Передо мной на столе лежат пожелтевшие от времени и выцветшие на полках библиотек архивные номера газеты «Думы забайкальского учителя». В далеком марте 1917 года увидел свет этот печатный орган Забайкальского учительского союза, в котором предполагалось всесторонне освещать «вопросы профессиональные, вопросы культурного развития страны, вопросы материального и правового положения учителя», а также вообще все, что волновало в те черные дни учительство. Взглянешь на заголовки: «Как мы живем», «Бегство», «Наше молчание – слабость», «Смыкайте теснее ряды», «Учительская забастовка» – и невольно подумаешь: а точно ли это пресса начала XX века? Да, точно – выходные данные относят нас к 1918 году. И тогда невольно понимаешь, что за сто лет учитель так и остался бедным, педагог по-прежнему бежит из деревни, а к голосу работника просвещения могут прислушаться только во время забастовки…
«Говорят, учитель – не боец, он творец. По-моему, нет. Есть слишком много обстоятельств, которые заставляют учителя быть борцом».И.ТАУБЕ, председатель Забайкальского учительского союза (1918 год)
В резолюции областного учительского съезда, состоявшегося в Чите 23-29 декабря 1917 года
(ДЗУ №3-4 за 1918 год) читаем: «В настоящее время народный учитель ни в коем случае не может считаться обеспеченным материально… Съезд постановил – принять решительные меры к материальному обеспечению учителя. … Забайкальский учительский союз будет поддерживать это требование вплоть до объявления забастовки».
Через восемьдесят с лишним лет понятия «забастовка», «солидарность» прочно войдут в наше сознание, акции протеста станут одним из главных методов борьбы за права учителей. И теперь уже преемник Забайкальского учительского союза – Профсоюз работников народного образования и науки РФ – станет защитником, поведет людей за собой, заговорит с властью и добьется результатов, сделав своими союзниками родителей и широкую общественность.
Многотысячный митинг работников бюджетной сферы, проведенный по инициативе обкома профсоюза в апреле 1992 года, станет первым предупреждением, после которого в Читинской области начнет раскручиваться забастовочная спираль. Как в начале, так и в конце века двадцатого учитель все-таки «может считаться обеспеченным материально». Более двадцати забастовок перенесет молодой учительский профсоюз за время своего существования.
И снова читаем в «Думах…» за 1918 год
(№16-17): «Пусть не винят народного учителя, что плохи его всходы. Пусть, прежде чем говорить об его обязанностях, вспомнят об его правах, хотя бы об его праве на сравнительно сносное существование…»
Вот и сегодня профсоюз бьет в набат, требуя индексации зарплаты работникам образования на всей территории России не менее чем в 1,5 раза в этом году и в 2006-м. Но в ответ правительство предлагает учителю унизительную прибавку к жалованию на 11%, которая не сможет компенсировать рост стоимости жизни за этот год и тем более – повысить реальные доходы педагога в следующем. На дворе XXI век, а у нас до сих пор задерживают зарплату работникам детских садов и внешкольных учреждений.
И тут как пророчество читаешь в «Думах…»
(№5-6 за 1918 год): «Народный учитель увидел мало света и при новом строе: его забыли и обошли, решили, что сейчас не до такой мелочи. Труд народного учителя не облегчили улучшением условий его существования, не возвысили его авторитета, и в результате он снова оказался в положении затравленного…»
А в следующем номере находит совет учителя И.Сергеенко: «Если вы хотите, чтобы с вами считались, чтобы вы могли доказать на деле, что достойны носить святое имя «учитель», вы должны работать и бороться организованно, ибо только организованное учительство может достигнуть намеченной цели». Именно к этому и призывают сегодня профсоюзы на многочисленных акциях протеста.
К концу ХХ века молодая демократическая Россия столкнулась еще с одним позорным явлением – бегством учителей.
Та же резолюция областного учительского съезда декабря 1917 года гласит: «…наблюдается грозное явление – бегство учителей из деревни, вызванное ужасными условиями тяжелого материального положения».
Или вот еще (ДЗУ №5-6, 1918 г.): «Видно не сладко живется народным учителям, если они оставляют насиженные места, народное дело. Возьмите газеты, и Вы прочитаете… коротенькие заметки о бегстве и недостатке учителей в разных концах России».
Как считает обком профсоюза, только едиными коллективными действиями можно продемонстрировать свою силу и заставить власти всех уровней заняться наконец проблемой падения престижа профессии. По данным Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области, на 1 сентября 2004 года в системе образования региона трудились 12986 человек – на 511 меньше, чем в 2003 году. Из них 1749 человек – пенсионеры, 2005 – в возрасте 50-55 лет. Налицо тенденция старения педагогических кадров. Омоложения коллективов не происходит. Причина тому – нежелание выпускников педагогических учебных заведений ехать на работу в село из-за низкой заработной платы, отсутствия элементарных социальных условий. В итоге сегодня в школах области не хватает около 250 учителей. 705 педагогов не имеют жилья, снимают квартиры или ютятся в общежитиях.
Учитель, как и прежде, бежит, но «может быть, о труженике земли русской вспомнят теперь и улучшат его жизнь? Я не сомневаюсь в этом». «Не ради, конечно, его самого, – продолжает И.Олекминский в «Думах…» №5-6 за 1918 год, – а ради того дела, которому он служит, ради будущего русского народа учителя не оставят в прежнем положении».
Говорят, о состоянии страны можно судить по заголовкам газет. Хочется верить, что в один прекрасный день, развернув свежую газету, читатель обнаружит приятные для слуха и желанные для глаз заголовки о благосостоянии российского педагога, реальном повышении уровня жизни учителя и достойных условиях труда в наших школах, училищах и вузах.
Георгий ЧЕПЦОВ, заведующий информационным отделом Читинского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии