В XX веке Россия стала индустриальной державой. Атомные реакторы и станции, плотины, мосты, коммуникации, магистрали, заводы, дома… Но постройки советского времени к веку XXI пришли в негодность. А мы, вместо того чтобы сносить и утилизировать старье, которое вот-вот рухнет, предпочитаем латать дыры – это намного дешевле. Так что житель самого сейсмологически безопасного района России рискует сейчас оказаться под руинами собственного дома (только в Москве 4000 балконов находится в аварийном состоянии), а сообщения в прессе о бытовых утечках газа, несчастных случаях на производстве, пожарах и терактах стали появляться чаще, нежели о природных бедствиях. Человек сам создает катастрофические ситуации, угрожающие его жизни, однако справляться с ними он не умеет. “С этим нужно что-то делать”, – решили в Министерстве гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий (МЧС) и провели в Москве первую научно-практическую конференцию “Новые информационные образовательные технологии XXI века”.
Педагоги, военные, методисты, спасатели – всего более двухсот человек приняли участие в этом двухдневном мероприятии.
Образование и информационные технологии не случайно стали центральной темой конференции. Спасатели пришли к выводу, что прежде чем говорить о безопасности жизни, необходимо изменить отношение людей к этой проблеме. А начинать лучше всего с первого класса школы, где преподавание ОБЖ, ГО и БЖ оставляет желать лучшего. Впрочем, есть образовательные учреждения, где к урокам безопасности относятся с должным вниманием. Их проводят не бывшие военные, а профессиональные спасатели по хорошим учебникам, с наглядными пособиями и использованием информационных технологий. Конференция предоставила учителям возможность познакомиться с накопленным опытом проведения подобных уроков.
Московская школа N 1294 с углубленным изучением немецкого языка уже год живет необычной для массового образовательного учреждения жизнью. Здесь впервые была воплощена идея комплексного подхода к обучению. Через призму экологии, безопасности и прогнозирования процессов на базе высоких информационных технологий школьники изучают физику, географию, химию, биологию, экономику, информатику и другие предметы, а в Центре “Юный эколог и спасатель” подростки учатся правильно вести себя во время “землетрясения”, “цунами”, “пожара”, “наводнения” и оказывают первую помощь “пострадавшим”.
На суд гостей конференции в этой школе был представлен интегрирированный урок информатика-ОБЖ с использованием комьютерной программы “Безопасность на улицах и дорогах”. Пятиклашки на компьютерах закрепляли правила перехода дороги по регулированному и нерегулированному пешеходным переходам. Благодаря анимации и трехмерной графике школьники легко усвоили материал. Учитель математики и информатики Сергей Борисов отметил, что большую роль играет психологическое состояние. Именно в этом возрасте дети остро воспринимают то, что касается лично их. И если, нарушив правило дорожного движения, компьютерный герой погибнет, можно быть уверенным, что ребенок совсем иначе поведет себя в реальной жизни.
“Физико-географическая характеристика Дальнего Востока” – тема показательного урока по географии в 8-м классе. Помимо обычных физических и контурных карт, школьники использовали мультимедийную установку – географическую информационную систему (ГИС) “Экстримум”, разработанную в агентстве МЧС России по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций. Возможности ГИСа неисчерпаемы: система содержит информацию об экономике, экологии, растительности, реках, дорогах, полезных ископаемых, возможных чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах России и мира. Усвоив, что Камчатка и Сахалин – сравнительно молодые территории, ребята выяснили, что именно в этих районах вероятность землетрясений наиболее высокая, и произвели расчеты опасных очагов. Школьники не ошиблись в своих предположениях, что и подтвердила сейсмическая карта ГИС, и сделали вывод, что предупредить катастрофу намного легче.
Завершился день открытых дверей в школе N1294 подведением итогов работы Центра “Юный эколог и спасатель”, созданного год назад. Ребята старались не пропустить ни одного конкурса и ни одной выставки, за что и получали призы. Так, жюри Всероссийского конкурса юных спасателей присудило школе телевизор, а МЧС за недюжинную активность одарил центр компьютерами. Сергей Шойгу лично вручил юным экологам и спасателям тренажер стоимостью 2000 долларов. На закрытии конференции члены Центра провели показательные выступления. Задача: спустить одного человека со второго этажа горящей школы, оказать ему медицинскую помощь и вытащить второго из завала. В роли пострадавшего выступал тренажер. Юные спасатели с блеском эту задачу решили.
– “Юный эколог и спасатель” заменил в школе пионерскую организацию, – заметил учитель физики Сергей Лизунов. – Теперь наши дети, вместо того чтобы курить в подъездах, предпочитают заниматься в Центре.
Центр “Юный эколог и спасатель” на базе школы N 1294 в Москве не единственный. И с каждым годом подобных организаций становится все больше. Их цель – не дать этому “безумному, безумному, безумному” миру погибнуть.
Джамиля САЙРАМОВА
Комментарии