, что конкурс позволяет каждому из участников стать капитаном своего жизненного корабля, управлять им и совершать те положительные изменения, которые отразятся на качестве жизни не только самого человека, но и его ближайшего круга, и общества в целом.
Кстати сказать, само название конкурса «Флагманы образования» подразумевает лидерство, профессиональное и личностное, и с тем, что оно может и должно быть присуще педагогу, согласны сами ребята. Например, участник конкурса – студент санкт-петербургского педагогического колледжа №4 Павел Ахапкин – определил, что флагманом можно назвать человека, ведущего за собой команду к определенной цели. Этот круг людей может быть небольшим, можно же быть флагманом небольшого корабля. А можно, будучи лучшим учителем страны, вести за собой целую флотилию. Себя Павел Ахапкин оценивает пока как участника на маленькой лодочке, но готового повести за собой детей, а в будущем, возможно, студентов. Главной целью конкурсант из Петербурга определил воспитание поколения, для которого мама, семья, Родина будут смыслообразующими понятиями.
– Я понимаю, что быть флагманом – это ответственность, но нелепо бояться ответственности, работая с детьми, – считает Павел Ахапкин. – Если ты определил цель и хочешь к ней идти, то отвечаешь за эти распахнутые глаза, которыми на тебя смотрят малыши на уроке. Я уже был на практике и знаю, с каким доверием тебе внимают дети. Буквально в рот заглядывают! Поэтому приходит четкое понимание того, что, какой фундамент ты сейчас заложишь, такое здание жизни у ребенка и выстроится. Мне важно, чтобы в этом здании царили добро, свет и мир.
На очном полуфинале участникам предстояло пройти «Кейс-турнир», «Деловую игру» и «Проектный спринт: Школа будущего». По словам руководителя отдела реализации проектов в сфере образования АНО «Россия – страна возможностей» Андрея Богданцева, испытания у ребят были довольно сложные, поскольку для их решения необходимо было обладать знаниями в области психологии, педагогики. Кроме того, поставленные практические задачи требовали быстрой и грамотной реакции, например, опираясь на опыт и знания, спроектировать и подготовить внеклассное мероприятие, которое будет интересно школьникам. И радует, что многие из студентов подтвердили неслучайность своего отбора на очный полуфинал.
Кроме того, как отметил Андрей Богданцев, ребята показали неплохой навык работы в команде. В будущем кому-то из них предстоит прийти в школу и стать частью коллектива, и те конкурсанты, кто стал победителем полуфинала, продемонстрировали, что способны не только влиться, но сформировать и даже возглавить команду. Это хороший задел на будущее, когда из сегодняшних студентов могут вырасти как директора образовательных организаций, так и руководители отрасли в регионах.
Для самих участников конкурса три дня полуфинала оказались очень насыщенными, и, конечно, почти у каждого студента открылись глаза в отношении самого себя. К примеру, студент 4-го курса НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Виктор Иванов признался, что выяснил: далеко не всегда бывает прав. Поскольку в рамках полуфинала было много командной работы, то он научился слышать слова партнеров, осмысливать их и благодаря этому видеть иные пути решения вопросов и задач. Также Виктору Иванову были интересны дискуссионные моменты, предложенные в качестве проектных тем. Скажем, как будет выглядеть урок через 10 лет. Ответ на этот вопрос найти сложно, но, по мнению конкурсанта, наверняка урок будущего будет метапредметным и практико-ориентированным.
Быть участником команды понравилось и студентке 3-го курса РГПУ имени А.И.Герцена Веронике Валивахиной. Девушка еще раз убедилась в том, что педагогика и образовательный процесс всегда связаны с командной работой. Проектные и деловые игры, кейсы, которые предлагались участникам полуфинала, показывали, как все участники образовательных отношений взаимосвязаны. От поддержки родителей зависят действия учеников, а классный руководитель взаимодействует не только с родительским сообществом, но и с педагогами дополнительного образования, с администрацией школы. Только в связке можно решить глобальные вопросы, только совместная работа будет эффективной, считает Вероника Валивахина и признается, что этап, связанный с командообразованием, был для нее самым сложным испытанием.
-Когда ты один, то несешь ответственность только за себя, понимаешь, насколько ты выложился, чего тебе не хватило, а в команде нужно уметь распределять зоны ответственности, избегать столкновения позиций, быть мудрее, где-то уступить, а где-то, наоборот, стать инициатором, – говорит Вероника Валивахина. – Но главная ценность конкурса для меня – это единение людей. Ведь все три дня с нами работали организаторы, волонтеры, эксперты. Это большая дружная команда, которая поддерживала, направляла, ободряла. Для меня этот опыт уникален.
По итогам трехдневного испытательного марафона были определены финалисты Всероссийского конкурса «Флагманы образования. Студенты» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Ими стали 17 участников, 6 из которых – студенты учреждений системы СПО, а 11 – студенты высших учебных заведений. Тем, кто не вышел в финал, Андрей Богданцев пожелал не унывать, не останавливаться и активно включаться в конкурсное движение, поскольку это дает заряд для постоянного профессионального и личностного развития.
Следует заметить, что всех участников конкурса ждет постпроектное сопровождение. Из числа победителей, финалистов и полуфиналистов будет сформировано сообщество, члены которого получат возможность поработать с наставниками из числа призеров и экспертов конкурса «Флагманы образования. Школа» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Лауреаты проекта также смогут бесплатно отправиться в туристические поездки по России в рамках проекта «Больше, чем путешествие».
А призеров конкурса ждут образовательные программы и стажировки во всероссийских детских центрах «Смена» и «Океан», а также подарки от партнеров соревнований.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург, фото автора
Справка
В конкурсе «Флагманы образования. Студенты», реализующемся при поддержке Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ и Федерального агентства по делам молодежи, принимают участие обучающиеся профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования. Среди конкурсантов студенты бакалавриата и специалитета не младше 2-го курса, магистранты и аспиранты очной, очно-заочной и заочной форм обучения, а также обучающиеся по педагогическим специальностям в организациях СПО.
По итогам дистанционного этапа определены 838 полуфиналистов из 173 вузов, в том числе из 33 педагогических, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации. Полуфиналисты примут участие в очных полуфиналах во всех федеральных округах РФ. Мероприятия пройдут на базе образовательных организаций, находящихся как в ведении Минпросвещения России, так и в ведении Минобрнауки России.
Комментарии