В эти апрельские-майские дни 2024 года мы отмечаем юбилеи многих выдающихся русских писателей. Все они были участниками Великой Отечественной войны, фронтовиками. Они оставили свой бесценный след в нашей истории – подарили свое творчество, произведения о войне, о подвигах наших соотечественников, которые совершались на полях сражения в тяжелейшие для страны военные годы.
Мой отец 27 апреля 2024 года отметил бы свой девяносто восьмой день рождения. Он на два года младше наших писателей-фронтовиков, ветеранов войны. И поэтому памяти об отце, о тех писателях, которые оставили нам замечательные художественные произведения, посвящаю свой небольшой рассказ.
2024 год был объявлен Годом лейтенантской прозы, что связано со 100‑летним юбилеем писателей, вернувшихся с войны лейтенантами. 15 марта 2024 года мы отметили вековой юбилей писателя Юрия Бондарева, а 1 мая исполнилось сто лет со дня рождения Виктора Астафьева, 9 мая – поэта Булаты Окуджавы, 10 мая – поэтессы Юлии Друниной, 21 мая – писателя Бориса Васильева. 19 июня 2024 года 100‑летие у Василя Быкова, 3 июля – у Владимира Богомолова, 6 декабря – у Николая Старшинова. Все они родились в одно время и стали представителями того поколения, которое встретило войну сразу после школы. Выдающиеся авторы произведений о войне, о подвиге наших солдат сами прошли фронт, именно поэтому их книги как живое свидетельство тех далеких и страшных военных лет так дороги нам и, несомненно, останутся таковыми для читателей будущих поколений.
Юбилеи – значимый повод не только снова выразить нашу благодарность замечательным писателям, поэтам, фронтовикам, но и заново прочитать их произведения, посмотреть на них с позиции сегодняшнего времени. Да, читать и возвращаться к ним нужно каждому из нас, тем более молодому поколению, особенно для того, чтобы досконально узнать, как они воевали, как попадали в плен, как видели пот и кровь войны на своих гимнастерках. Выжив, они совершили еще один подвиг – творческий, литературный, оставив нам свое неповторимое правдивое слово. Рассказывая каждый раз о своем участии в Великой Отечественной войне, они писали горькую окопную правду. Большинство из произведений вышло в свет в шестидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Повести и романы писателей-фронтовиков, участников Великой Отечественной войны, стали живой летописью войны, нашим национальным достоянием.
Одним из первых произведений лейтенантской прозы считается появившаяся после войны повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», которую другой выдающийся писатель Даниил Гранин охарактеризовал так: «Безупречная правда!» А поэт-фронтовик Юрий Слуцкий считал, что «повесть В.Некрасова обогнала свою литературную эпоху, во многом предваряя наше время». Сила книги Виктора Некрасова в самом деле заключается в ее невероятной правдивости, в ней раскрывается подвиг советских солдат, показана суровая действительность войны. В основу повести Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» легли реальные события на Днепровском плацдарме при освобождении Киева. Поэтому знать эти истории необходимо, как и правду о войне, запечатленную в книгах Бориса Васильева. В своей повести «В списках не значился» писатель рассказал о последнем защитнике Брестской крепости, а пронзительную, удивительную повесть «А зори здесь тихие…» он посвятил подвигу молодых девушек-бойцов, которые защищали нашу Родину. Мы обязаны помнить о них и рассказывать друг другу об этом, возвращаться к фильмам, повествующим о войне, ужасах и зле, которые она несет, об испытаниях, выпавших на долю наших отцов и матерей, всех, кого коснулись эти боль и трагедия. Нужно вместе с учениками смотреть и обсуждать такие талантливые киноленты, как «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Блокада», «Брестская крепость», «В бой идут одни «старики», «Белорусский вокзал» и многие другие. Среди них военная драма и первый полнометражный фильм Андрея Тарковского, снятый в 1962 году по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван». Он о мальчике, который, потеряв родителей, стал разведчиком в тылу врага. В фильме, который принес выдающемуся режиссеру мировую славу (он был удостоен «Золотого льва» 23‑го Международного кинофестиваля в Венеции), передана вся противоестественность войны. Тему детства, по словам самого Тарковского, он выбрал потому, что она «больше всего контрастирует с войной».
Юлия Друнина начала пробовать перо в начале второго десятка жизни. В конце 1930‑х годов ее стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели» на одном из литературных конкурсов было признано лучшим. Его публиковали в «Учительской газете».
Осенью 1941 будущая поэтесса записалась в добровольную санитарную дружину и отправилась на фронт в качестве санинструктора. Тогда она написала множество небольших, но очень эмоциональных стихотворений о войне. Одно из них, пожалуй, самое известное – «Я только раз видала рукопашный», особенно трогает душу и передает ее чувства о войне.
Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И сотни раз – во сне…
Кто говорит, что на войне
не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
«…О войне писать трудно… Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям и не знать ее никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье и сон… Трудно писать о войне, хотя во мне «моя война» идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое» – эти слова принадлежат Виктору Петровичу Астафьеву, которому 1 мая исполнилось 100 лет. Известный сибирский писатель, классик российской прозы много написал о войне. В современной пасторали «Пастух и пастушка», в романе «Прокляты и убиты», который Виктор Астафьев опубликовал спустя сорок лет после окончания Великой Отечественной войны, в повестях «Веселый солдат», «Звездопад», в рассказах «Сибиряк», «Ясным ли днем», «Пир после победы», «Жизнь прожить» и в других своих произведениях он передавал читателю взгляд простого рядового на ужасы войны, солдатскую окопную правду, о которых знал не понаслышке. Осенью 1942‑гго он ушел на фронт добровольцем, участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен. Одно из первых произведений писателя о событиях войны – повесть «Где-то гремит война» – включено в автобиографический цикл произведений «Последний поклон».
Еще один юбиляр – Булат Окуджава – оказался на фронте 18‑летним юношей, воевал на Кавказе в течение двух месяцев, был ранен во время боев под Моздоком, а после выздоровления еще два года служил на границе с Турцией. Фронт его сильно впечатлил, и его первые стихи были именно о войне. Эта тема не отпускала его никогда, он писал песни о войне и сам исполнял их со сцены. Его поэзия отображала реальность войны, ее жестокость и бесчеловечность.
Стихотворение «До свидания, мальчики» Окуджава посвятил молодым людям, которые не вернулись с войны:
…Наши мальчики головы
подняли –
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад…
Можно ли без слез и волнения слушать и такие его песни, как «Здесь птицы не поют…», «А мы с тобой, брат, из пехоты…», «Песенка о солдатских сапогах» и многие другие?..
Следует заметить, что лейтенантская проза сделала картину войны всеохватной. Передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945 года… Возникшая через десять лет после окончания войны окопная правда тех, кто прошел войну, предупреждает, что война бесчеловечна, она никогда не должна повториться. Лейтенантская проза дает возможность молодому поколению ознакомиться с историей нашей страны не по страницам школьных учебников, а на основе художественных произведений, которые очень ярко, самобытно, жестко и вдохновенно передают суровую реальность того времени. Я считаю, что каждый школьник, каждый молодой человек должен вдумчиво и неторопливо прочитать эти произведения, сделать выводы, извлечь важные уроки нравственности, человечности, осознать незыблемость вечных жизненных ценностей, запомнить заветы наших фронтовиков. Например, такой, который всем нам оставил Булат Шалвович Окуджава:
Совесть, Благородство
и Достоинство –
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь
победителем,
но зато умрешь, как человек.
Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, учитель истории, директор гимназии №166 Центрального района Санкт-Петербурга, заслуженный учитель России, лауреат Премии Президента РФ в области образования, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2003
От редакции
Призыв поэта быть человеком и в любых испытаниях оставаться им обращен к нам сегодняшним, живущим здесь и сейчас. «Не забывайте об этом. Помните. Читайте. Прикасайтесь сами и приобщайте своих детей к великому творчеству наших великих русских писателей и поэтов!» С этими словами Игорь Карачевцев обратился к своим гимназистам, к гостям устного журнала, который традиционно проходит в гимназии №166 города Санкт-Петербурга по разным темам. В этот раз он был посвящен Дню Победы и 100-летию писателей-фронтовиков, о которых Игорь Альбертович так тепло и сердечно написал эту статью для нашего издания.
Комментарии