В словаре С.И.Ожегова термин «чистописание» трактуется как обучение красивому и четкому письму. Но отечественные педагоги и психологи вкладывают в это понятие более широкий смысл, доказывая, что чистое письмо не только один из самых сложных видов деятельности человека, но и самый развивающий. Существует множество подтверждений того, что активизация работы пальцев, их пластики оказывает большое влияние не только на речь, интеллект, внимание, но и формирует такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность, целеустремленность, уверенность в своих силах, трудолюбие. Практика показывает: если ребенок не получит устойчивых навыков письма, он утратит желание учиться. А учебная мотивация возникает с появлением первых побед и положительной оценкой учителя за кропотливый труд.
Письменная речь – одно из важнейших средств общения. С первых дней пребывания ребенка в школе начинается знакомство с правилами чистописания и азами каллиграфии. Путем правильного отбора и проведения специальных упражнений педагог стремится формировать у обучающихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы дальнейшие успехи в обучении каждого школьника. Выработка у обучающихся начальной школы навыка правильного, четкого, красивого письма – процесс длительный и трудоемкий. Он требует от учителя профессиональных знаний и проведения систематических упражнений.Помочь педагогу начальной школы правильно и последовательно организовать обучение детей 1‑2‑х классов письму позволит учебное пособие Т.В.Игнатьевой «Чистописание» под редакцией В.Г.Горецкого, вышедшее в издательстве «Экзамен» в 2018 году. Пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Его содержательный компонент направлен на решение следующих задач: предоставить возможность наиболее эффективно использовать методы и приемы выработки у школьников правильного письма, воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, стремление совершенствовать свою речь.Данное пособие состоит из двух частей, которые в свою очередь разделены на блоки. Отмечу очень продуманную последовательность изложения методического материала. Принцип построения «от простого к сложному» позволяет создать ситуацию успеха, повышающую речевую мотивацию. Задания каждого смыслового блока включают упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертания, по группам, в сочетании с другими буквами. После освоения написания букв дети пишут слова и предложения и наконец связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку.Комплект рабочих тетрадей можно использовать на минутках чистописания на уроке, для домашних занятий и при работе на факультативе. Минутка чистописания в зависимости от цели урока может быть проведена в начале, середине или в конце урока, успешно использоваться как разрядка после напряженной умственной деятельности.Автор пособия подумала и о привлекательности методики для маленьких учеников. Прописи содержат занимательный развивающий материал, который позволяет снять напряжение, формирует устойчивый навык каллиграфического письма, помогает развитию мелкой моторики пальцев и свободы движения руки, способствует закреплению правильных однотипных движений при письме. Задания «Буквы в картине» особенно актуальны при работе с детьми, у которых обнаруживается неустойчивость внимания. Расположение букв и их сочетаний в рисунке вызывает у обучающихся живой интерес, повышает устойчивость и концентрацию их внимания. Упражнение можно выполнять как до письма буквы или ее элементов, так и после. Работа по содержанию иллюстрации может играть роль мостика, помогающего перейти к новой теме. Например:Внимательно рассмотрите данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается здесь чаще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она изображена? (Ответ: «Сегодня мы будем писать букву «ю». Она изображена чаще других, а точнее – семь раз».)Задания такого типа направлены преимущественно на развитие речи и внимания. Для увеличения речемыслительной нагрузки обучающихся можно постепенно изменять формулировку задания учителя и содержание ответа ученика. Задание учителя может быть таким: «Внимательно посмотрите на данное изображение. Скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Как вы ее определили и сколько раз она встречается?» Возможный ответ: «Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву «ю». Чтобы ее узнать, мы определили, какая буква встречается в этом изображении чаще, чем другие. Она встречается семь раз».Целесообразно проводить предварительную работу по графическому содержанию рисунка. Ведь именно сюжетные иллюстрации дают наиболее благодатный материал для развития связной речи ребенка.Кто изображён на рисунке? (Животное.)Как называется это животное? Обратите внимание на слог-подсказку. (Куница.)Что ещё вы видите на рисунке?Какая буква изображена на лепестках? Почему?Почему, по вашему мнению, на хвосте у куницы записана буква «щ»? (Хвост пушистый, хвостом щекочет.)Составьте предложение, используя слова «куница», «пушистый», «щекочет». (Куница щекочет пушистым хвостом.)При выполнении упражнения в написании букв (часть 1, упр. 5) можно увидеть и откорректировать основные недочеты ребенка в письме: неправильные соединения, нарушение соразмерности элементов, наклона.На материале пособия по чистописанию учитель может организовать любую языковую разминку.Варианты упражнений для языковой разминки:1. Словарная работа.2. Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:- Что объединяет все эти слова?- Какое слово в этом ряду лишнее?- Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать…?- Отгадайте загадку-шутку.3. Укажите количество слогов.4. Укажите количество букв, звуков.5. Укажите ударный слог.6. В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?7. В каких словах из этого списка все согласные звуки мягкие?8. Допишите слог до слова.9. Запишите однокоренные слова других частей речи.10. Измените порядок слов по алфавиту.11. Запишите слова на данную букву (город, река, имя, сказочный герой и т. д.).Пример языковой разминки (задание 3)В строке записаны слова: сушил, тушил, ушли, шла. Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:- Что объединяет все эти слова? (Обозначают действия предметов.)- Какое слово в этом ряду лишнее? Почему?- Какие слова сходны по своему значению?- Подберите к оставшимся словам противоположные по значению слова. Разминка.Вместо вопросительного знака поставьте цифру. Ответ обоснуйте.Сушил – 2; тушил – 2; ушли – ?; шла – 1.(Указано количество слогов. Ответ 2.)Сушил – 5; тушил – ?; ушли – 4; шла – 3.(Указано количество букв. Ответ 5.)Сушил – 2; тушил – 2; ушли – ?.(Указан ударный слог. Ответ 2.)Вопросы и задания классу:В каких словах из этого списка есть мягкий согласный звук?Сушил, тушил, ушли, шла.(Ответ: в слове «ушли».)Особый интерес у обучающихся вызывает работа по конструированию новых слов на основе данного. Этот прием, основанный на принципе построения анаграмм, способствует развитию интеллекта, внимания, мышления, формированию навыков скорочтения.(Ответ: дуб, бочки, очки, дочки…)Задание может быть усложнено: «Составьте из букв данного слова новое, заменив одну букву». (Ответ: булочки.)Одной из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах является формирование у детей умения осознанно пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Такая системная работа позволит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения. На синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. В данном пособии этой теме уделено особое внимание.Особенно эффективны следующие виды упражнений: Дополнение предложения:Шарль Перро – писатель. Восстановление деформированного предложения:В осоке шуршит щурёнок. Редактирование предложений: замена повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации; последующая запись предложения с изменением пунктуационного знака в конце предложения.Пришили ушки мишутке?Мишутке пришили ушки?Пришили ушки мишутке! Анализ предложения и составление его схемы. Составление предложения по данной схеме. Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры.Общеизвестно, что текст является той основой, которая объединяет все элементы языка в определенную стройную систему. Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в ходе выполнения определенных заданий, которые весьма удачно подобраны в данном пособии.Варианты заданий: Нахождение границ предложений в тексте. Восстановление деформированного текста. Озаглавливание текста.Без сомнения, данное учебное пособие имеет множество преимуществ и может стать эффективным познавательным, развивающим и формирующим инструментом в руках педагога. Для меня же наиболее ценным является удачное предметное наполнение, которое предоставляет широкий спектр возможностей для творчества учителя и позволяет создать ситуацию успеха и продуктивного сотрудничества для обучающихся.Елена КИРЬЯКОВА, учитель начальных классов гимназии «Мариинская» Таганрога, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017
Комментарии