Когда коллеги спросили: «Что, действительно планируешь стать депутатом Государственной Думы?», я ответил так: «Не хочу заглядывать в будущее, все покажет голосование…» «Да ладно, – услышал я в ответ. – Там все схвачено и распределено заранее».
После встреч с выборщиками (а у каждого кандидата их было по 5) с уверенностью могу сказать, что я, директор школы, нахожусь в абсолютно равных условиях с другими кандидатами, могу высказать свою гражданскую позицию по поводу событий, которые происходят в стране, обществе, в различных сферах человеческой деятельности. Главное – я услышан, а мои разумные предложения будут учтены при формировании программы Общероссийского народного фронта. Вы спросите, в чем эта уверенность? Она основана на том, что сегодня вместе со мной от Москвы в праймеризе участвовали представители городских поликлиник, молодежных организаций, спортсмены, артисты, телеведущие – одним словом, люди разных слоев населения нашего города. Моя основная цель как кандидата заключалась не в том, чтобы набрать высокий рейтинг по результатам голосования, а быть услышанным и понятым людьми, которые в декабре придут на избирательные участки. Программа московского правительства «Город, удобный для жизни», как нельзя кстати, уже сегодня реализует многочисленные проекты, реализуемые в интересах москвичей. Мне, как представителю системы образования, понятно, что в рамках программы делается и будет сделано для образования Москвы. Впервые за всю историю образования города Правительство Москвы дополнительно выделило уже в этом году 15 млрд рублей на реализацию пилотных проектов, связанных с переходом на новую финансовую систему образовательных учреждений города, а ведь сегодня это 259 школ, завтра этих школ будет значительно больше, нет сомнения в том, что Правительство Москвы найдет финансовые средства для всех.Сегодня для всех школ города создаются равные финансовые условия независимо от вида учреждения. Они будут определены через единый норматив финансирования, закрепленный за каждым учеником. Одновременно с этим мы получаем прозрачность финансовой деятельности, где каждый родитель, учитель, любой гражданин, заинтересованный в повышении качества образования, сможет знать, сколько денег выделяется, как они расходуются, вносить свои предложения по рациональному использованию выделенных средств. Это и есть государственно-общественная форма управления. Означает ли это, что возможно создание гражданского общества в отдельно взятом учебном учреждении? Думаю, нет. А вот стать частью большого, адаптированного к современной жизни гражданского общества – да! Важно отметить, что не только прозрачность, но и самостоятельность распределения финансовых средств путем создания финансово-хозяйственного плана учреждения формируется через участие управляющего совета. Вся эта деятельность должна находить свое отражение на сайтах учреждений, где уже сегодня вы можете найти информацию обо всех видах деятельности школы. Примером прозрачности, открытости использования в своей деятельности современного интернет-ресурса для нас сегодня стали и московский Департамент образования, и окружные управления образования, на сайтах которых вы можете получить исчерпывающую и достоверную информацию о развитии образования. Важно понять, что стратегия развития образовательных учреждений города определена Правительством Москвы и МДО, а тактика – удел уже самой школы. Вот здесь главное – умение правильно, грамотно, своевременно использовать тот финансовый ресурс, который нам будет предоставлен в виде субсидий на выполнение государственного задания. А это уже дело управляющего совета школы, директора и его коллег, чтобы, не нарушая законы, распределить денежные потоки. Вы возразите мне: раньше было проще – что было положено, то и получите, а сегодня ломай голову, как создать такой финансовый механизм, который, с одной стороны, будет объективным п по отношению к учителям, а с другой – справедлив к оценке их деятельности. Но ведь только через этот механизм, уходя от абсолютных цифр и приходя к показателям динамики результатов обучения, «приращения» каждого ученика, можно влиять на качество обученности, в этом и состоит главная задача образовательного учреждения. Готовы ли мы и как учителя, и как граждане к такой открытости нашей деятельности и ее оценке? Встречи с москвичами показали, что, несмотря на большой поток информации о школьной реформе в СМИ, многие не до конца понимают ее цели и задачи, зачастую пользуясь слухами и непрофессиональными оценками. Возможно, в этом есть отчасти и наша вина. Что греха таить, ведь зачастую рядовой учитель в правовом отношении бывает беспомощным, не может объективно оценить свою деятельность, а если речь заходит об общественной оценке деятельности, то это создает панику. Для перестройки сознания учителя, понимания того, что образование как отрасль тоже перешло в рыночные отношения, должно пройти время. Ведь сегодня даже новые термины – «государственное задание», «образовательная услуга» – вызывают неоднозначную реакцию. Только в конструктивном диалоге между учителем, руководителем школы, родителями, учащимися, представителями общественности может появиться действительно объективная оценка деятельности школы. Такая работа станет для всех нас школой жизни, школой гражданской ответственности. Игорь КОНОНОВ, директор школы №1190, отличник народного просвещения, депутат муниципального собрания внутригородского муниципального образования района Митино
Комментарии