search
main
0

Быть, а не казаться

Мнение детей в приоритете

Современная московская школа – это не просто здание, это целый образовательный комплекс, в котором обучаются тысячи детей, а вместе с ними заново проживают школьную жизнь их братья и сестры, родители и, конечно же, бабушки и дедушки.

 

Сегодня школа стала центром общественной жизни района и собирает в своих стенах москвичей всех возрастов. И основная задача школы – быть не просто местом передачи знаний от поколения к поколению, а объединять людей, вовлекать их в социальную активность и увлекать учебой. Ведь плодо­творная совместная работа школы и семьи позволяет детям достигать выдающихся результатов, обеспечивая надежное будущее нашей страны.

В прошедшем учебном году мы решили, что для успеха ребенка важно контролировать не только то, чему он учится, но и как он себя при этом ощущает, то есть сформировать комфортные психологические условия обучения. А как узнать, что детям комфортно на уроках? Конечно же, спросить их самих. Но загвоздка в том, что мы хотели получить настоящее мнение ребят, а не отписку о том, что их все устраивает. Ведь именно голос ребенка сможет по-новому раскрыть истинные потребности детей и указать направление развития школы.

Главным инструментом, позволившим по-новому раскрыть кадровый потенциал коллектива, стал пилотный проект получения так называемой обратной связи от учеников непосредственно во время учебного процесса: в каждом кабинете школы были размещены специальные QR-коды. Ученикам предлагалось отсканировать их, анонимно оценить урок по шестибалльной шкале и оставить комментарий о прошедшем занятии, а администрации школы – получить информацию об удовлетворенности ребят в каждом конкретном кабинете школы. (См. рис. 1.)

Для удобства анализа получа­емой информации производилась визуализация данных в привязке к реальному расположению учебных аудиторий. На примере распределения баллов по аудиториям мы смогли делать определенные выводы о коммуникативных навыках и умении педагогов создавать комфортную обстановку во время уроков. За первый год работы проекта удалось выявить учителей-лидеров, уроки которых сопровождаются высокими оценками учеников независимо от успеваемости класса в целом, и учителя, которым необходима помощь коллег. (См. рис. 2.)

Стоит отметить, что изначальной задачи получить исключительно отличные результаты не ставилось. Целью реализации проекта было налаживание системы получения эффективной обратной связи от учеников, чтобы иметь возможность как бы заглянуть на каждый урок и оперативно реагировать на поступающие сигналы с целью повышения уровня удовлетворенности со стороны самых главных людей школы – детей. Ведь именно выстраивание подобной культуры позволит сформировать новый образовательный уклад в жизни школы, когда важно не только то, какие знания получают дети, но и то, как они себя чувствуют при этом.

За первый год работы проекта было получено более 4000 оценок проведенных уроков, результаты анализа полученных данных были представлены на педагогическом совете и подробно рассмотрены и обсуждены на заседаниях методических объединений учителей-предметников с целью выстраивания индивидуальных траекторий развития каждого педагога и нового импульса в развитии кадрового потенциала школы.

После проведения анализа полученных результатов были выявлены некоторые особенности, позволившие с иной стороны оценить работу каждого учителя. Так, преобладающей оценкой работы педагогов стала «отлично», ожидаемо, что около 5% учеников оказались неудовлетворены качеством прошедшего занятия. Отмечается и незначительное количество оценок «1», «2», «3» и «4». Возможность оставить развернутый комментарий к выставленной оценке позволила более детально изучить мнение детей и провести анализ причин выставления той или иной оценки.

Проведя группировку и разбор каждого развернутого ответа, мы выявили три ведущие причины, побудившие учеников выставлять оценки проведенному занятию. Примечательно, что эти группы идентичны как для высокой оценки, так и для негативной. (См. рис. 3.)

98% всех отзывов удалось распределить по трем группам:

  1. Качество подачи учебного материала.
  2. Личное отношение учителя к детям.
  3. Объективность оценивания.

При подведении итогов данной работы было принято решение переориентировать для педагогов часть тем повышения квалификации с предметной направленности на метапредметные, в том числе на развитие коммуникативных навыков, навыков публичных выступлений, учета психологических особенностей работы с детьми раннего подросткового возраста.

Комплекс мер, предпринимаемых школой, позволил трансформировать и отношение родительской общественности к ее работе: по результатам проводимых опросов уровень удовлетворенности родителей возрос, а интересоваться актуальными событиями школьной жизни стали больше учеников и родителей – количество участников наших групп в социальных сетях за время реализации проекта возросло более чем в два раза.

Вместе с тем первые шаги по внедрению изменений в школе привели к осознанию потребности в преобразовании самих подходов организации деятельности школы, в развитии заботливых сервисов и дальнейшей переориентации процессов организации работы, а у педагогического коллектива возникла осознанная потребность в реальном обучении новым практикам – клиенто-ориентированности, лояльности, развитию коммуникативных навыков.

Подобная работа приводит к существенным изменениям в школьном укладе, формированию позитивного психологического климата и повышению уровня доверия школе, что способствует притяжению новых учеников и, как следствие, достижению новых учебных высот.

В качестве примера изменения в подходе организации работы приведено развитие мнения ученика об уроках одного из учителей за шесть недель (см. рис. 4): переворот восприятия приводит к долгожданным переменам в настроении и мотивации детей, что дает им возможность добиваться выдающихся результатов и, конечно же, доверять своей школе!

 

Виктор МИХАЙЛОВдиректор школы №49

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте