search
main
0

Быть, а не казаться! Педагогический дебют Сургутского государственного института

“Сургут” в переводе с хантыйского означает “рыбное место”. Правда, существует и другая трактовка этого слова – “рыбы нет, но щука есть”. Если учитывать активную жизненную позицию щуки, можно предположить, что люди здесь преисполнены инициативы и стремятся к лидерству и победе во всем. Ведь иначе и нельзя – в суровом северном климате могут выжить лишь самые энергичные, способные и умелые.
Приблизительно так думал я, впервые отправляясь в этот город на конкурс “Педагогический дебют”, организованный Сургутским государственным педагогическим институтом. Признаться, за всю свою разумную жизнь так далеко на восток я еще ни разу не забирался (хотя в паспорте в графе “место рождения” указано “Киселевск, Кемеровская область”). Поэтому было крайне интересно: что же такого необычного в плане организации педагогических конкурсов может преподнести город газовиков и нефтяников, стоящий на болотах среди буровых вышек, город белых ночей и полярного сияния? Ведь если судить по названию мероприятия, то нечто подобное вроде как уже существует в рамках Всероссийского конкурса “Учитель года” – отдельные регионы несколько лет подряд привлекают к нему не только учителей школ, преподавателей ПТУ, техникумов, воспитателей дошкольных и внешкольных учреждений, но и студентов-пятикурсников педагогических вузов. Для последних существует специальная номинация, которая так и называется: “Педагогический дебют”. А здесь, надо понимать, все отдано именно студентам? Оправдано ли это с позиций так называемого единого конкурсного пространства?
Эти и многие другие вопросы и предстояло выяснить…

Электроны очень маленькие – вот такусенькие…

“Актировка” – слово неприятное
После теплой (как я потом уже понял) влажно-слякотной Москвы, которая никак не могла решиться, что лучше – “плюс ноль” или “минус ноль”, Сургут встретил меня неожиданно сурово – крепким 22-градусным морозом и ветром. Контраст ощущался тем более сильно, ведь смена климата произошла всего за каких-то 3 часа перелета. Интересно, неужели здесь все время так? Оказалось – нет. На следующий день стало холоднее еще на 10 градусов. Тут и прозвучало загадочное для меня и такое привычное для местных жителей слово “актировка”, которое означает отмену занятий в связи с резким понижением температуры. Мороз ниже -24, и начальные классы в школу не идут. Выпускные же, как наиболее морозоустойчивые, могут потерпеть и до -34.
Работать в таких условиях обычному учителю представляется крайне трудным. В самом деле, как можно пройти учебную программу, если то и дело погода вставляет палки в колеса?
Но сургутяне уже давно к этому привыкли. Может, сказывается влияние естественного отбора? Пожалуй, не только. К зиме тут умеют готовиться загодя. Я поинтересовался, бывают ли здесь случаи, когда система тепло-, энерго- и водоснабжения выходит из строя. Никто не мог вспомнить, когда это случалось последний раз. Можно было бы сказать, что это естественно, ведь странно было бы видеть замерзающим город, стоящий на месторождении нефти и газа. Однако разве мало случаев, когда, к примеру, угледобывающий регион страдает от нехватки топлива, а в городах, жители которых обслуживают ГЭС и АЭС, нередки отключения электроэнергии в домах и на предприятиях? Пожалуй, дело здесь в том, как город распределяет полученную прибыль. В этом смысле сургутянам повезло. И холод грозит им, пожалуй, лишь на улице.

“А это, ребята, график неоднородности нашего урока”

Хозяин-барин
Как оказалось, конкурс “Педагогический дебют” проводится здесь уже второй год. В прошлый раз было решено опробовать славное начинание в Сургутском пединституте, которому сам Бог велел быть стартовой площадкой всевозможных передовых экспериментов подобного рода. Почему? Ведь это относительно молодой и довольно-таки небольшой (всего лишь около 1200 студентов) вуз, который только пару лет назад получил государственную аккредитацию. “Да потому, – сказали мне в местном Департаменте образования, – что где еще встретишь более прогрессивную администрацию, таких инициативных преподавателей и легких на подъем студентов?”
Действительно, любое дело начинается с руководства и заканчивается исполнителями. Чем же в этом смысле уникален Сургутский государственный педагогический институт? C этим вопросом я обратился “к первоисточнику” – ректору СурГПИ, заслуженному учителю Российской Федерации, доктору педагогических наук Надежде КОНОПЛИНОЙ.
– Мы смело можем сказать, что наша уникальность – это наша семья, наш единый коллектив. Не смотрите, что у нас всего чуть больше тысячи студентов. Я, наоборот, считаю, что чем меньше коллектив, тем лучше взаимоотношения в нем, тем ближе люди друг к другу.
…Как все начиналось? В 1986 году мне, тогда еще директору школы, предложили возглавить только что открывшееся педагогическое училище. В то время я не могла отказаться от такого предложения – все-таки партия сказала! Однако выдвинула единственную просьбу – помочь с переводом тех педагогов, кого возьму к себе. Мне уже тогда на собственном опыте было ясно, что кадры ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РЕШАЮТ ВСЕ. От того, с кем предстоит работать бок о бок, зависит успех любых начинаний в будущем. Поэтому начала подбирать себе коллектив из учителей Сургутского района. И ставку делала именно на инициативную молодежь. Потому что именно она способна созидать!
– Говорят, вас тогда представили к премии комсомола за работу с молодежью.
– Да, это так. И, между прочим, комсомольский принцип “Быть, а не казаться!” остался для всех нас главным. Дальше – классическая закономерность: коль скоро коллектив молодой, необходимо “учиться, учиться и еще раз учиться!” То есть остепеняться, растить собственные научные кадры. Поэтому только за первый год работы в аспирантуры Тюмени, Москвы, Свердловска поступили 24 человека! Разумеется, имея такую преподавательскую базу, мы в 1992-м совершенно естественным образом вышли на новую ступень развития – педагогический колледж.
– А там уж недалеко было и до получения статуса института!
– Совершенно верно! Недаром же древние римляне говорили: “Если не идешь вперед – идешь назад”. Всегда нужно стремиться к совершенству, поднимать планку. К примеру, на сегодняшний день среди наших преподавателей 53 человека получили кандидатские и докторские степени именно здесь, в СурГПИ. Конечно, можно было бы пойти по другому пути – привлечь преподавательские кадры со степенями откуда-нибудь со стороны. Но, согласитесь, человеку “извне” всегда гораздо труднее гармонично влиться в коллектив, чем тому, кто в нем вырос. Потому что для последних слово “патриотизм” – вовсе не пустой звук. Ради своей alma mater они готовы трудиться с полной отдачей, лишь бы поддержать честь вуза. И это же отношение к общему делу передают нашим студентам.
– Это, как я понимаю, проявляется в отношении к конкурсу “Педагогический дебют”?
– Конечно! Вы бы только посмотрели, как к нему готовятся сами преподаватели, участники и их однокурсники! А лучше всего – спросите их сами…

Мы пока еще только птенцы. Но обязательно станем пеликанами!

“Что я оставлю детям?”
Чтобы убедиться в этом, далеко ходить не пришлось. Как подтвердил участник конкурса прошлого года Виталий КИДЕНКО, который работает теперь учителем истории (а сюда пришел поболеть за своих знакомых), готовиться ему помогал весь факультет, включая самого декана. Касалось ли это конкурсного урока, выступления на сцене или поддержки зала – все, кто творческими идеями, кто научно-методическими рекомендациями, а кто просто руками, стремились сделать так, чтобы Виталий почувствовал себя уверенно.
– Но скажите, – задал я резонный вопрос, – ведь если урок студенту помогают готовить преподаватели-методисты и заведующие кафедрами, то, может быть, этот конкурс – прежде всего соревнование “тренеров”, а не “спортсменов”?
– Конечно, как и в любом другом состязании, победа ученика – это несомненная заслуга его учителя. Однако что бы там ни советовал преподаватель, давать урок в незнакомом классе придется все-таки мне, а не ему. И выступать на сцене – тоже. И тут уж не скроешь, кто чего стоит как личность.
Кстати, Виталий в прошлом году победителем не стал. Но и проигравшим себя нисколько не ощущает. Ведь, по его словам, главная заслуга конкурса в том, что он помогает развить творческое волнение, связанное с подготовкой ко всем этапам, найти новых друзей из числа тех, с кем приходится состязаться, а также гораздо более реально оценить свои силы, увидеть собственные недочеты и преимущества. А для человека, который буквально через несколько месяцев закончит педвуз, это очень большой стимул – даже без каких-либо суперпризов.
Интересная деталь, касающаяся призов. Римма БЕЛОШАПКИНА, проректор по воспитательной работе и молодежной политике, рассказала, что в вузе сложилась удивительная атмосфера творческой активности, при которой материальная сторона любого вида деятельности отступает на второй план. Связано ли это с достаточной обеспеченностью тех, кто здесь учится, и самого вуза, или дело здесь скорее в определенной политике руководства, которая находит полное понимание у обучающихся здесь? В качестве ответа Римма Анатольевна привела такой факт.
– Как сказал один из ребят несколько лет назад: “У моего отца со школы и института сохранилось очень много грамот. В чем только он ни участвовал, где только ни побеждал! А что я своим детям оставлю?” C тех пор ежегодно в мае мы проводим внутривузовский праздник “Студенческая элита”. В торжественной обстановке, в присутствии представителей СМИ, ректор поздравляет и награждает (не только ценными подарками, но и грамотами) всех, кто за этот год внес вклад в развитие образовательной системы на уровне вуза, муниципального округа, области и т.д. Это могут быть победители конкурсов художественной самодеятельности, спортивных соревнований, научных конференций, “Педагогического дебюта” и многих других мероприятий. Праздник “Студенческая элита” имеет огромное воспитательное значение для всех – и самих студентов, и их преподавателей, и родителей. После этого у нас нет отбоя от желающих участвовать в предлагаемых нами конкурсах, да и во всех других начинаниях.
– А сами они что-нибудь предлагают?
– Разумеется! Сами студенты предложили перенести в вуз такие “школьные” праздники, как “День учителя” и “Последний звонок”, организовали “День первокурсника” (вообще шефство старшекурсников над только что пришедшими к нам – уже традиция), турслет. А ведь нужно учесть, что помимо этого у нас существует порядка тридцати других акций, которые мы проводим традиционно, из года в год. Впрочем, не удивлюсь, если скоро они предложат создать что-нибудь наподобие “Клуба участников конкурса “Педагогический дебют”.
Между тем интересно было послушать точку зрения самих “инициаторов”. Надежда УШАКОВА, студентка 5-го курса исторического факультета, к примеру, на вопрос: “Как вы думаете, насколько необходимо вовлекать студентов в общественную работу, – может, было бы лучше, если б они больше занимались учебой, наукой?”, – ответила так: “У нас педагогический вуз. А что такое безынициативный и нетворческий педагог, даже имеющий красный диплом? Выпускники СурГПИ имеют активную жизненную позицию, они просто приучены постоянно придумывать и организовывать что-то новое, необычное. Если уж говорить о модернизации системы образования, то именно такие кадры способны претворить ее в жизнь!”
Наше дело правое
Студент, рассуждающий на тему модернизации, – не так уж удивительно, даже если учесть, что СурГПИ – экспериментальная площадка Российской академии образования, работающая по теме “Личностно-ориентированный подход”. Сейчас нередко пишут о том, что воспитательная работа, плохо проводимая в школе, в вузе вообще сводится к минимуму. Здесь же постарались сохранить старые добрые традиции высшей школы, придав им новое наполнение в духе современности. К этому можно отнести, к примеру, институт кураторства (42 группы сейчас имеют своих “классных руководителей” из числа преподавателей), студсовет, научное студенческое общество, служба психологической помощи и т.д. Психологи активно работали на конкурсе, помогая снять напряжение и избавить участников от стресса, сопутствующего закулисному ожиданию своей очереди. Ради интереса я спросил первого проректора Нину ТЕРЕХОВУ, чем отличается деятельность вузовского психолога от школьного.
– Необходимость подобной службы в вузе была очевидна всегда, – ответила Нина Васильевна. – Но лишь с ее введением все мы ощутили, насколько нам ее не хватало раньше. Представьте, каково первокурснику, который после стольких лет обучения в школе вдруг попадает в совсем иные условия – новые требования, нагрузки, взаимоотношения. Нужно помочь ему организовать свое время, помочь освоиться в незнакомой обстановке, посоветовать, как поступить, если что-то не получается, не клеится. Кстати, темы так называемых кураторских часов (аналогия классных часов в школе), согласуются не только со студентами и преподавателями, но и с нашими психологами – те могут посоветовать, что в данный момент более актуально: разговор о вреде наркотиков или тренинг по межличностному общению.
Но это только в плохом коллективе все взваливают на кого-то одного, а потом винят его во всех грехах. Здесь же, как и в единой, дружной семье, все делают одно общее дело, причем имея максимум самостоятельности и творческого простора. Взять хотя бы дежурство студентов по корпусу и столовой. Первокурсников, к примеру, спустя месяц, можно уже не убеждать в его необходимости – они и сами видят, что для поддержания чистоты и порядка мало одних лишь уборщиц (которые, кстати, трудятся здесь постоянно), нужно, чтобы каждый относился к институту как к родному дому. И порядок должен быть единым для всех – касается ли это курения в строго отведенном для этого помещении или ношения сменной обуви. Последнее новшество имеет не только гигиеническое, но и эстетическое воспитательное значение: куда приятнее видеть красивых юношей и девушек в туфлях и сапожках, а не в унтах и валенках.
Результат очевиден, нигде – ни в аудиториях, ни в коридорах, ни в туалетах мне не встретилось ни одной черточки, надписи или окурка. А ведь за последние 5 лет здесь не было ни одного ремонта! Недаром говорят, что красота спасет мир. Хотя для этого ей нужно всем миром помогать.

Вместо кисточки – собственное дыхание

Молодо – не зелено
И все же – так ли уж необходимо было создавать отдельный конкурс, специально для студентов, если он формально укладывается в рамки “Учителя года”? Для этого мне потребовалось узнать мнение человека, которого вряд ли можно было бы заподозрить в предвзятом отношении к этому мероприятию, заведующего кафедрой русского языка, профессора Аркадия ГИЛЬБУРТА.
– Думаю, это совершенно логично и закономерно, – сказал он.- Понимаете ли, когда на “большом” конкурсе состязаются люди, имеющие разный педстаж, это одно. Тут на самом деле нет прямой закономерности, что чем больше учитель работает в школе, тем больше у него шансов стать финалистом и победителем. Но давайте реально смотреть на вещи: имеет ли шансы на победу в этих условиях тот, кто вообще даже еще не закончил вуз? Разве только в специально отведенной для этого “молодой” номинации. Но тогда уж лучше сделать так, чтобы равные соревновались между собой. И именно из них вышел победитель.
В этом году “Педагогический дебют” собрал студентов не только СурГПИ, но и других вузов и педколледжей Ханты-Мансийского АО. Не скрою, мне было крайне интересно посмотреть, чем же отличаются конкурсанты и их уроки от всего того, что мне доводилось видеть на конкурсах “Учитель года” разного уровня. (Не потому ли, что “Дебют” автоматически ассоциировался у меня как “малый брат большого конкурса”?) Грешен: поначалу трудно было отделаться от мысли, что если это всего лишь студенты (хотя бы и последнего курса), то можно ли их воспринимать как полноценных педагогов? Хотя почему-то инстинктивно оценивать хотелось так же строго, как и на “Учителе года”. Впрочем, жюри на этот случай было подобрано достаточно беспристрастное и серьезное. Собственно, было целых три жюри: в одно вошли преподаватели, методисты и представители администрации города, в другое – члены студсовета, в третье – ученики 11-го класса лицея N2 Сургута. Надо сказать, что такая форма “перекрестного контроля” прекрасно зарекомендовала себя на практике, потому что помогает оценить участников состязания, так сказать, с разных позиций и рассмотреть их под разными ракурсами.
Как и следовало ожидать, первое испытание проходило на сцене – самопрезентация “Мир моих увлечений”. Когда смотришь нечто подобное на “большом” конкурсе, то почему-то воспринимаешь такое изобилие разносторонних интересов у наших педагогов как само собой разумеющееся. И забываешь, что все это на самом деле рождается задолго до того, как они первый раз вошли в школу в роли учителя. Поэтому то, что представили студенты, шокировало своим разнообразием, широтой, полнотой и глубиной. Здесь были и музыка, и танцы, и пение, и вышивание, и кулинария, и научная работа – всего не перечесть. Выяснилось также, что практически каждый второй мечтает поступить в аспирантуру, а более половины уже подрабатывают в школе или репетиторствуют.
Другой этап конкурса назывался “Мои педагогические предпочтения” – аналогия того, что у “взрослых” называется “Моя педагогическая концепция”. Поскольку опыта как такового у студентов почти нет, то и говорить о какой-то системе работы рано. Тем не менее конкурсанты демонстрировали очень уверенное знание различных технологий обучения, цитировали классиков педагогики и предлагали собственные пути решения проблем воспитания и обучения.
Но по-настоящему сильное впечатление мне довелось испытать, посетив уроки, проводимые ребятами во второй и третий дни конкурса. Теперь уже стало совершенно ясно, что некое предубеждение перед качеством знаний и умений студентов (которое можно было бы выразить фразой моей бабушки: “Да что с него взять-то? Це ж дитя!”) не имело под собой практически никаких оснований. И порой даже я забывал, что нахожусь не на открытом уроке, который дает кто-нибудь из моих коллег на подтверждение своей квалификации, и не на отборочном этапе “большого” конкурса.

Рыбак рыбака…
Мне не довелось присутствовать на всех конкурсных уроках. Но, к счастью, почти всеми победителями по странному стечению обстоятельств оказались именно те, кого я видел в деле. Наверное, все-таки “на волка и зверь бежит”.
Анна ПОДОЛЬСКАЯ, студентка Нижневартовского государственного социально-гуманитарного колледжа, давала урок музыки во 2-м классе. Аня не только сумела за 30 минут отведенного времени научить детишек русской народной песне “А мы просо сеяли”, продемонстрировать мастерское владение голосом, скрипкой и фортепиано, а также организовать ансамбль народных инструментов. Студенческое жюри признало ее самой артистичной среди конкурсантов.
А вот жюри школьников дало наивысшую оценку Наталье СУЗДАЛЕВОЙ, студентке Ишимского государственного пединститута имени П.П. Ершова. Ее блестящий урок математики, данный для учеников 11-го класса на очень высоком уровне, вполне претендует на то, чтобы быть опубликованным на страницах нашей газеты в разделе “Методическая кухня”. Причем старшеклассники из жюри по-доброму позавидовали детям, у которых Наташа будет вести математику в следующем году.
Добротное занятие по физической культуре провел Эдуард ЛЕЖЕПЕКОВ, студент СурГПИ. Кстати, Эдуард – один из авторов программы “Деятельностный подход в профилактике наркомании и правонарушений среди подростков и молодежи”. Как он сам говорит, ему, выросшему в детдоме, гораздо легче найти общий язык именно с трудными ребятами. И приобщить их к культуре – и не только физической.
Очень интересным был урок физики, данный студентом Тобольского государственного пединститута имени Д.И. Менделеева Евгением БАЛАБАНОМ, – этакое классическое педагогическое шоу в самом лучшем смысле. Женя, словно Копперфилд, зарядился от электрофорной машины, а потом заставил светиться лампочку, приставленную к его носу. Он легко объяснил явление наэлектризованности тел и вместе с ребятами стал искать применение этому явлению.
Анна ДОРОЖКИНА, тоже приехавшая на конкурс из Тобольска, продемонстрировала детям очень интересный прием живописи – рисование… собственным дыханием. Делается это довольно просто: на лист бумаги наносится капля туши или чернил, которая потом раздувается по разным направлениям. В результате получается нечто напоминающее загадочный лес из переплетенных веток и сучков.
Духовно-нравственное воспитание детей – тема дипломной работы Марины ИВАНОВОЙ, студентки Ханты-Мансийского педагогического колледжа. И получило свое прямое отражение в теме урока, данного Мариной для учеников 2-го класса, – “Былины”. Дети узнали, что Илья Муромец – не вымысел, а вполне реальная историческая личность. И что вера способна творить чудеса.
Но кто же все-таки стал первым? Наибольшее количество баллов набрала студентка факультета иностранных языков СурГПИ Юлия САФРОНОВА. На уроке, посвященном творчеству Вильяма Шекспира, она продемонстрировала блестящее владение английским языком, показала все разнообразие форм и методов работы, мастерское умение обращаться с ТСО, а также сумела так увлечь детей, что к концу занятия мальчики смогли вдохновенно объясниться в любви девочкам – тоже на английском, разумеется.
На вопрос, каковы ее планы на будущее, победительница ответила: “Мне очень нравится нести детям знания, показывать всю красоту иностранных языков, а также помогать им полюбить свой собственный, родной. Поэтому я, естественно, пойду работать в школу. Хотя, если у вуза будут какие-либо встречные предложения…”

“Все флаги в гости будут к нам”
Мы-то знаем, что Сургутский государственный педагогический институт может предложить ей многое! Потому что молодые перспективные и инициативные кадры, которые, как известно, решают все, здесь нужны всегда.
А на следующий год СурГПИ планирует привлечь к участию в конкурсе “Педагогический дебют” студентов других вузов Ханты-Мансийского автономного округа. И тем самым лишний раз помочь выпускникам понять, что под лежачий камень вода не течет, а если они хотят быть востребованными лучшими образовательными учреждениями округа, нужно быть именно такими – упорными в достижении цели и уверенными в победе. Быть, а не казаться!

Вадим МЕЛЕШКО
Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте