Поступление в 1‑й класс – это новый этап в жизни для всей семьи. Родители задаются множеством вопросов: понравится ли ребенку в школе, справится ли он с учебной нагрузкой, найдет ли друзей? Главное – не делиться своими сомнениями и переживаниями с ребенком. Чем спокойнее родители, тем увереннее пойдет в школу первоклассник!
Что является залогом успеха ученика 1‑го класса, что он должен знать и уметь, чтобы быстро адаптироваться к образовательной организации и уверенно чувствовать себя в новом коллективе? Готовность к обучению к школе состоит из нескольких показателей. Это социальный и эмоциональный интеллект, произвольность и мотивация, физическое развитие и интеллектуальные навыки.
Социальный интеллект
Говоря о социальном интеллекте, мы имеем в виду целый комплекс навыков первоклассника. Прежде всего он должен уметь представиться. Лучше заранее придумать вместе с ребенком несколько предложений, в которых он называет имя, фамилию, возраст, вкратце рассказывает о своих интересах. Также ученик должен уметь просить о помощи. Это сложное комплексное умение. Необходимо объяснить ребенку, что обращаться за ней не стыдно, делать это нужно своевременно, когда помощь еще актуальна. Кроме того, надо грамотно формулировать просьбу. Умение принимать критику – тоже важный аспект социального интеллекта, и его можно тренировать. Например, попросите ребенка покритиковать пирог, который вы испекли. Покажите ему пример спокойного реагирования на замечания и способность выбирать из них рациональные зерна. Главное – усвоить, что критика – это вектор развития.
Ученику важно уметь выражать несогласие. Это один из способов расставления границ. Лучше заранее найти формулировки выражения несогласия, такие как «Я не могу сейчас с вами согласиться», «Мне кажется иначе». В целом навыки конструктивного общения чрезвычайно важны для того, чтобы влиться в новый коллектив.
Эмоциональный интеллект
Поддерживайте умение ребенка благодарить окружающих и обязательно научите его просить прощения. Важно найти такую словесную форму, которая не будет ущемлять честь и достоинство ребенка, но позволит искренне выразить сожаление в случае необходимости. Также к эмоциональному интеллекту относится умение управлять эмоциями: остановиться, осознать, что именно вызвало негативные чувства, и справиться с причиной.
Произвольность и мотивация
В летние месяцы рекомендую родителям уделить время развитию произвольности будущего первоклассника. Достаточно давать ребенку поручения, состоящие из 3‑4 задач. Так вырабатывается очень важное умение – действовать по инструкции, когда для достижения результата надо выполнить несколько действий в определенной последовательности. Этот навык поможет ученику более эффективно выполнять учебные инструкции учителя, повысит его шансы на успешность.
Также школьнику необходимо уметь самостоятельно собирать и разбирать портфель, обращаться с письменными принадлежностями, правильно вести себя за столом, выглядеть опрятно.
Физическое развитие
Обеспечьте ребенку физическую активность в летний период, играйте в мяч, бадминтон, в любые подвижные игры на свежем воздухе. Это позволит развить координацию движений. И проверьте, умеет ли будущий школьник самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Если заметите трудности, тренируйтесь.
Интеллектуальные навыки
Ученик 1‑го класса должен уметь делиться своими размышлениями, различать основные цвета и формы, ориентироваться во времени. Летом больше общайтесь с ребенком, обсуждайте разные темы, давайте ему возможность высказывать свое мнение, предлагайте развивающие игры.
Вот несколько книг, которые помогут родителям развить психолого-педагогические компетенции:
– «Тайм-менеджмент для детей», Марианна Лукашенко;
– «День, когда я перестала торопить своего ребенка», Рейчел Стаффорд;
– «Мам, я сам! Как помочь ребенку вырасти самостоятельным», Эми Маккриди;
– «Отпустите их. Как подготовить детей к взрослой жизни», Джули Литкотт-Хеймс.
Много полезной информации, в том числе полезные видеоролики с советами психологов, вы найдете на сайте Городского психолого-педагогического центра в разделе «Родителям» https://gppc.ru/info/parent/.
Евгения ВАСИЛЬЕВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра ДОНМ
Комментарии