search
main
0

Было или не было? Игра «Народная память» для учеников 7-го класса

1. Вступительное слово учителя.Учитель представляет жюри и объясняет правила игры.2. Ученица читает стихотворение Натальи Майданик «Единство навсегда».3. Представление участников игры – двух команд (название команды, эмблема, девиз).4. I тур «Герои Смутного времени».В течение одной минуты учащиеся должны угадать исторического деятеля. Если ответ неверный, то команда-противник может дать свой ответ. Вопрос оценивается в один балл.

Вопросы для первой команды:1. «Если мы хотим помочь Московскому государству, то не будем жалеть своего имущества, животов наших; не то что живот, но дворы свои продадим… Братья, разделим на три части именья свои, две отдадим воинству, себе же одну часть на потребу оставим» (Минин).2. «Прямо и открыто противлюсь я вашему государству. И пока язык мой слушается меня, я буду взывать к сынам России, буду призывать их идти в бой за веру и Отечество» (патриарх Гермоген).3. Этот человек, по мнению историка Ключевского, «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве» (Лжедмитрий I).4. Эта женщина оказалась в лагере самозванца, в котором она признала якобы своего чудесным образом спасшегося мужа (Лжедмитрия I), что значительно укрепило позиции нового самозванца (Марина Мнишек).Вопросы для второй команды:1. «Честный муж, кому заобычно ратное дело… и который в измене не явился» (Пожарский).2. Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало уже было подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с народом (подвиг И.Сусанина).3. Он не был заносчив перед низшими, отличался скромностью и не запятнал себя с целью выдвижения ни единым доносом. 20-летний князь показал себя выдающимся полководцем при освобождении русской земли от иноземцев (Скопин-Шуйский).4. Лично не причастный к раздорам Смутного времени, 16-летний царь имел многочисленных сторонников среди дворянства, казачества, посадских, купечества, так как в это время он был политически нейтрален (М.Романов).5. II тур «Да, нет». В течение одной минуты команда должна ответить на четыре вопроса.Вопросы для первой команды:1. Царь Федор Иванович пожаловал Борису Годунову титул царя (нет).2. Первым патриархом Московским и всея Руси в царствование Б.Годунова был провозглашен Иов (да).3. После свержения Лжедмитрия I русским царем стал Василий Шуйский (да).4. Стан Лжедмитрия II во время осады Москвы располагался в селе Коломенском (нет).Вопросы для второй команды:1. Действительно поляки захватили Смоленск? (Да.)2. Правительство Второго ополчения – «Совет всей земли» – был организован в г. Рязани (нет).3. Правда ли, что Иван Сусанин был жителем Костромской губернии? (Да.)4. Новой царской династией в России стали представители рода Голицыных (нет).6. III тур «Смутное время в произведениях русских поэтов».Какое событие, какой персонаж описал поэт? За одну минуту команда должна назвать событие или персонаж; если ответ неверный, команда-противник дает свой ответ.Для первой команды:1. Сколько терпели и горя, и муки, Но попадалось оружие в руки- Снова бойцом становился холоп, Чтобы боярину целиться в лоб. Вот и теперь проиграли войну, Тула сдана, воевода в плену. Шуйский божился и клялся народу,Крест целовал, что простит воеводу.(Восстание Болотникова.) 2. Ведь и мертвец Ожить сумеет!.. И влекут Распухший труп за волоса На площадь… Крови полоса За ним течет, его секут Ножами острыми; на стол В аршин длиной его кладут. «На кол его!.. на кол!.. на кол!» Ревет толпа. (Казнь Лжедмитрия I.) 3. – Куда ты ведешь нас?..Не видно ни зги! -…с сердцем вскричали враги:- Мы вязнем и тонем в сугробинах снега,Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.Ты сбился, брат, видно, нарочно с пути,Но тем Михаила тебе не спасти!(Подвиг И.Сусанина.)Для второй команды:1. Бог насылал на землю нашу глад,Народ завыл, в мученьях погибая:Я отворил им житницы, и златоРассыпал им, я им сыскал работы -Они ж меня, беснуясь, проклинали!(Голод во время правления Годунова.)2. Он ополченье собирал, Всех одевал, всех обувал,Кормил, поил, и снаряжал,И всех вооружал.И эту рать в туманной мглеПо нераспаханной земле,Где колос уж давно не цвел,К Москве, к столице он повел.Та рать от каждого селаВсе прибывала и росла.(Ополчение Минина.)3. …была прельстительна. Бела лицом, а брови имея тонки. Глаза змеиные. Рот мал. Поджаты губы. Возрастом невелика. Надменна обращением. Любила плясания и игрища.И пялишася в платья тугия с обручами, с каменьями и жемчугом. (Портрет М.Мнишек.)7. IV тур «Вычеркните лишнее».За одну минуту игроки должны вычеркнуть лишнее, а потом объяснить свой выбор.Для первой команды:1. Пожарский, Ходкевич, Трубецкой, Заруцкий.2. Путивль, Калуга, Новгород, Тула.Для второй команды:1. Иван Болотников, Борис Годунов, Василий Шуйский, Федор Годунов.2. Гермоген, Никон, Филарет, Иов.8. V тур «Привести в соответствие: дату, событие, исторического деятеля»Командам раздаются отдельные карточки, на каждой из которых напечатаны даты, события и исторические деятели. В течение одной минуты команды должны собрать правильные комбинации.Для первой команды:1. 1606-1610 гг. – правление Василия Шуйского.2. 1610-1612  гг. – «Семибоярщина».3. Май-июнь 1605 г.- правление Федора Годунова.4. 1613 г. – окончание Смуты.Для второй команды:1. 1598-1605 гг. – правление Бориса Годунова.2. 1606-1607 гг. – война под предводительством Ивана Болотникова.3. 1603 г. – восстание Хлопка.4. 1598 г. – начало Смуты.9. VI тур «Противники или союзники».В режиме блиц-опроса представители команд должны ответить на вопрос «Противники или союзники данные исторические деятели?».Для первой команды:1. Иван Болотников и Василий Шуйский (п).2. Минин и Пожарский (с).3. Иван Сусанин и Михаил Романов (с).4. Борис Годунов и король Сигизмунд (п).Для второй команды:1. Лжедмитрий I и Марина Мнишек (с).2. Лжедмитрий II и Василий Шуйский (п).3. Гетман Жолкевский и королевич Владислав (с).4. Василий Шуйский и Мстиславский (п).10. VII тур «Было или не было?».В течение одной минуты команды должны выбрать правильные ответы. Команда-противник может дать свой вариант ответа.Для первой команды:1. Федор БорисовичА) …предводитель восставших крестьян?Б) …царь?В) …самозванец?2. Был ли 1601-й годомА) …начала польской интервенции?Б) …формирования первого ополчения?В) …годом появления в Польше «чудом спасшегося» царевича Дмитрия?3. «Тушинский вор» – этоА) …Лжедмитрий II?Б) …Лжедмитрий I?В) …Иван Болотников?Для второй команды:1. Мария НагаяА) …мать царевича Дмитрия?Б) …жена Лжедмитрия I?В) …мать Михаила Романова?2. Был ли 1606-й годомА) …формирования второго ополчения?Б) …восстания москвичей против Лжедмитрия I?В) …годом освобождения Москвы от польских интервентов?3. «Воренок» – этоА) …сын Бориса Годунова?Б) …сын Лжедмитрия I?В) …сын Лжедмитрия II?11. VIII тур «Конкурс капитанов».Для первой команды:1. Войска этих интервентов под командованием Деларди подошли к Новгороду. С помощью слуги-изменника им удалось ночью ворваться в город. Новгородский митрополит Исидор и воевода князь Иван Одоевский от имени Великого Новгорода заключили договор с этой страной.Какая страна наравне с польскими войсками интервентов вторглась на территорию Российского государства с севера?2. Угадайте исторического деятеля.«…после голода образовались многочисленные разбойничьи шайки, и не только не было от них проезда по пустым местам, но и под самою Москвою; атаманом их был… Царь долго думал с боярами, как помочь беде, и наконец решился послать против разбойников воеводу с большой ратью. Воеводою отправлен был окольничий Иван Басманов, который сошелся с… под Москвою. Разбойники бились, не щадя голов своих, и убили Басманова, несмотря на то, царское войско одолело их, [предводителя] чуть живого, взяли в плен» и казнили».(Хлопок).Для второй команды:1. 15 мая 1591 года из Углича пришла тревожная весть о смерти царевича Дмитрия. Его мать и ее братья утверждали, что восьмилетний царевич убит людьми, присланными из Москвы. Горожане Углича, сбежавшиеся по звону набатного колокола, растерзали предполагаемых убийц.Был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия? Почему вы так думаете?2. Угадайте исторического деятеля.Отличался мягким характером и добротою.Испытал личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться.Вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завел в России оранжерею.Занимался делами сам только в последние 10 лет своей жизни, т. к. сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец.(Михаил Романов).12. Подведение итогов.Жюри награждает команду-победительницу.​Светлана ВЕЛИКАНОВА, учитель истории Давыдовской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов Воронежской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте